Говорите ниже: Как общество пытается контролировать женщин при помощи голоса |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-20 11:00 Год назад сразу в нескольких изданиях вышли критические статьи, посвящённые голосовым помощникам. Вернее было бы сказать помощницам: Siri у Apple, Alexa у Amazon и Cortana у Windows воплощают «женский» вариант искусственного интеллекта. Поводом для публикации стал отчёт ЮНЕСКО, который критиковал гендерную предвзятость современных технологий. Голосовых помощниц раскритиковали за сексизм — например, Siri, когда ей говорили, что она «горячая», радостно отвечала: «Это так мило с Вашей стороны». В материале The New York Times сексизм связывают с преимущественно мужским составом разработчиков, которые видят голосовых помощников как услужливых и даже кокетливых женщин. Сам факт, что Siri, Alexa и Cortana по умолчанию говорят тонко и нежно, тоже намекает на проблему, ведь компьютерные голоса помощниц были созданы такими, чтобы нравиться мужчинам. Голос Хиллари называли и «слишком громким», и «раздражающим». Манеру говорить Клинтон ненавидели, а издание The Atlantic даже сняло целое видео о причинах этой ненависти Женские голоса окружают нас повсюду, и зачастую они звучат очень похоже. За примерами далеко ходить не нужно: стоит включить телевизор и посмотреть любую рекламу — вы услышите «приятный» женский голос. «Правильные» женские голоса изобрели не вчера: патриархальная культура столетиями формировала образ женского голоса. Журналист и преподаватель музыки Уильям Чен в Time вспоминает некоторые иллюстрации того, как общество воспевало или, напротив, демонизировало женский голос. Из древнегреческой мифологии он приводит пример Сирен — демонических существ с женской сущностью. Они обладали божественным, настолько услаждающим голосом, что с его помощью заманивали моряков, чтобы поглотить их. В средневековой Англии любую женщину, если она не говорила тихо и вкрадчиво, считали агрессивной и «не способной держать свой негатив при себе». В конце прошлого века женщины составляли подавляющее большинство от числа телефонисток, и, для того чтобы получить работу, они в обязательном порядке брали уроки «нежного» голоса. Кроме того, к женщинам, которые не боятся говорить громко, относятся предвзято. Два года назад спортивная журналистка из Великобритании Вики Спаркс стала первой женщиной-комментатором футбольных матчей Чемпионата мира по футболу. Спаркс комментировала матч Португалии против Марокко, после чего столкнулась с лавиной критики — консервативные футбольные болельщики решили, что женщина не может комментировать напряжённые игры. Против Спаркс выступил Джейсон Канди, игравший за «Тоттенхэм» и «Челси». В эфире Good Morning, Britain футболист заявил, что «драматические моменты в игре требуют более низкого голоса». «Я предпочитаю слышать мужской голос при просмотре футбола: 90 минут высокого женского голоса — не совсем то, что я хотел бы услышать», — сказал он. Критикуют голоса и других женщин, когда они вступают на традиционно «мужскую» территорию. Одна из них — это, несомненно, политика. С сексистскими замечаниями, которые касались голоса, четыре года назад столкнулась Хиллари Клинтон. Во время президентской кампании Клинтон много и публично выступала, протестуя в том числе и против сексизма. Однако за рамками её программы обсуждали и то, как она об этой программе рассказывает — голос Хиллари называли и «слишком громким», и «раздражающим». Манеру говорить Клинтон ненавидели, а издание The Atlantic даже сняло целое видео о причинах этой ненависти. «Я думаю, что многие проблемы Клинтон связаны с тем, как она подаёт свою программу, — сказал о голосе Хиллари журналист Washington Post Боб Вудворд. — Она кричит, как будто в её программе есть что-то неотрефлексированное». Вудворда обвинили в сексизме, а на защиту Хиллари встала руководительница организации для женщин в политике Emily’s List Стефани Шриок. «Это 2016 год, и я не могу поверить — правда, не могу поверить — что мы ведём этот разговор», — заявила она. Сама же Хиллари Клинтон выступила достойно и лаконично. «Когда женщина просто говорит, многие начинают думать, что она кричит», — ответила экс-кандидатка в президенты своему конкуренту по Демократической партии Берни Сандерсу. При этом западные политологи отмечают, что у её супруга Билла Клинтона тоже высокий тембр, но его за это никто не критикует. Считается, что более низкий голос звучит более властно. Так, Маргарэт Тэтчер работала с преподавателями по вокалу, чтобы снизить собственный голос Нельзя сказать, что женщинам разрешают говорить так, как им удобно, и в типично «женских» сферах. В 1926 году исследовали, кого люди хотели бы слышать по радио, и 100 из 101 человека заявили, что хотели бы слышать исключительно мужские голоса, потому что женщины «вкладывали слишком много личного». При этом само устройство радиопередачи того времени не предназначалось для женских голосов. Из-за частых помех вещатели и компании-производители оборудования выбирали более низкие частоты, а они передавали корректно более низкие, то есть чаще всего мужские, голоса. Более чем за девяносто лет проблема не разрешилась: исследование 2017 года показало, что мужские голоса в радиорекламе всё ещё воспринимаются как более «надёжные» и «эффективные». Интересно, что низким женским голосам доверяют в рекламе на радио больше, чем высоким. И в этом доверии, надо полагать, тоже проявляются гендерные стереотипы. То же самое можно сказать и о телевидении: в исследовании 1976 года установили, что женщины на телеэкранах должны обладать не только соответствующей квалификацией или подобающей внешностью, но и приятным голосом. Ведущая телевизионных новостей Шерил Уиллс, несмотря на то что посвятила своей профессии два десятка лет, считает, что не выиграла бы приз в телевизионной премии, если бы не работала с голосом. «Я звучала, как маленькая девочка, — рассказывает она. — Я хрипела, я не знала, как контролировать своё дыхание, и я действительно не понимала, как изменить голос, чтобы говорить уверенно». «У меня есть проблема, когда ко мне подходят люди и говорят, что не хотят слушать меня, потому что их бесит мой голос, — говорит телеведущая Лулу Гарсия-Наварро. — Это сразу дисквалифицирует целый ряд людей. Потому что с кем они сравнивают? Они сравнивают тебя с белым мужчиной». И хотя считается, что мужские голоса на телевидении тоже должны быть поставлены, навряд ли мужчин-телеведущих будут судить только по манере говорить, или, скажем, манере одеваться, или жестикулировать в кадре. Мужчин судят по тому, что они говорят, а женщин ещё и по тому, как они это делают. И именно поэтому последним приходится думать не только о смысле сказанного: считается, что более низкий голос звучит более властно. Так, что Маргарэт Тэтчер в промежуток между шестидесятыми и восьмидесятыми специально работала с преподавателями по вокалу, чтобы снизить собственный голос на шестьдесят герц. The New Yorker рассказывает, что так же поступила и основательница мошеннического стартапа Theranos Элизабет Холмс. Бизнесвумен утрировала деловой образ и подчёркнуто носила только чёрные водолазки и синие джинсы, чтобы её — генерального директора компании с миллиардными оборотами — воспринимали серьёзнее. Две эти истории — отнюдь не частное решение: в 1998 австралийские учёные исследовали, как за 50 лет изменились голоса австралиек, и установили, что их частота снизилась примерно на 23 герца. Этот процесс связывают не с биологией, а с перераспределением власти в обществе: чтобы звучать уверенно, чтобы к ним прислушивались, женщины должны делать свои голоса ниже. Но как и в других частных случаях сексизма, женский голос преследуют двойные стандарты. В одном исследовании утверждается, что низкий женский голос звучит «несексуально», вероятно, из-за того, что общественное сознание такой тембр связывает с мужчинами, которых в целом объективируют меньше. Нельзя исключать и субъективность оценки голоса каждой конкретной женщины, которой предлагается его «переделать» — ведь зачастую за псевдо-доброжелательным советом кроется банальный сексизм. Лена Кравцова (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.) рассказывает, что столкнулась ровно с такой проблемой. Она работает в консалтинге и анализирует данные клиентов, а потом обучает этому сотрудников. «Однажды на учебных курсах мне сказали, что если я буду вести презентацию с такими интонациями, меня никто никогда не будет воспринимать всерьёз, потому что я звучу как девочка с “ютьюб-канала”, — рассказывает она. — Тренер услышал у меня так называемый up-talk («повышение тона». — Прим. ред.) и разнёс меня в пух и прах. Курсы шли неделю, и я каждый вечер рыдала от собственной ничтожности. Думала, что я ничего не добьюсь, потому что, очевидно, говорить публично надо только как в TED Talks, даже если говоришь без сценария. Остальные участники курсов были мужчинами, и у них такой проблемы не было. Возможно, тренеру просто не нравился мой голос, манера речи или акцент». Решить проблему предвзятого отношения к женским голосам может быть непросто — тем более что даже сейчас, как пишет The New York Times, женщины сталкиваются с техническими проблемами при передаче их голосов. Однако это только лишний раз подчёркивает тот факт, что множество объектов материальной культуры мужчины создавали для мужчин, отдавая женщинам второстепенную — то есть наблюдательную — роль. Женские голоса звучат по-разному, и даже голос из «ютьюб-канала» достоин того, чтобы его услышали. При этом важно всегда помнить, почему его предлагают изменить: из-за трудностей с дикцией, дыханием или других, уже навязанных. «Я хочу знать, какую обратную связь или критику они получили и кем, — рассказывает преподавательница техники речи из Нью-Йорка Эми Столлер в материале BBC, когда рассказывает о клиентках. — Есть много способов помочь человеку, которые не включают в себя саму переделку речи. Можно научить пользовать тем голосом, что есть, более эффективно». Источник: www.wonderzine.com Комментарии: |
|