Дарвинизм прямо сегодня

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Совсем недавно, в 2018 году, в серии «Жизнь замечательных людей» вышла биография великого русского поэта Николая Заболоцкого. Конечно же, выходу такой книги можно только порадоваться. В ней очень много интересных фактов — автор, писатель Валерий Михайлов, явно проделал громадную работу. Однако ближе к середине книги речь заходит об источниках натурфилософского мировоззрения Заболоцкого (которое, как известно, было глубоко продуманным и весьма своеобразным). И мы узнаём, что...

...состав «источников» — довольно разношерстный. Тут и поэты, и философы, и ученые, и, так сказать, полуученые — такие, как Энгельс и Дарвин. К примеру, «учение» Чарлза Дарвина больше гипотетического характера, чем строго научного. Слишком уж Дарвин был увлечён алхимической теорией трансмутации, считая её «могучим орудием исследования» и полагая, что «надо довериться ей, а она уж выведет нас куда-нибудь». Словом, эволюционный мечтатель! В дневнике писал: «Если мы позволим себе дать полную волю воображению, может оказаться, что животные — наши братья». В итоге, по Дарвину, человек произошел от мира зверей, последним звеном которого была обезьяна...

Биолог по прочтении этих строк, скорее всего, грустно улыбнется, пожмет плечами и будет спокойно читать дальше. Заблуждениями, связанными с дарвиновской эволюцией, сейчас, увы, никого не удивить. Эта тема, по сути своей чисто научная, почему-то стала необыкновенно «медийной» — и остается такой уже больше полутора веков. О дарвинизме сплошь и рядом берутся высказывать суждения люди, даже не знающие толком, что это такое, и только повторяющие невесть откуда взятые штампы. Ясно, что выводы у них получаются, мягко говоря, причудливые.

Что же такое дарвинизм? Ответ: дарвинизм — это совокупность представлений о механизмах биологической эволюции, в которых ведущая роль отводится естественному отбору. Таково определение, которое дает Борис Жуков на первых страницах своей книги «Дарвинизм в XXI веке». Глав в этой книге, надо сказать, больше двадцати. Увесистый том. Будем с нетерпением дожидаться бумажного тиража (на момент написания данной рецензии он еще не появился в продаже).

«Естественный отбор». Картина американского художника Фреда Томазелли

«Естественный отбор». Картина американского художника Фреда Томазелли (Fred Tomaselli). На этой абстрактной картине мы видим древо, на древе — разнообразных птиц, и фоном — странную сплошную мозаику, в ячейках которой птички как бы занимают свои места. Что ж, дарвиновскую эволюцию можно изобразить и так. Другие работы этого художника, похоже, тоже раскрывают тему эволюции; посмотреть на них можно на странице Fred Tomaselli. Artworks

Конечно, о дарвинизме уже написано много хороших книг, в том числе и на русском языке. Но большинство из них либо не подходит для широкой публики по жанру (даже лучшие университетские учебники — чтение всё же не для всех), либо успело в той или иной мере устареть. Вот почему сейчас читающему по-русски образованному обществу очень пригодилась бы еще одна книга, в которой бы квалифицированно, доступно, трезво рассказывалось о теории Дарвина: в чем она состоит, откуда она взялась, каких соперников она победила, для чего она полезна, на что она повлияла и чем она абсолютно точно не является.

Можно перечислить требования, которые следовало бы предъявить к автору такой книги. Во-первых, он должен очень хорошо знать биологию. Во-вторых — обладать литературным талантом. В-третьих, он должен хорошо ориентироваться в окружающей нас бурной информационной среде, чтобы понимать, какие дилетантские вопросы в первую очередь требуют ответов и какие распространенные заблуждения надо развеять. (Следует заметить, что речь идет именно о добросовестных дилетантах, готовых получать новые знания, а не о профессиональных антинаучных пропагандистах — с теми любой диалог бесполезен.) И в-четвертых, необходимо учитывать огромные темпы развития биологии в последние десятилетия. По эволюционной тематике каждый год появляется много новых важных научных публикаций, большинство из них — на английском языке. Автор книги о дарвинизме должен свободно в них разбираться и помогать в этом читателю. Проще говоря, такая книга должна быть современной.

Книга Бориса Жукова «Дарвинизм в XXI веке» идеально отвечает всем этим критериям. Недаром она вышла в издательстве «Корпус»: на сегодняшний день это само по себе служит знаком качества. В ней спокойно и последовательно разбираются самые разные аспекты знаменитой теории Дарвина, начиная с истоков и основных понятий и заканчивая взаимодействием дарвинизма с эмбриологией, палеонтологией, молекулярной биологией, экологией, генетикой развития, социобиологией, антропологией, психологией, термодинамикой. Впечатляющий список, не правда ли? При всём этом книга получилась, что называется, user-friendly: автор как бы не спеша беседует с читателем, делясь с ним своими мыслями. Что это за читатель? Автор, судя по всему, представляет его себе как заинтересованного дилетанта — разумеется, в уважительном смысле: дилетант — это неспециалист, получающий удовольствие от новых знаний. Однако авторского кругозора хватает на то, чтобы книга была интересна всем, вплоть до крупных ученых, всю жизнь занимающихся эволюционной биологией (проверено на опыте). И рекомендовать студентам биофаков ее тоже можно и нужно, уровень позволяет.

Особо отметим, что Борис Жуков — известный научный журналист, много писавший в том числе и об эволюционной биологии. Но его предыдущие работы повлияли на эту книгу лишь в малой степени: большая ее часть написана с нуля. Перед нами новый и цельный труд.

Научной новизны в книге «Дарвинизм в XXI веке» нет или почти нет. В данном случае это не недостаток, а достоинство: автор сам изо всех сил старался, чтобы ее там не было. Будучи компетентным биологом и постоянно пополняя свои знания, он тем не менее давно уже не относит себя к работающим ученым и стремится смотреть на науку как бы извне, из позиции болельщика. Это очень удобно. Конечно, оригинальная мысль, выражаясь словами Воланда, всё равно «неожиданно и коварно проникает в самые узенькие щелки», сколько их ни затыкай тряпками. Но искажения, вызванные личными научными взглядами автора, тут минимальны (во всяком случае, в большинстве разделов). В результате перед читателем разворачивается обширная объективная картина, да не просто картина, а грандиозное полотно.

Самой спорной в книге является 10 глава, посвященная катастрофизму и неокатастрофизму. Здесь автор несколько выходит за рамки своих заявленных задач и вступает-таки в научную полемику. У него есть претензии к сторонникам популярных в наше время импактных теорий массовых вымираний — в первую очередь астероидной теории вымирания динозавров (и, шире, мел-палеогенового кризиса). Однако, во-первых, по этим вопросам и среди профессиональных палеонтологов до сих пор нет полного единства мнений, а во-вторых, Борис Жуков здесь, как всегда, обстоятелен и безупречно интеллектуально честен. Как он сам недавно заметил в сетевом обсуждении, правду следует говорить всегда. А у читателя есть возможность проверить рассуждения автора на прочность, чтобы самостоятельно решить, соглашаться или нет. Книга Жукова хороша в том числе и тем, что автор не скрывает нерешенных проблем (в отличие от авторов учебников, которые, увы, часто это делают). Достаточно сказать, что 11 глава книги посвящена нерешенным проблемам целиком: она так и называется — «В ожидании объяснения».

Одно из древнейших насекомых-опылителей — жук Angimordella burmitina, живший в середине мелового периода (99 миллионов лет назад). Появление цветковых растений и связанных с ними насекомых-опылителей привело к меловому ценотическому кризису — иными словами, к настоящей революции в наземных сообществах Земли. Эта интересная и крайне актуальная для современной науки тема обсуждается в 14 главе книги Жукова, которая называется «Эволюция в плотной среде. Дарвинизм и экология». Иллюстрация взята из статьи, вышедшей всего несколько месяцев назад: T. Bao et al., 2019. Pollination of Cretaceous flowers

Отличный литературный язык «Дарвинизма в XXI веке» заставляет вспомнить старое доброе время, когда нонфикшен занимал в изящной словесности ничуть не менее достойное место, чем художественная проза. Тут достаточно назвать великие имена Жоржа Бюффона и Эдварда Гиббона. Жуков, может, и не Бюффон, но читать его исключительно приятно. Его новая книга прекрасно смотрелась бы на полке рядом, например, со знаменитой «Историей Земли и жизни на ней» Кирилла Еськова. Дорогие авторы нонфикшена! Помните, что ваша задача — не только сообщить факты, но и создать литературное произведение (даже если кто-то вам говорит обратное)! Нонфикшен в этом отношении решительно не должен быть ничем хуже обычной беллетристики. Читайте Жукова, чтобы увидеть, как это делается.

Российская популяризация эволюционной биологии, и в частности дарвинизма, родилась не вчера и даже не позавчера. Она имеет долгую богатую историю. Еще в 1886 году, в царствование Александра III, когда общественная жизнь в России была до некоторой степени приглушена, известный зоолог Михаил Александрович Мензбир (тогда доцент, а впоследствии профессор и ректор Московского университета) выпустил книгу «Дарвинизм в биологии и близких к ней науках», подготовленную на основе серии научно-популярных статей и лекций: практика, распространенная и сегодня. В дальнейшем популяризацией дарвинизма активно (и, может быть, даже излишне эмоционально) занимался знаменитый Климент Аркадьевич Тимирязев. А в семидесятых годах XX века, когда советская биология, непоправимо пострадавшая от лысенковщины, медленно восстанавливала свои позиции, вышла очень хорошая книга «Дарвинизм в XX веке» Бориса Михайловича Медникова — автора, которому Жуков посвятил обсуждаемый труд и у которого он демонстративно позаимствовал название. Перед нами традиция, которая тянется уже полтора века. Есть все основания надеяться, что она продолжится и в будущем. Во всяком случае, над этим надо работать. «Если ты хочешь, чтобы через сто лет что-то в этом мире изменилось, начинай прямо сейчас».

Как сказал один из мудрейших русских классиков, следует плюнуть в глаза тому, кто скажет, что можно объять необъятное. Борис Жуков прекрасно это понимает. Он сам называет актуальные темы, которые в книгу не попали: например, гипотеза Черной королевы ван Валена (Leigh Van Valen) и концепция эволюабельности (evolvability) Герхарта с Киршнером (см. Marc Kirschner and John Gerhart, 1998. Evolvability). Никаких упреков тут быть не может, в книгу Жукова и так вошло невероятно много материала. Но у авторов будущих книг про эволюционную биологию работы найдется еще больше. Тут никому не будет тесно.


Источник: elementy.ru

Комментарии: