Приключения диалектики |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-17 12:19 Итак, после того, как я посмотрел спор о диамате на канале Семина (https://youtu.be/rCRTm2xJuRw ), я решил высказать свое отношение о диалектике. Хотя в анархистской среде она не очень уважается (хотя еще Бакунин опирался этот метод), тем не менее я постараюсь высказаться по данной теме. И первым делом я бы хотел провести очень важную пометку: в процессе человеческого познания есть две разные сферы – рассудок и сознание. Рассудок занимается упорядочиванием, формализацией, классификацией, выработкой внутренне непротиворечивых суждений, отвлеченно от их соответствия их содержания с окружающим миром. Разум же постоянно стремится отыскивать «новые измерения», новые данные об окружающем мире. Категориями рассудка занимается математика и формальная логика, которую разрабатывали и дорабатывали перипатетики, стоики, схоласты и аналитики, и куда не имеет никакого смысла вмешиваться диалектикам. Категориями же разума, а также процесс взаимодействия разума с рассудком, по моему мнению, и является собственно предметами исследования диалектики. Поэтому куда более продуктивно использовать этот метод именно в гуманитарных дисциплинах. Это два параллельных исследования, которые не следует смешивать между собой. Думаю, будет уместно тут привести цитату Паскаля из «Мыслей»: «Существуют два склада ума: один быстро и глубоко постигает следствия, вытекающие из того или иного начала, — это ум проницательный; другой способен охватить множество начал, не путаясь в них, — это ум математический. В первом случае человек обладает умом сильным и здравым, во втором — широким, и далеко не всегда эти свойства сочетаются: сильный ум в то же время может быть ограниченным, широкий ум — поверхностным». Одним из важнейших элементов этой теории (который, правда, нельзя полностью абсолютизировать, забывая о моменте спонтанности) это теория отражения. Благодаря ней можно объяснить сущность сознания, которое является отражения бытия (то, что Гуссерль выразит термином интенциональность). Благодаря же данным естественных наук мы можем исследовать стадии отражения в процессе развития нервной системы у живых существ до человека, тем самым окончательно опровергнув релятивизм и преодолев дуалистическое субъектно-объектное противопоставление Декарта. Отсюда тезис диалектики о ложности противопоставлении онтологии и гносеологии. Т.к. любая онтологическая конструкция дается нам через познание. А любое познание есть познание «о чем-то», оно всегда предметно, бытийствено, онтологично. Также диалектика для меня является формой фаллибилизма и антидогматизма. Метафизическая установка диалектического материализма исходит из дискретности материи в пространстве и времени, а также дискретность движения самой этой материи. Отсюда наше познание, которое в традициях философского реализма провозглашаются «субъективным переживанием объективной данности», никогда не остановится. Мыслить – значит уметь глубже постигать какой-то предмет, исследуя противоречивость наших знаний о том или ином предмете, а не умение заучивать нормативные «истины». Этот метод также вполне применим, например, в либертарной педагогике. Тут мне очень близка мысль Ильенкова из его статьи «Учитесь мыслить смолоду». В этой статье он критикует советскую систему образования и, приводя цитату Гераклита «многознание не есть ум», говорит: «Представьте, если бы занятия математики состояли в заучивании готовых ответов в решебнике. А ведь именно так у нас преподаётся история, химия, биология. Эта система не помогает человеку научиться мыслить, а лишь калечит его разум и коверкает его представления о самом познании». Приведу пример из «Капитала». Согласно традиционному пониманию буржуазной политической экономии каждый товар обменивается на свой эквивалент. Маркс также начинает исследование с этой предпосылки, но анализируя оборот капитала наталкивается на очевидное противоречие. Буржуа за время оборотов капитала получают больше меновой стоимости, нежели было затрачено заранее. Отсюда Маркс выводит закон прибавочной стоимости и обогащает свою систему, трансформируя аксиоматику политэкономии. Вот, чем является диалектика в моем понимании. И, на мой взгляд, этот метод вполне имеет право на жизнь, если не пытаться совать его, куда не надо. Источник: youtu.be Комментарии: |
|