Сингапур не сдает позиции в рейтингах международных исследований качества образования. Как так получилось, что школьники маленького острова в Юго-Восточной Азии стали самыми умными в мире? Что за секретный ингредиент у этой страны?
Учителя — элита страны
Педагоги входят в пул самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Сингапуре (справедливо, не находите?), а инвестициям в образование страна уделяет очень большое внимание. Будущие учителя проходят тщательный отбор: лучшие получают отличную подготовку и становятся настоящими профессионалами, формируя элиту педагогического сообщества.
Получается, что педагог — не автономный винтик в системе, а человек, задействованный в процессе и внутри, и снаружи: он связан напрямую с Министерством образования, Национальным институтом образования и Академией учителей Сингапура.
Самые эффективные педагоги разрабатывают учебные планы и оказывают хорошую поддержку своим коллегам. В таком цикле проще взаимодействовать: учитель-наставник всегда сможет помочь начинающему педагогу.
Ученики — будущее государства
Как Сингапур удерживает лидирующие образовательные позиции? Начнем с главного — центральным персонажем на уроке выступает ученик, а не педагог. И пока мы пытаемся сделать из учителя мудрого помощника и наставника, избавляясь от старой модели транслятора знаний, в Сингапуре проблема уже решена (а может быть, ее там вовсе и не было).
Какие подходы к обучению реализует образовательная система Сингапура?
Во-первых, детей учат практическим навыкам решения проблем в реальной жизни. Это означает, что у школьников развивается функциональная грамотность, о которой в нашей стране сегодня не говорит только ленивый.
Во-вторых, как бы избито это ни звучало, учителя используют индивидуальный подход, развивая талант каждого ребенка. Школьник в восторге от математики? Отлично, с ним будут заниматься по специальной программе. Хорошо даются языки? — то же самое, программу обучения подберут и для такого ученика.
В-третьих, в Сингапуре ценят не только способности каждого ребенка, но и его личные качества. Учителя видят (да что там учителя, — Министерство образования), что дети с разной скоростью усваивают материал. В результате темп обучения и методы оценки тоже адаптируют под каждого школьника.
В-четвертых, культура Сингапура с раннего детства приучает детей чувствовать себя равными среди представителей различных этнических групп. Правительство страны заботится о единстве, и результат такого отношения ясно иллюстрируется школьной системой. Каждая школа приветствует детей всех этнических представительств.
В-пятых, обучение происходит в заботливых и безопасных условиях, которые формирует образовательная среда. В школьных стенах культивируются позитивные взаимоотношения между учителем, учеником и сверстниками. Дети с заботой и уважением относятся друг к другу, но в то же время они чувствуют себя уверенно и в выражении своих взглядов.
Государство заботится о людях, а заодно и о собственной экономике: по-настоящему мотивированному ребенку интереснее учиться, он уверен в себе и в перспективе из него вырастет профессионал, способный внести свой вклад в развитие страны и сохранить ее продуктивную конкурентоспособную репутацию на международном уровне.
Teach less, learn more
«Учить меньше, учиться больше» — стратегия, которая побуждает педагогов сосредоточиться на качестве образования, а не на количестве зазубренного учениками материала.
В стране существует множество учебных программ, которые адаптируются под каждое занятие. Учителя располагают целым арсеналом готовых мини-методик и в зависимости от учебной задачи применяют их в нужной последовательности.
Набором из 250 образовательных инструментов, который есть в запасе у каждого педагога, пользоваться можно по-разному, и каждый новый урок представляет собой некую точку сборки — детали конструктора снова и снова образуют новую интересную и продуктивную модель.
А еще в Сингапуре существуют дополнительные занятия, на которых ребят учат взаимодействовать с собой, друг с другом и с миром:
- Театральные мастерские позволяют детям в простой и увлекательный форме приобретать навыки общения и социального взаимодействия. Ребята учатся выражать свои идеи и мысли.
- Детская йога развивает физические, психологические и психофизиологические навыки. Это отличный способ расслабиться, набраться сил, повысить гибкость и концентрацию, улучшить работоспособность и учебную мотивацию.
- Математические программы помогают тем, кто сталкивается с трудностями в изучении чисел, геометрических фигур и форм. На занятиях помогают развить фундаментальное понимание математики и позитивное отношение к предмету.
- Программа развития левого и правого полушарий мозга включает в себя упражнения, помогающие развить речь, аналитическое и творческое мышление, критически воспринимать информацию, лучше запоминать и фантазировать.
Нельзя просто так взять и внедрить
Казалось бы, все просто и логично, но сингапурская методика — это не изолированный кейс, который можно перенести под копирку в любую школу России. Сдвинуть парты и попросить детей работать в группах — еще не значит сдвинуть парадигму российского образования.
Вспомните слова профессора Преображенского: «...разруха в головах». У жителей Сингапура в головах система. До ситуации, когда представители Министерства образования не просто связаны с учительской средой, а взаимодействуют напрямую и знают друг друга буквально в лицо, нам далеко. Россия несравнимо больше по географическим масштабам, ее история старше и сложнее.
Да, начинать надо, что называется, с верхушки. Но давайте просто представим: если каждый педагог внесет посильный вклад в развитие всех учеников в своем классе, то результаты будут ощутимы — в первую очередь, для самих же учителей и школьников.
Сильные — дискутируют, слабые — адаптируются
В наших школах уместно проводить занятия в формате дискуссий. Каждая команда из 4-5 человек садится лицом к лицу и начинает обсуждать тему или проблему, которую поставил перед ними учитель. Задача — подготовить и представить классу сообщение на заданную тематику.
У отстающих учеников появится шанс проявить себя: атмосфера беседы по-хорошему раскрепощает участников, каждый сможет высказаться или посоветоваться со сверстниками. «Середнячки» и сами не заметят, как прокачают навыки поиска и анализа информации.
Все ребята постепенно станут привыкать к вузовским форматам семинарских дискуссий и смогут смело высказывать свое мнение, зная, что никто из одноклассников не осудит их, а если начнется спор, то непременно аргументированный. На уроках гуманитарного направления такая методика работает лучше всего. А еще это отличная тренировка командной работы и приобретение коммуникативных навыков.
Кстати, педагог в этот момент тоже становится непосредственным участником процесса — он дискутирует, рассуждает, спорит наравне с учениками.
Мне удалось присутствовать на уроках похожего формата в одной из московских школ. Это была студенческая педагогическая практика — на последней парте мы тихонечко записывали все самое интересное к себе в блокнот. Учительница тогда поразила меня своей эрудицией, необычайным вдохновением и настоящим, незаурядным творческим подходом. Все, что запомнилось мне тогда — урок по автобиографическим произведениям русских писателей в 6 классе, потому что он был просто необыкновенный, и урок русского языка в 10-м, уже с другим учителем, — потому что с него хотелось сбежать.
Источник: rosuchebnik.ru
Комментарии: