Пять гипотез «Парменида» и их значение — Askr Svarte

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-07-14 20:45

Философия ИИ

Неоплатонизм Плотина основывается на интерпретации диалога «Парменид» Платона, в котором закладываются основы учения о Едином, ??, и его отношении с многим. Суть диалога, на основе которого происходит все дальнейшее переосмысление платонического наследия, сводится к пяти первым гипотезам отношений Единого и многого, которые составляют онтологическую иерархию уровней бытия:

Первая гипотеза говорит о Едином, которое превыше бытия (сверх-бытийное Единое) и строго апофатично. Настолько, что к нему неприменимо слово «есть» глагол, делающий его сущим. Верно и обратное, выражение «Единое есть» означает, что мы уже имеем дело или ведем речь не о том высшем Едином, а о каком-то другом модусе Единого; Единое не-есть, но если Единое есть — то это уже не [сверх-бытийное] Единое: не Ничто, а нечто.

Высшего истока — сокрытого в высшей [апофатической] тьме Единого — для взгляда из этого Космоса или из Ума нет вообще, он недоступен для наличного свидетельства и переживания. Единое не есть, но оно «есть» неким иным способом, доступно по иной стратегии и пути, пронизывает собой всё многое, весь Космос. Так, дуализм Богов и титанов, асов и йотунов, а также спектр отношений между ними — от жестокой войны до игры и метаморфоз — заключен и позитивно снят, разрешен в высшем Едином. Единое объемлет и единит то, что в других гипотезах проявляется как дуализм и множественность.

Вторая гипотеза — ?? ?????, «Единое многое», подчеркнуто без каких-либо соединительных союзов между двумя частями, которые устанавливали бы иерархию и отношения, как в третьей и четвертой гипотезах. Уровень ?? ????? — это проявление Единого первой гипотезы (которое в чистом виде Ничто) в катафатических аспектах как многого либо как истинное бытие, например, в выражении «Бог есть бытие» и так далее. ?? ????? является игрой, перетекающей друг в друга динамикой Единого многого. Если попробовать ввести фиксацию, статику, то тут либо отпадет многое и останется ?? первой гипотезы (которого во многом просто нет), либо останется голое ????? нищей материи (нигилизм).

На этом уровне появляется различение между Gottheit и G?tter, а точнее, только на этом уровне G?tter познается как основанное в Gottheit, но при этом отличное о него, обладающее качествами, функциями в мире. Об этом мы, в частности, говорили, разбирая слова-имена Богов и их невыразимую (неограниченную, terminus) природу за пределами слова.

Различение Gottheit и G?tter/Gott как ?? [и] ????? выявляет две не противостоящие друг другу инстанции, которые одновременно являются основаниями друг друга в духе эквиполентности. Так, Ф. Шеллинг, наследующий философской традиции рейнских мистиков, пишет:

«В круге, из которого все происходит, нельзя считать противоречием, что то, посредством чего порождается одно, само в свою очередь порождается им. Здесь нет ни первого, ни последнего, так как все взаимно друг друга предполагает, одно не есть другое и тем не менее не есть без другого. Бог содержит в себе внутреннюю основу своего существования, которая тем самым предшествует ему как существующему; однако вместе с тем Бог есть prius основы, поскольку основа и в качестве таковой не могла бы быть, если бы Бог не существовал actu.

Однако становление вещей в Боге — в абсолютном значении этого — невозможно, ибо они toto genere, или, правильнее было бы сказать, бесконечно отличны от него. Для того чтобы быть отделенными от Бога, их становление должно происходить из отличной от него основы. Но так как вне Бога ничего быть не может, то это противоречие разрешимо только тем, что основа вещей содержится в том, что в самом Боге не есть он сам, то есть в том, что есть основа его существования» .

Последняя фраза Шеллинга утверждает ?? как единый исток всего различного, который есть также вместилище всего, о чем мы говорили выше. Имеет место тонкое различение между существованием вещей, будь то Бог, Боги или вещи материального мира, и Ничто-бытiем, на которое их наличие указывает и одновременное закрывает это бытiе.

На лингвистическом уровне можно провести аналогию с нашим разбором значений слов gap и «ничто», одной своей стороной являющихся сущим (качественным, катафатическим), но в смысловом измерении указывающих на не-сущее, безкачественное и апофатичное: примеры с разрывом или двухсоставной структурой слова ни-что.

Также здесь открывается горизонт катафатического монизма в традиции — сведения всех Богов как ликов и проявлений, в том числе и генеалогических, к фигуре одного высшего Божества с качествами. К этому относится и формула «Высший Единый Бог есть бытие», так как в своих манифестациях и ликах он проявляется как Космос и его Боги. Наиболее детально эта метафизика разработана в даршанах адвайта-веданты и адвайта-тантризма Индии.

Неоплатоники вышли на горизонт этого катафатического теологического монизма или хенозиса (приведения к Единому), в эллинской традиции трактуя имя верховного Бога Солнца Аполлона. Имя ??????? они разделяли на строго отрицательную приставку ?- и корень ??????, который означал «многое», в итоге Аполлон — это ?-??????, Не-множественный, а значит, Единый (?? ?????, ср. Gott у М. Экхарта, но высший). Другое имя Аполлона — Феб, ??????, что на греческом языке означает «лучезарный» . Солнце и его лучи — метафора Единого и его манифестаций и теофаний в мире. Сияющее Солнце — это манифестирующее себя и явленное в своем сиянии главенствующее на небе и среди Богов Единое — Аполлон, который пронизывает своим светом (единит) все этажи Космоса и правит в нем. В то время как ?? первой гипотезы описывается в терминах апофатической тьмы и бездны.

Третья и четвертая гипотеза несут в себе важнейший нюанс — связку ???, союз «и»: единое и многое; многое и единое. Здесь мы уже видим I) появление онтологического разрыва между Единым и многим, они различны сущностно; II) иерархию отношений: доминирование Единого над многим в третьей гипотезе и наоборот — собирание Единого из многого в четвертой.

Уровню ?? ??? ????? полностью соответствует креационистская метафизика Единственного-Единого, дистанцированного от мира через онтологический разрыв природ Бога (Иегова, Яхве, Аллах). Максимальное выражение эта закрытая топика находит в гностицизме, где Демиург является воплощением космического зла, как и его извращенное творение — темницей душ.

Антитезой этому является гипотеза ????? ??? ??, которая соответствует гносеологии и онтологии Модерна: превосходство материального многого (вещество, атомы, суб-атомный уровень и так далее), позитивизм, конвенцинальность и атомарное гражданское общество. Единое: общество как сумма индивидуумов, конвенциональная истина и таксономия родов и видов как обобщающих восходящих категорий; построение Единого как суммы многого снизу. Отношения креационизма и Модерна в другой работе и в иных терминах мы описали как отношения отца и сына, истока и истекающей из него реки. В таком свете обращение ?? ??? ????? в ????? ??? ?? закономерно и отражает констатацию Ф. Ницше «Бог умер» и расцвет нигилизма.

Несмотря на идентичное написание, в третьей и четвертой гипотезах ?? не является ни сверх-бытийным Единым первой гипотезы, ни Единым-бытием второй гипотезы — это уже совсем другое, онтологически отличное единое: креатор монотеизма или конвенциональное обобщающее единое в научной картине мира. Аналогично и с ?????, не тождественным динамически играющему ?? ????? второй гипотезы, в которой нет разрыва и отношения союза «и», ???. Многое третьей гипотезы — тварный ex Nihilo мир, а многое четвертой гипотезы — материальный нигилизм, поставленный над Единым, материя, её диалектика и развитие.

Последняя пятая гипотеза говорит уже о самом нижнем онтологическом горизонте бытия — ?????. Есть только многое, никакого Единого нет вообще, ни из какой гипотезы: ни сверх-бытия, ни Богов, ни конвенциональных обобщений: только чистый процесс дробления, перетекания, смешения, лишенный света Аполлона, а значит, порядка, Ума, Логоса.

Фридрих Георг Юнгер точно определил истину ????? в максиме «где нет Богов, там правят титаны». Уровень ????? — это хтоническое пространство чистого титанизма, миры йотунов и их нищеты. Ночь настолько глубокая, что человек и его Dasein уже не помнят и не знают о свете и Солнце, о возможности собственной (Selbst) аутентичности бытiя.

В принципе в границах пяти гипотез «Парменида» заключены все возможные вариации метафизик: языческая мифологическая, креационистская, научная метафизика Нового времени и ризома Постмодерна, а также все их частные издания, внутренние узоры и разветвления и производные. Гипотеза ????? говорит нам о другой бездне (с малой буквы) — это бездна материи, бесконечного погружения во многое, которому нет порядка и конца. Бездна сверх-бытия сверху дублируется бездной не-бытия снизу.

Мы вновь встречаемся с тем, что связывает все уровни и пронизывает две бездны — ?????, словом. Но это греческое слово имеет ещё ряд значений, более древних, чем закрепившиеся в философии значения «слова», «высказывания», «учения». Хайдеггер уделяет особое внимание толкованию Логоса в его этимологическом значении — как «средоточения», «собирания» («средоточенное-собирание»), восходящего к этимологическому значению «жать», то есть жатва, срезание и собирание колосьев, трав как «единение». В данном случае Логос выступает как то, что позволяет человеку обратиться в направлении познания Бездны Сверхбытия Единого сверху либо хтонической бездны небытия материи снизу. Хайдеггер подчеркивает, что Логос — это отношение человека к сущему . В этом он наследует Аристотелю в его определении человека как ???? ????? ????, «животного обладающего логосом [речью]». Логос — это и мышление, переводимое на латынь как ratio, а также высказывание, речь, собирающее-сосредоточение как отношение к сущему и открытость человека как особого сущего к этому отношению к сущему в его так-бытийствовании.

Askr Svarte (Нечкасов Е.). Приближение и окружение / Askr Svarte (Е. Нечкасов) // Приближение и окружение. — Svarte publishing, Новосибирск. — 2017. — С. 174-178.

Книга готовится к переизданию.


Источник: m.vk.com

Комментарии: