Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как».

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Фридрих Ницше

Экзистенциальный кризис может возникать из-за резкого изменения образа жизни или смены внутренней картины мира и себя.

Во многих обществах смысл жизни человека определяется не им самим. Например, верующие люди считают, что этот смысл предначертан высшими силами - нужно лишь соблюдать религиозные предписания, чтобы исполнить свое предназначение.

В традиционном обществе у каждого есть принятый набор социальных статусов и ролей, свой «смысл существования». А поскольку ресурсы в таком обществе ограничены, главной целью человека часто становится выживание, удовлетворение базовых потребностей.

С разрушением традиционного общества и ростом благосостояния людей базовые потребности (в пище, безопасности, крыше над головой) удовлетворяются автоматически и отходят на второй план. Многие начинают задумываться о более глубоком смысле: «Зачем я живу?» В то же время из-за упадка традиционной религии и морали все меньше людей находят убедительный ответ на этот вопрос - возникает экзистенциальный кризис

Экзистенциальный кризис может быть спровоцирован значительным событием, заставляющим задуматься о жизни и смерти. Например, это может быть смерть кого-то из близких, тяжелая болезнь или реальная угроза жизни, развод, расставание с подросшими детьми и т.п

Экзистенциальный кризис не связан с объективными достижениями человека - он поражает даже тех, кого общество считает успешными людьми: богатых, с удачной карьерой и хорошей репутацией, множеством друзей и счастливой семьей.

Экзистенциальный кризис нередко связывают с кризисом среднего возраста - этапом в возрасте 30-50 лет, когда человек переоценивает свой жизненный опыт, осознает упущенные возможности и понимает, что молодость прошла, а старость и смерть как никогда близко.

Экзистенциальный кризис - это не медицинский диагноз, так что конкретных симптомов у него нет. Человек, переживающий экзистенциальный кризис, может страдать от депрессии, иных психологических проблем или психических расстройств.

Проявления, которые принято связывать с экзистенциальным кризисом:

Чувство одиночества и собственной незначительности в мире

Неудовлетворенность собственной жизнью

Жалость к себе

Внутренняя опустошенность

Резкое осознание собственной смертности, страх перед старостью и смертью

Ощущение отсутствия смысла в происходящем, в своей жизни

Поиски смысла жизни

Утрата чувства реальности

Психология и философия не дают единого ответа на вопрос о смысле жизни и о том, существует ли он в принципе. Поэтому невозможно предложить конкретный рецепт, который поможет любому найти смысл и избавиться от экзистенциального кризиса.

По версии норвежского философа Петера Цапфе, у нас есть четыре пути в борьбе с бессмысленностью существования:

Фиксация: обращение к религии, опора на мораль, государство и т.п.

Изоляция: отказ от контакта с раздражителями, вызывающими негативные мысли.

Отвлечение: концентрация на других предметах с целью не дать сознанию погрузиться в мысли о смысле жизни.

Сублимация: переключение энергии и ресурсов на позитивные занятия, созидание - например, на творчество.

По сути, все эти методы сводятся к «экзистенциальному эскапизму» - бегству от бессмысленной реальности. Автор этого термина - психолог Виктор Франкл, переживший заключение в нацистском концлагере.

По мнению Франкла, стремление к смыслу - единственное, что дает человеку силы жить в тяжелейших условиях и выносить страдания. Человеку нужно «не избавление от напряжения, а стремление к какой то достойной цели и борьба за нее». Этот смысл жизни, по мнению Франкла, не может быть общим для всех: он заключается в уникальности каждого человека. Поэтому каждый должен отыскать этот смысл для себя.

Как-то раз в лагере передо мной сидели два человека, оба решившие покончить с собой. Оба твердили стереотипную формулу, которую то и дело слышишь в лагере: «Мне больше нечего ждать от жизни». Нужно было попытаться произвести в них своего рода коперниканский переворот, чтобы они уже не спрашивали, ждать ли и что им ждать от жизни, а получили представление о том, что, наоборот, жизнь ожидает их, что каждого из них, да и вообще каждого, что-то или кто-то ждет - дело или человек.

Действительно, очень скоро обнаружилось, что... их в жизни ожидали вполне конкретные задачи. Выяснилось, что один из них издает серию книг по географии, но эта серия еще не завершена, а у второго за границей есть дочь, которая безумно любит его. Таким образом, одного ждало дело, другого - человек.

Оба в равной мере получили тем самым подтверждение своей уникальности и незаменимости, которая может придать жизни безусловный смысл, невзирая на страдания. Первый был незаменим в своей научной деятельности, так же как второй - в любви своей дочери.

Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»

Все уникальные смыслы, по Франклу, распадаются на три основные категории:

1. Смысл в том, что мы делаем или даем миру.

2. Смысл в том, что мы берем у мира - в нашем опыте.

3. Смысл в достойном отношении к страданию, к ударам судьбы.

Американский психотерапевт Ирвин Ялом в книге «Экзистенциальная терапия» называет ряд вещей, которые дают человеку ощущение жизненной цели.

Альтруизм - делать мир лучше, служить другим людям.

Преданность делу - работать во имя высокого мотива, создавать нечто большее, чем мы сами.

Творчество - создавать нечто новое, отличающееся красотой и гармонией.

Гедонизм - жить полной жизнью, искать удовольствия в глубочайшем возможном смысле.

Самоактуализация - посвящать себя реализации врожденного потенциала.

Самотрансцендирование - выходить «за пределы себя», искать предназначение не в себе самом, а в окружающем мире и людях.

В русский язык это слово проникло с экзистенциальной философией, которую также называют экзистенциализмом. Она зародилась в XIX веке, ее родоначальником считается датский философ Сёрен Кьеркегор. Он первым из западных философов отказался от объективного понятия истины и заявил, что истина экзистенциальна, т.е. личностна, уникальна для каждого человека. Она должна быть не понята умом, а пережита. Появление экзистенциализма было резким поворотом в философии от исследования объективной природы вещей к внутреннему миру человека.

Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:

– депрессивное расстройство;

– продолжительную изоляцию;

– острый дефицит сна;

– неудовлетворенность собственным существованием;

– серьезную психологическую травму;

– ощущение одиночества и изолированности в мире;

– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;

– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;

– поиск жизненного смысла;

– потеря понимания функционирования реальности;

– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;

– осознание сложности устройства Вселенной.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства людей, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого жизни. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает людей придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

«Если человек признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее человек, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство жизнью, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

Некоторые способы как выйти из экзистенциального кризиса:

Прежде всего, нужно постараться осознать, что источником проблемы является сам человек. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.

Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие люди добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.

Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными людьми. Это позволит значительно вырасти умению получать от жизни удовольствие.

Комментарии: