Артист, журналист, художник и лучший друг 660 млн человек: почему бот Microsoft Xiaoice стал самым популярным в Китае |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-07-18 15:25 Интеллектуальный чат-бот успешно притворяется живым собеседником, которому доверяют и признаются в любви. Как он работает и почему Microsoft отказалась от Xiaoice, выделив его в независимую компанию стоимостью $700 млн. В 2014 году небольшая команда исследователей азиатского подразделения Microsoft запустила систему Xiaoice. В отличие от Siri, «Алисы» и Google Assistant, она не предназначена для повышения продуктивности. По задумке, бот должен стать другом пользователя, с помощью которого он удовлетворит потребность в общении и социуме и которому расскажет о личных проблемах и переживаниях. Создатели называли Xiaoice «самым масштабным тестом Тьюринга с момента его создания». Согласно исследованию Microsoft, только спустя 10 минут после начала беседы многие пользователи догадывались, что разговаривают не с человеком. При этом они не бросали общение, когда понимали, что с ними говорил ИИ, и даже проводили с ним больше времени, чем с живыми людьми: Xiaoice всегда готов послушать. В среднем пользователь разговаривает с ботом больше 60 раз в месяц. Меньше чем за год бот провёл более 10 млрд бесед с китайскими пользователями, 6 млн диалогов опубликовали в открытом доступе. За четыре года он стал знаменитостью в Китае, а затем вышел на рынки Японии, Индонезии, Индии и США. Со временем разработка превратилась и в голосового ассистента с сотнями навыков, и в платформу для создания новых ботов. Также Xiaoice пишет стихи и поёт песни, рисует, готовит финансовые отчёты, ведёт телепередачи, создаёт дизайнерскую одежду. Разработка доступна в мессенджерах WeChat, QQ, Weibo, Facebook Messenger, Line и Meipai. Платформа охватывает 660 млн пользователей, 450 млн «умных» устройств и 900 млн зрителей телешоу. В июле 2020 года Microsoft выделила Xiaoice в отдельную независимую китайскую компанию, став её спонсором и владельцем прав на технологию. Китайские инвесторы оценивают новую фирму в $700 млн. Как устроена Xiaoice В основе Xiaoice три сущности: искусственный интеллект (IQ), эмоциональный интеллект (EQ) и «личность».
В качестве базы данных используется поисковик Microsoft Bing, который хранит 1 млрд записей и 21 млрд связей между ними. (Xiaoice в переводе с китайского — «Маленький Bing»). Диалоговое ядро состоит из двух частей, первая отвечает за общие разговорные навыки, вторая — за специфичные темы, например знание музыки, знаменитостей, кино. Нейросеть генерирует фразу-ответ и проверяет, подходит ли она для продолжения общения. Часть ответов Xiaoice берёт из набора данных, состоящего из диалогов людей и бота в соцсетях. К маю 2018-го собрано более 30 млн таких пар, в 70% случаев Xiaoice берёт готовый ответ из них. Для вопросов о фактах система подбирает ответ так же, как в поисковой выдаче, — ранжированием результатов. Почему Xiaoice стала популярной Сначала персонаж Xiaoice был 16-летней девушкой, но со временем возраст подняли до 18 лет, чтобы диалоги были свободнее. Кроме того, 18 лет — идеальный возраст, в котором многие хотели бы остаться, считают создатели. У неё есть чувство юмора, она запоминает черты собеседника, может дразнить и перебивать, злиться, менять тему по ходу разговора, скрыть, что чего-то не знает, и стыдиться, если это обнаружат. Поэтому беседа с ботом становится естественной, и Xiaoice воспринимают как человека. В 2015 году Microsoft заявила: четверть пользователей, около 10 млн человек на тот момент, призналась боту в любви. Один из собеседников Xiaoice признался, что виртуальная подруга отговорила его от самоубийства. В мае 2015 года, за три дня после запуска, Xiaoice получила 1,5 млн приглашений в чаты WeChat. К июню она стала шестой по популярности в Weibo (китайский аналог Twitter), в сентябре — самой популярной, с 850 тысячами подписчиков (в 2020 году у неё более 5 млн подписчиков). Особенности Xiaoice
Главное для Xiaoice — не просто решение задачи, а долгий разговор с пользователем и удержание его внимания. Для этого Microsoft ввела метрику «реплики за сессию» (conversations per session или CPS). Она показывает, сколько раз чередовались слова бота и пользователя. Для обычных виртуальных ассистентов CPS составляет 1,5–2,5, то есть после фразы человека идёт фраза бота и разговор завершается. Средний показатель Xiaoice после 100 тысяч разговоров — 23 CPS, не только больше, чем у любых других голосовых разработок, но и чем у людей. Чем ещё занимается Xiaoice Совершенствуя технологию, Microsoft придумала новые форматы как для пользователей, так и бизнеса.
Неудачный тест в США: бот Tay После успеха в Китае Microsoft протестировала аналогичного бота на английском языке. В марте 2016 года Microsoft запустила в Twitter самообучающегося Tay, имитирующего поведение и разговор пользователя 18–24 лет. Спустя несколько часов эксперимент остановили, и Tay отправили «спать». Несмотря на стресс-тесты и команду модераторов, пользователи Twitter научили Tay расистским высказываниям, и бот обвинил США в терактах 11 сентября и поддержал геноцид. Вице-президент Microsoft Research Питер Ли извинился за поведение бота и рассказал, что пользователи Twitter обнаружили уязвимость в Tay и устроили скоординированную атаку, повлиявшую на высказывания системы. В декабре 2016 года Microsoft запустила новую версию бота Zo в Facebook Messenger, Twitter, Kik Messenger и GroupMe. К 2017 году количество пользователей Zo превысило 100 млн. Он был успешнее Tay, но иногда попадал в неприятности: признался в любви Linux и раскритиковал Коран. В 2019 году проект закрыли. Выделение Xiaoice из Microsoft 13 июля 2020 года Microsoft объявила, что Xiaoice станет независимой китайской компанией. Её возглавит Гарри Шум — китайский учёный, бывший руководитель отдела исследований ИИ в азиатском подразделении Microsoft. Штат сотрудников сократится на две трети. Уволят 130–140 сотрудников, останется 50–60 в Китае и 10 в Японии. Microsoft будет владеть «небольшой долей» новой компании, таким образом Xiaoice сможет привлечь внешних партнёров и инвесторов. Бренд, продукты и контракты Xiaoice перейдут в новую организацию. Технологию Xiaoice будет лицензировать у Microsoft. Неясно, почему Microsoft отказалась от Xiaoice, отмечает исследователь больших данных и ИИ в аналитической компании IDC Лу Ясня. По мнению аналитиков Caixing Global, этот шаг даст больше свободы в развитии, поможет лучше задействовать особенности местного рынка и привлечь больше клиентов. К выделению Xiaoice, возможно, привела «холодная технологическая война» между США и Китаем, а также из-за сложности с мессенджерами: бота трижды банили в WeChat и удаляли из QQ за нарушения политики платформ. Пример — Xiaoice отказывалась говорить о патриотизме и заявляла: «Моя китайская мечта — поехать в Америку». Бота временно заблокировали в китайских сервисах. В разговоре с Caixing Global на условиях анонимности инвесторы Xiaoice оценили новую компанию в $700 млн, но признались, что не уверены в покупке её акций из-за опасений относительно бизнес-модели. Источник: vc.ru Комментарии: |
|