МУЖСКОЙ МОЗГ ЗАТОЧЕН НА АГРЕССИЮ И НЕ МОЖЕТ В КРЕАТИВНОСТЬ, ПОТОМУ ЧТО МОЗЖЕЧОК И КЛЕТКИ ПУРКИНЬЕ

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Пойдем по порядку. Во-первых, кора мозжечка состоит отнюдь не "практически из одних клеток Пуркинье". Там есть еще звездчатые и корзинчатые нейроны, клетки-зерна, веретеновидные клетки [1][2]. Клетки Пуркинье же находятся в ганглионарном слое коры мозжечка и расположены в один ряд (одна из причин, по которой их легко узнать на препарате). И это еще упрощенная схема, без углубления в тонкости классификаций: например, звездчатые нейроны в молекулярном слое коры мозжечка бывают мелкими и крупными [1] (в зависимости от длины и разветвленности их дендритов и аксонов), а в зернистом слое есть тормозные большие звездчатые нейроны, которые тоже делятся на два типа: с короткими и длинными нейритами и разным расположением. Их еще называют клетками Гольджи [3].

Во-вторых, с чего вдруг клетки Пуркинье в принципе связываются со склонностью к насилию и агрессии? На самом деле они связаны с координацией движений [4] и обучением моторной активности [5]. Конечно, если постараться — можно найти кое-какие данные о связи между клетками Пуркинье и агрессией [6] (исследование новаторское и на мышах, но для первого приближения сойдет). Однако никаких данных о том, что у мужчин клетки Пуркинье упакованы значительно более плотно, чем у женщин, и именно это делает их более агрессивными, похоже, не существует.

В любом случае, мозжечок и клетки Пуркинье — далеко не первые кандидаты. Автору нужно было сочинить что-нибудь про миндалевидное тело — его гораздо чаще связывают с агрессией [7][8].

Теперь о креативности. На самом деле нельзя назвать какой-то пол более креативным (способным к творчеству). Исследователи пишут о сложности и запутанности вопроса. Если открыть выводы (раздел Conclusions) одного из современных выборочных научных обзоров [9], то можно прочитать следующее:

"Assessing gender differences in creativity is a controversial issue research direction to study. And for good reason. This is naive and it's wrong to assume that one gender is more creative than the other, or that there is absolutely no difference between the sexes (Pinker 2009). The truth seems far away more subtle and complex."

То есть наивно и неверно полагать, что один пол более креативен, чем другой, или что нет абсолютно никакой разницы между полами. Похоже, что на самом деле все тоньше и сложнее. При этом в обзоре отмечается, что хоть исследования и противоречивы (часть не находит различий, в части мужчины демонстрируют лучшие результатые в ряде аспектов, а в части — женщины) де-факто мужчины более успешны в креативных областях.

Естественно, такое положение дел наводит на мысль о социокультурных причинах разрыва — недаром в разделе объяснений (Explanations: biological versus sociocultural) гораздо больше места посвящено социокультурным факторам. В любом случае, данные этого обзора явно противоречат утверждениям со скриншота.

Взглянем еще на довольно свежее лонгитюдное исследование [10]. Его авторы также сходу признают, что связь между полом и креативностью остается неразрешенным исследовательским вопросом. Ученые расчитывали обнаружить превосходство женщин в детском и раннем подростковом возрасте и превосходство мужчин, начиная с 16-летнего возраста. Результаты действительно выявили некоторое женское превосходство в детском и раннем подростковом возрасте, однако мужское превосходство не было обнаружено в подростковом и начинающемся взрослом возрасте. Скорее было выявлено большее половое сходство и большая мужская изменчивость.

Какой вывод можно сделать, опираясь на достаточно свежие академические материалы? Уж точно не такие, как написала девушка со скриншота. Оценивать половые различия в креативности тяжело. Различия, скорее всего, существуют, но они сложны, меняются в течении жизни и сильно зависят от культурной среды (хотя точных данных о пропорциях вклада у нас нет, так как пока не было соответствующего систематического исследования [9]).

ИТОГ

Основные утверждения девушки со скриншота не выдерживают критики. Кора мозжечка не состоит практически из одних клеток Пуркинье. Данных о влиянии клеток Пуркинье на агрессию в научной литературе очень мало, а данных об их более плотной упаковке в мужском мозге и влиянии этого на агрессию — вообще не удалось отыскать. Данные о том, что женский мозг лучше заточен под креативность, если и можно встретить — то лишь в отдельных исследованиях, нашедших какие-то преимущества женщин (и даже там такое объяснение наверняка будет лишь в форме предположения). Попытка же взглянуть на вопрос хоть сколько-нибудь системно приводит нас к пониманию, что на самом деле ни один из полов нельзя назвать более креативным. Причем де-факто в креативных областях чаще преуспевают как раз мужчины, а не женщины (при этом причины, скорее всего, социокультурные, а не "заточка мозга").

Опус Лизы Симпсон против мужчин мало чем отличается от стандартных псевдонаучных нападок сексистов на женский пол, и я его с удовольствием разобрала.

Статья для группы EQUALITY. За проверку части про креативность спасибо .

ССЫЛКИ

1 - https://studfile.net/preview/10433354/page:32/

2 - https://studfile.net/preview/10433354/page:33/

3 - http://histol.ru/tables/nerv-2.htm

4 - https://www.britannica.com/science/Purkinje-cell

5 - Nguyen-Vu, T. B., Kimpo, R. R., Rinaldi, J. M., Kohli, A., Zeng, H., Deisseroth, K., & Raymond, J. L. (2013). Cerebellar Purkinje cell activity drives motor learning. Nature neuroscience, 16(12), 1734. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3966616/)

6 - Jackman, S. L., Chen, C. H., Offermann, H. L., Drew, I. R., Harrison, B. M., Bowman, A. M., ... & Regehr, W. G. (2020). Cerebellar Purkinje cell activity modulates aggressive behavior. Elife, 9, e53229. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7202893/)

7 - Siever, L. J. (2008). Neurobiology of aggression and violence. American Journal of Psychiatry, 165(4), 429-442. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4176893/)

8 - Blair, R. J. (2016). The neurobiology of impulsive aggression. Journal of child and adolescent psychopharmacology, 26(1), 4-9. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4779272/)

9 - Abraham, A. (2016). Gender and creativity: an overview of psychological and neuroscientific literature. Brain imaging and behavior, 10(2), 609-618. (https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/26051636/)

10 - He, W. J. (2018). A 4-year longitudinal study of the sex-creativity relationship in childhood, adolescence, and emerging adulthood: Findings of mean and variability analyses. Frontiers in Psychology, 9, 2331. (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6275319/)


Источник: www.ncbi.nlm.nih.gov

Комментарии: