![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Однажды мне рассказали о разнице между философией и языкознанием |
||||||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-02 20:25 ![]() «Мы не можем сказать, что некоторый языковый текст маркирован как акт сознания. Скорее, мы имеем дело с какими-то синтаксическими и стилистическими конструкциями, где сознание проявляется в установлении ранга текста, в установлении текста внутри текста и т.д. На это явление неоднократно обращали внимание и лингвисты, и исследователи стилевых особенностей языка. Вообще, эта проблема нас не интересует; но просто потому, что мы хотим понять не язык, а сознание, мы считаем, что язык — это нечто, что уже понято (не нами). Мы не понимаем — что такое язык, но здесь мы и не хотим понимать — что такое язык, — мы хотим понимать, что такое сознание» [Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание, 2011, с. 33]. По другому пути идёт языковед. Он исходит из того, что всякий текст маркирован как акт сознания. Он не хочет понять, что такое сознание и как оно «работает», но он хочет понять, как именно и какие акты и структуры сознания получают выражение в тексте. «Сами по себе языковые оппозиции, как нам кажется, не говорят ни о чём в сознании. Более того, они не говорят и о присутствии сознания. Можно предположить иное: когда человек ПЕРЕХОДИТ от одной системы оппозиций к другой, тогда мы можем предположить присутствие факта сознания как фактора перехода от одного языкового состояния к другому, сама динамика которого как бы косвенно указывает на то, что имеет место сознание. В этом смысле не лингвистическими оппозициями нужно пользоваться для разъяснения сознания, а сознанием для разъяснения лингвистических оппозиций, для интерпретации самого факта их существования. Сознание вообще можно было бы ввести как динамическое условие перевода каких-то структур, явлений, событий, не относящихся к сознанию, в план действия интеллектуальных структур, также не относящихся к сознанию» [Там же]. Опять-таки пусть размышлений лингвиста иной (почти обратный). Некий объект наблюдения (носитель языка) в один момент говорит: «Я любил тёщу», — а в другой момент говорит: «Я полюбил тёщу». Отсюда можно сделать предположение: когда человек ПЕРЕХОДИТ от одной оппозиции к другой (от одного текста к другому или от отсутствия текста к его наличию, порождению), это есть маркер некоторого состояния сознания или изменения прежнего состояния. Следовательно, языковые оппозиции (различающиеся тексты) используются для разъяснения сознания, для интерпретации способа выражения состояний сознания в языковых формах. Языковые формы вводятся как динамические условия перевода каких-то структур, явлений, событий, относящихся к сознанию, в план структур, к нему не относящихся, а относящихся к научной теории, описывающей и язык, и сознание. Но главное состоит в том, что языковед рассматривает сознание чисто психологически, в то время как для философа категория сознания непсихична, в сознании необязательно психическое содержание. Комментарии: |
||||||