Тактическая периодизация тренировочного процесса

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Тактическую периодизацию около 35 лет назад придумал Витор Фрейд – профессор спортивной науки из университета Порту. С момента создания методика начала широко применяться по всему миру. Жозе Моуриньо, один из первых её последователей, доказал её успех. С 2002 по 2004 год, являясь тренером «Порту», он дважды занял первое место в чемпионате, одержал победы в Лиге Европы и Лиге Чемпионов. Помимо Моуриньо сторонниками тактической периодизации были Андре Виллаш-Боаш, Брендан Роджерс, Нуно Эспирито Санту, Марко Силва и Леонардо Жардим.

Что такое тактическая периодизация

Это методика обучения, основанная на пересечении многих междисциплинарных выводов, полученных из: нейробиологии, теории сложности, теории хаоса, теории систем, физиологии, психологии, социологии и фрактальной геометрии. Футбол здесь рассматривается как нечто целостное, состоящее из комплекса индивидуального.

Тактическая периодизация и науки, на которых она основана

Тактическая периодизация представляется всеобъемлющим измерением футбола, элементами которого являются физические, технические и психологические измерения. Эта точка зрения ставиться в пику распространенному мнению, где описанные измерения рассматриваются почти изолированно друг от друга с одинаковым приоритетом.

Обычный способ оценки измерений

Измерения через призму тактической периодизации

Важно понимать, что слово «периодизация» здесь используется не в том же смысле, что и периодизация физической нагрузки. Оно относится к тактическим принципам, которые тренируются в течение недели. Еженедельная периодизация тактических принципов называется Морфоциклом – еженедельный план тренировки того, как команда хочет играть.

Понимание сложности игры

Тактическая периодизация бросает вызов устаревшему принципу мышления о футболе, где различные аспекты игры (физические, технические, тактические, психологические) тренируются отдельно. Традиционный подход не соответствует логическому порядку игры и не обеспечивает оптимальную методику обучения и тренировки игроков.

Естественно, что игра в футбол хаотична. Две команды по одиннадцать игроков играя одним мячом стараются защитить свои ворота и поразить ворота соперника, судья следит за соблюдением правил игры. У каждой команды есть стратегия влияния на исход. Устанавливается набор заранее определенных моделей поведения, основанных на различных ситуациях на поле. Возникают попытки поймать соперника на непредсказуемости. Все вышеперечисленное усложняет игру на несколько уровней, и исчезает возможность наблюдать за отдельными компонентами. По этой причине выражение Аристотеля «Целое больше суммы его частей» легко может относиться к футболу.

Понимание фрактальности

Принимая во внимание сложность и хаотичность игры, не обязательно воссоздавать в тренировочном процессе ситуации 11 на 11. Иногда требуется упростить некоторые элементы, чтобы футболистам было проще справиться с игровыми ситуациями. Любое упрощение приводит к потере важных компонентов, поэтому важно не терять связь с реальностью.

В случае, если упрощение допустимо, мы можем воспользоваться теорией фракталов. Редуцируемыми переменными в данном случае может быть количество футболистов, размер игровой зоны, время на упражнение, время отдыха между упражнениями, завершение эпизодов. Важно при этом сохранять хаотичность, сложность, ключевую цель, принятие решения, интенсивность и соответствие стилю игры.

Виктор Фрейд дал прекрасное определение фрактальности: «Если перелить воду из бутылки в чашку, вода в чашке будет аналогична воде в бутылке, но объем сократится».

Пример целой команды и её фрактала в игровом эпизоде

Матрицы тактической периодизации

Тактическая периодизация состоит из концептуальной матрицы (игровая модель) и обучающей матрицы (методологические принципы). Матрицы должны постоянно пересекаться, чтобы тренировочный процесс соответствовал тому, как команда собирается играть.

Концептуальная матрица

Концептуальная матрица  характеризует игровую идею – то, как тренер смотрит на игру, какой стиль и комбинации предпочитает. Это его личный взгляд без учета внешних факторов. Когда тренер приходит на новую работу, есть много вещей, которые влияют на игровую идею. Например: футбольная культура страны, история клуба, в какой момент тренер вступает в должность (в перерыве между сезонами, по ходу сезона), качества футболистов. Только после рассмотрения внешних факторов тренер выводит игровую модель команды.

Внешние факторы, влияющие на игровую модель

Игровая модель

Модель игры – это уровень организации, которого добивается команда. Она является следствием заранее определенного поведения, спланированного и натренированного для каждого момента игры и в различных ситуациях на поле. Это создает больше порядка и определенности, благодаря которому команда может попытаться повлиять на исход игры. Последовательность и частота, с которой желаемое поведение встречается от игры к игре, определяют лицо команды. Модель игры никогда не является готовым продуктом, это бесконечный процесс, постоянно улучшающийся и развивающийся с помощью анализа игры и команды.

Есть три категории, которые позволяют структурировать игровую модель: фазы игры, игра в масштабе, сама игровая модель.

Фазы игры

Существуют 4 фазы игры: атака, переход в оборону, оборона, переход в атаку. Важно понимать и определять когда происходит каждый из этих моментов, и взаимодействие моментов вашей команды с моментами у соперника.

  1. Атака: момент, когда ваша команда атакует, а противник находится в фазе организованной обороны. Фаза длиться до потери мяча
  2. Переход в оборону: фаза после потери мяча, когда ваша команда находится в слабой оборонительной структуре. Контратака является частью этой фазы. Задача соперника воспользоваться моментом слабой организации обороны, пока ваша команда не сбалансирована.
  3. Оборона: фаза без мяча, когда команда имеет лучшую оборонительную структуру. Она длиться до тех пор, пока вы не восстановите владение.
  4. Переход в атаку: фаза, при которой ваша команда только что получила мяч, а соперник находится в слабой оборонительной структуре.

Масштабирование

Масштабирование необходимо для того, чтобы точно знать к каким игрокам применяются принципы игровой модели. В тренировочном процессе используется следующее разделение: коллективное, межсекторное, секторное, групповое, индивидуальное.

Коллективное - включает все линии

Межсекторное обычно подразумевает взаимодействие между ближайшими линиями (защита-полузащита, полузащита-атака)

Секторное задействует только одну линию: защиту, полузащиту, атаку

Групповое включает игроков, которые играют близка друг к другу и объединены схожими целями в своих зонах. Это могут быть центральные защитники и полузащитники, крайние защитники и полузащитники, атакующие полузащитники и нападающие.

Индивидуальное – только один из игроков команды

Принципы игровой модели

Они обычно разделяются на: основные принципы, подпринципы и микропринципы (в оригинале подподпринципы)

Основные принципы предполагают общекомандное и межсекторное масштабирование. Здесь обучение происходит с большим числом задействованных футболистов – 11 на 11, 10 на 10, или 9 на 9. Основные принципы обычно не меняются от игры к игре, чтобы поддерживать командную идентичность.

Например, если команда предпочитает играть в футбол, основанный на владении мячом, то их основной принцип организации игры заключается на контроле мяча, быстрой циркуляции и использовании пространства между зонами. Независимо от соперника, команда не может изменить этому принципу, потому что это, скорее всего, приведет к путанице на поле и отрицательным результатам.

Подпринципы включают межсекторный, секторный и групповой масштаб команды. Несмотря на то, что здесь также важно сохранять общие принципы из недели в неделю, можно допустить некоторую гибкость для адаптации к будущему сопернику. Новый подпринцип может быть изучен в морфоцикле перед следующей игрой.

Если продолжить рассуждение о команде, предпочитающей играть во владение, то подпринципом может быть смещение опорного полузащитника между центральными защитниками с выдвижением крайних и созданием ширины атаки. Это в случае если соперник обороняется слишком глубоко или наоборот оказывает слишком большое давление на вашу оборону. Если же соперник играет средним блоком, то опорник может открываться между линиями и быть дополнительной опцией для розыгрыша мяча.

Микропринципы включают в себя масштаб одного игрока или малой группы игроков, например, два центральных защитника или пара нападающих. Эти принципы определяют специфическое поведение футболистов в различных игровых ситуациях. Они могут быть ещё более гибкими, чем подпринципы.

Центральные нападающие обычно стремятся убежать и получить мяч за спинами защитников, но если соперник играет низким оборонительным блоком, данный способ будет менее продуктивным. Тогда его задачей может быть получения мяча между линиями, дальнейшее продвижение засчет индивидуальных действий или короткого розыгрыша мяча с партнерами. Такое поведение может быть легко натренировано в морфоцикле.


Источник: www.sports.ru

Комментарии: