Ф.Ф. Фортунатов: мускульные и слуховые ощущения звуков |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-06 14:25 Ф.Ф. Фортунатов, на мой взгляд, — один из самых парадоксальных русских лингвистов. Парадоксальных именно по отношению среднестатистического доктора наук к нему. Давно стали хрестоматийными фразы (только фразы!) о том, что он одновременно и основатель «формальной» московской лингвистической школы, и излишне психологичен в своих суждениях о языке. Мне думается, что люди, повторяющие эти штампы, просто не знакомы с трудами самого Ф.Ф. Фортунатова либо прочитали их, уже находясь под влиянием этих штампов. Не берусь утверждать, что я сам понял его идеи «правильно» или более «правильно», чем кто бы то ни было другой. Но я берусь утверждать, что более материалистически настроенного языковеда рубежа позапрошлого и прошлого веков не найти. Я не хочу рассуждать в том духе, в котором было принято рассуждать лет 70 назад. Я не буду убеждать самого себя и других, что Ф.Ф. Фортунатов по философским убеждениям действительно был материалист (вообще, противопоставление идеализма материализму нужно оставить в прошлом). Но я полагаю, что его рассуждения о природе языкового знака не вносят в понимание знака никакого метафизического, теистического или мистического компонента. Другое дело, что язык его сочинений весьма труден и многие его суждения нуждаются как бы в расшифровке и дополнительной интерпретации (что, конечно, влечёт за собой риск их искажения). Начать следует с того, что язык, по Ф.Ф. Фортунатову, существует в процессе мышления и в речи, а речь — это процесс выражения мыслей и чувствований [Фортунатов 1956: 111]. И вот здесь начинается как раз интересующая нас тема. «Наше мышление состоит из духовных явлений, называемых представлениями, в их различных сочетаниях, и из чувства соотношения этих представлений. Представлением как известным духовным явлением называют тот след ощущения, который сохраняется некоторое время после того, как не действует уже причина, вызвавшая ощущение, и который впоследствии может воспроизводиться по действию закона психической ассоциации» [Там же]. Ф.Ф. Фортунатов не говорит в данном случае, какова та причина, которая вызывает это духовное явление, но можно с уверенностью утверждать, что коль скоро речь идёт об ощущениях, то их причина может быть только материальной — воздействие материальных предметов на органы чувств. Важно обратить внимание: такое специфическое духовное (сейчас бы сказали: психическое) явление, как представление, может воспроизводиться, когда уже отсутствует причина, вызвавшая его. Духовные явления суть особые физические, точнее, физиологические явления, а именно следы ощущений от воздействия на тело внешних предметов. Здесь нет речи о двух параллельных мирах: мире физическом, в котором живут ощущения, и мире духовном, в котором живут идеи. Здесь монизм: духовные явления — это такие физические явления, которые способны длиться, когда их причина уже не действует, и воспроизводиться при отсутствии их причины или источника. В интерпретации закона психической ассоциации Ф.Ф. Фортунатов почти дословно повторяет И.М. Сеченова: «Все наши духовные явления (как первичные, называемые ощущениями, так и различные сложные чувствования, а равно и самые представления) способны воспроизводиться по действию этого закона, а именно: духовные явления смежные, т.е. получаемые в опыте вместе или в непосредственной преемственности, способны впоследствии воспроизводить одно другое, и точно так же духовные явления, сходные между собою, способны воспроизводить впоследствии одно другое» [Там же: 111–112]. Коль скоро мы живём не в мире отдельных предметов, а в мире связанных между собой предметов, то и представления о них (т.е. все наши представления) связаны в нашем сознании либо по сходству, либо по смежности. По закону ассоциации духовных явлений могут соединяться и схожие предметы (точнее, конечно, их представления): «…когда я вижу или представляю себе снег, я могу получить при этом, по действию психической ассоциации, также и представление другого предмета (т.е. воспроизведение ощущений другого предмета), сходного со снегом, равно как и наоборот, ощущение или представление другого предмета, сходного со снегом, способно вызвать за собою представление снега» [Там же: 112]. Что значит, что духовные явления способны воспроизводить одно другое (ключевое слово, видимо, «воспроизводить»)? В сознании человека появляется ощущение холода вместе с ощущением (зрительным) снега. То же самое с представлением (зрительным) снега и представлением (зрительным или слуховым) слова снег. И Ф.Ф. Фортунатов отмечает, что духовные явления способны воспроизводить одно другое, связанное с первым смежностью или сходством, если в данный момент этому не препятствуют какие-то другие условия [Там же: 112–113]. Другие условия могут быть либо психическими (духовными), либо физическими. Психические причины «нарушения» связи между двумя представлениями — это те же законы ассоциации. Например, представления А и Б связаны между собой, но при возникновении представления А оно воспроизводит вместе с собой не Б, а некоторое другое представление Д. «Таким образом, одно действие психической ассоциации уничтожает собою другое действие психической ассоциации: духовное явление Д в нашем примере получит большую силу или потому, что в прежнем опыте духовное явление Д чаще, чем Б, давалось в сочетании с духовным явлением А, или потому, что оно было сильнее» [Там же: 113]. В чём состоят физические условия, при которых ассоциации между духовными явлениями могут «нарушаться»? Ф.Ф. Фортунатов особо оговаривает, что при различии духовных и физических явлений первые не существуют без вторых: «Явления духовные не должны быть смешиваемы с явлениями физическими, но вместе с тем нельзя упускать из виду того, что для существования духовных явлений требуются известные физические условия» [Там же]. Он отдаёт себе отчёт в том, что физические условия психической жизни человека динамичны: «Всякое ощущение предполагает физическое изменение в нервной системе, в свою очередь, связанное с другими физическими условиями жизни; следовательно, и при воспроизведении духовных явлений по закону психической ассоциации требуются известные физические условия существования духовных явлений, хотя бы физические условия для воспроизведения духовных явлений не совпадали с физическими условиями оригинальных духовных явлений. Закон психической ассоциации, следовательно, получает тот смысл, что духовные явления, смежные или сходные, действительно воспроизводят одно другое, насколько это допускают в данный момент физические условия воспроизведения духовных явлений» [Там же: 113–114]. Иными словами, если наличные и оригинальные физические условия (состояния нервной системы) не различаются слишком сильно, то духовные явления вполне могут воспроизводиться, хотя наличные условия могут не совпадать в точности с оригинальными. Ср. у И.М. Сеченова: «…реальное и воспроизведённое чувствования бывают совершенно сходны между собой по содержанию только в крайне редких случаях, потому что в воспроизведении отражается не одна чисто объективная сторона впечатлений, но и та изменчивая умственная почва, на которую оно падает» [Сеченов 2011: 126]. Поскольку физические условия одних и тех же духовных явлений могут различаться, можно утверждать, что все наши ощущения и представления в целом одинаково легко воспроизводимы по необходимым для них условиям. А наиболее легко воспроизводятся ощущения зрительные, слуховые и мускульные. Следовательно, говорит Ф.Ф. Фортунатов, представления, существующие в нашем мышлении, заключают в себе как свою неотъемлемую часть «…различные сочетания воспроизводимых зрительных, слуховых и мускульных ощущений» [Фортунатов 1956: 114]. И это чрезвычайно важно: духовные явления содержат в себе сочетания физических (физиологических) явлений. Но выше было сказано, что духовные явления — это особые, продолжающиеся или воспроизведённые физические явления. Следовательно, духовные явления содержат в себе и часть наличных условий, часть актуальных ощущений и состояний организма. Звуки речи представляют собой движения органов речи, и формирование звуков «…вызывает в нас известные мускульные ощущения, именно ощущения движений этих органов. Когда я произношу, например, и, я получаю известное мускульное ощущение. Точно так же, когда я произношу, например, звуковое сочетание па, я получаю известные мускульные ощущения» [Там же]. Вместе с тем я получаю и слуховые ощущения от произносимых мною или другим человеком звуков. Эти слуховые ощущения отличаются от слуховых ощущений, исходящих от природных объектов, поскольку они являются представлениями звуковой стороны слов, которые в моём сознании соединяются с предметными представлениями, т.е. с представлениями смысловой стороны слов. Представления звуковой стороны слов могут воспроизводить также и движения (либо микродвижения) органов артикуляции. «Действительно, каждый знает по собственному опыту, что когда мы представляем себе звуковую сторону слов, мы при этом нередко невольно образуем и самые движения органов речи, хотя бы и очень слабые, которые, однако, могут становиться и настолько сильными, что мы невольно произносим слова вслух» [Там же: 115]. Движения органов речи тоже соединяются со слуховыми ощущениями по тому же закону ассоциации. Поэтому с некоторым духовным явлением оказывается связано сочетание движений и / или ощущений. Таким образом, когда я слышу чужую или собственную речь, в моём сознании, пусть и в самой слабой форме, воспроизводятся слуховые и мускульные ощущения. Именно мои ощущения, т.е. изменения в нервной системе и в органах, а не собственно раздражения, попадающие на органы, являются физической и физиологической основой индивидуального языка. Именно они являются неотъемлемым компонентом духовных явлений — чувствований, представлений, мыслей. Вот как сам Ф.Ф. Фортунатов подытоживает эти свои рассуждения: «Итак, представления звуковой стороны слов состоят в воспроизведении мускульных и слуховых ощущений звуков речи, причём способны воспроизводиться и те движения органов речи, которые образуют эти звуки» [Там же: 115–116]. Мы начали с того, что язык, по Ф.Ф. Фортунатову существует в процессе мышления и в речи. Важнейший момент: в процессе мышления и в процессе выражения мыслей и чувствований. А звуковые представления — это воспроизведение (т.е. опять-таки процесс!) мускульных и слуховых ощущений. Язык как комплекс духовных явлений, служащих выражению других духовных явлений (мыслей и чувствований), сводится к физиологическим процессам, причём духовные и физиологические явления подчиняются единым закономерностям. Разумеется, речь выше шла только о произносительно-слуховой стороне слов (о плане выражения, как говорили в Женеве в 1906–1911 гг.). И в её понимании Ф.Ф. Фортунатов не останавливается на констатации того, что слуховой образ ассоциируется с понятием без объяснения этих двух феноменов, но исходит из современных ему положений физиологии и психологии. __________ Сеченов И.М. Элементы мысли: впечатления и действительность / Под. ред. К.Х. Кекчеева. Изд. 2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 224 с. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды. В 2 т. – Т. 1. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1956. – 450 с. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|