Jennifer Walshe — A Late Anthology Of Early Music Vol. 1 Ancient To Renaissance (Tetbind Records, 2020) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-24 19:51
Артур Кларк говорил: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». В нашем современном техно-социальном ландшафте этот вид «мистицизма» распространен повсеместно, проявляясь через нейросети, машинное обучение и различные вариации искусственного интеллекта – технологии, которые, к лучшему или худшему, проникли во все сферы жизни.
Искусство не могло остаться в стороне. Растущее число попыток создания музыки с помощью искусственного интеллекта отражает усиливающийся интерес к новому – планомерному или случайному, но нечеловеческому – пути создания произведений искусства. Конечно, есть композиторы, которые не хотят принимать такой расклад, противопоставляя себя и свое творчество этой тенденции. А есть и те, кто налаживает связи и проводит параллели между человеческим и искусственным. К последним и относится композитор, вокалистка и художница из Дублина Дженнифер Уолш. A Late Anthology Of Early Music Vol. 1 Ancient To Renaissance – работа, хоть и тонко дихотомичная, но не опускающаяся до такого примитива, как конфликт между «человеком» и «машиной». Вместо этого альбом обнажает параллели. В качестве «строительного материала» музыки используются спетые Уолш мелодии а капелла, которые затем были проанализированы и переиграны SampleRNN – искусственной нейронной сетью, созданной и управляемой Си Джеем Карром и Заком Зуковски по прозвищу Dadabots. С помощью этих компонентов ИИ строит замысловатое музыкальное повествование, в котором тысячелетия укладываются в несколько минут. Семнадцать треков охватывают период со II-го по XVI-й век в хронологическом порядке и представляют собой краткий обзор ритмической, гармонической и структурной эволюции музыки. В каждом сочинении можно услышать и почувствовать, как меняется понимание нейронной сетью пения Уолш: алгоритм идет по одному пути, делает ошибки пробует другой путь, снова делает ошибки. Этот голодный, навязчивый процесс повторяется до тех пор, пока композиция не начинает напоминать настоящий голос Уолш. Но именно ошибки и ранние итерации вызывают восторг. В самом начале — эпитафия Сейкилоса. Уолш воссоздает эту самую раннюю из сохранившихся в мире композиций. Трепыхания, хрюканье и шепот зарождающегося протоголоса материализуются и растворяются в туманном фоне, пытаясь приблизить произведение своими косыми текстурами, напевая мелодию, когда-то известную, но забытую. Исполнение выглядит намеренно ущербным, наслаждаясь возможностью переосмысления через неопределенность и юмор. Перенесемся на несколько столетий вперед, и священная монофония Хильдегарды фон Бинген в «Principio Omnes» превращается в бред, из бормотания, жужжания и хихиканья. В мотете Адама Де Ла Галля «Robins M'aime» и «Organum Triplum» Перотена полифоническим голосам придается ударное качество чужеродного ксилофона, протащенного через века, пока он не зазвучал как цифровое чириканье коммутируемого модема. На протяжении всего альбома артикуляция Уолш продолжает обитать в невозможных формах: от дезориентирующего звона колоколов, через неопределенное бормотание, до резкого шума, похожего на Мерцбоу. К тому времени, когда появляются мадригалы Карло Джезуальдо и Джейкоба Аркаделта, синтетический голос становится ласково текстурированным, но, скрипя синтетическим битбоксом и гудя – напоминает контролируемые, абсурдные вокализации разговоров авангардных джазисток Жоэль Леандр и Лорен Ньютон. В конце «Missa Papae Marcelli, Agnus Dei I» Джованни да Палестрины заканчивает работу с навязчивой оперной интонацией, тесно связанной с реальным человеческим голосом и вызывающей аналогии с хоровыми произведениями Дьердя Лигети. Комментарии: |
|