Разум и чувства: вместе или друг против друга? |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-06-06 19:25 По правде говоря, я хочу сейчас написать не столько эссе, сколько текст для себя - в котором имеющиеся идеи как-то сведены воедино. Сам же интерес к взаимоотношениям разума и чувства присутствует во всей культуре издревле - и готовых ответов в ней немного. Я не знаю людей, у которых бы не было в жизни путаницы с чувствами, эмоциями, разумом или всем сразу. Если попытаться выразить свое отношение к соотношению эмоций, чувств и разума без всякой претензии на теорию, то я бы сказал: эмоции вносят в жизнь насыщенность, разум – управляемость. Когда они работают слаженно, то результатом является большая интенсивность жизни. А в ситуации разлада все идет как попало: управление тем, что в нем не нуждается, и насыщенность того, чего не хочешь и избегаешь. В мире и без этого хватает путаницы, пожалуй, поэтому я и хочу прояснить данную тему. Для меня чувства абстрактны, более того, они даже не конкретизируют опыт. Многие вещи я пережил в голове, но не в фантазии, а именно теоретически – причем настолько полно, что реальный опыт (если он случался) почти ничего не добавлял к моему пониманию. Возможно, что сами размышления о каком-то опыте «приближали» меня к нему в реальности, но утверждать не могу. Конечно же, опыт приносит развитие, удовольствие, но связь его с пониманием – проблематична. И все же неожиданный и непонятный опыт важен для развития – он не только стимулирует его, но и позволяет проверить свои познания. Скажу больше: только опыт, который невозможно было приобрести в теории, создает предпосылки для качественного скачка мышления. Опыт – категория инструментальная, и любое гипостазирование его ценности чревато идиотизмом. Мне нет нужды испытывать все подряд в опыте. Во-первых, потому, что для этого существует знание, оно экономит время – а это время моей жизни. Во-вторых, даже если что-то меня интересует, то это вовсе не значит, что я действительно хочу этого (меня может интересовать пара-суицид как опыт, но пробовать его специально нет смысла). В-третьих, избыток опыта – на мой взгляд, тормозит развитие и блокирует полезные способности (например, воображение). Люди, которые слишком много знают в опыте (т.е. мнят свой опыт как богатый), обычно какие-то безразличные (именно эта черта делает их наиболее безличными), скучные и крайне примитивные в своих оценках – все это напоминает поговорку «Папа знает. Папа пожил. Папа хрен на всех положил». Я представляю место опыта в жизни совсем иначе. Давайте вспомним самые частые представления о чувствах, эмоциях и разуме. 1. Чувства и эмоции порой ошибаются или даже лгут, они бывают смещены и искажены, поэтому из них нельзя делать долгосрочных выводов или картины мира.Всякий скажет об этом, потому и начнем с него. Это суждение противоречиво, и нередко ему противопоставляют представление об эмоциях как непосредственных реакциях, гораздо более правдивых, нежели рассуждения и слова. Эмоции и чувства – это живой отклик на ситуацию, несущий долю истины. Я согласен с идеей, что они несут в себе что-то, но это сложно ухватить, находясь целиком в эмоциональном состоянии. Чтобы схватить истину, нам потребуется дополнительный акт: либо непосредственный акт интуиции, либо последовательная реконструкция и усилия понимания. Возьмем два суждения: «Я ничего не помню» и «Я помню все, но все – неточно». Фактически, по своей результативности они одинаковы, однако все мы понимаем насколько они разные. Эту разницу составляет не столько содержание (которое отсутствует в первом варианте), сколько элемент вовлеченности, насыщенности опыта, за которым при всей его неконкретности стоит возможность что-то понять. Тоже самое мы имеем и в чувствах: не чувствовать ничего и чувствовать вообще – различны, однако, обе формы не знают свое подлинное содержание. Значит ли это, что наше сознание затуманено эмоциями, которые необходимо в конечном счете препарировать и прояснить средствами разума? Я так не думаю, просто потому что само сознание есть прежде всего эмоциональная реакция, оно не может возникнуть «не заинтересовано». Вряд ли вызывает сомнение, что самая простая эмоция – это боль, реакция на страдание. И здесь современная когнитивистика созвучна буддизму: страдание – это уже сознание, не просто регистрация нарушения, но и отчет себе самому в этом. Исток всякого сознания и внимания – это столкновение, на которое организм реагирует, т.е. сознание всегда окрашено той пристрастностью и заинтересованностью, которую воплощает реакция организма на нарушение своего гомеостаза. Однако это не снимает проблемы: эмоции действительно лгут. По Лакану лишь один аффект не лжет – это тревога, однако, другие наши эмоции вполне могут быть смещены бессознательными механизмами. Возьмем пример расизма (которым пользуются и Дамасио, и Жижек, критикуя его): я могу испытывать неприязнь к человеку другой расы, но значит ли это что я бессознательно «исповедую» расистскую установку? Ответом будет: вовсе нет, вполне может быть, что сам я лоялен, но в данной ситуации хочу (бессознательно) произвести нужный эффект на кого-то другого. Еще Фрейд описывает случай сновидения, в котором скорбь пациентки является маской, скрывающей радость встречи с мужчиной, которая способна указать на вытесненное сексуальное желание. Эмоции могут казаться нам непосредственными, но, увы, у людей это не так. Именно из таких представлений может казаться, что эмоции лгут сами по себе, но суть в том, что они могут говорить полуправду, за которой скрывается нечто более важное. Отсюда также следует другой немаловажный вывод: бессознательное как таковое – это вовсе не эмоции (скрытые или явленные), это механизм совсем другого порядка. 2. Разум способен схватить нечто истинное, сущностное о ситуации через теорию, даже не зная ситуации в опыте. Разум способен направлять жизнь в правильное русло, в т.ч. создавая подлинные эмоции и чувства. В качестве одного из подступов к разуму я хочу использовать идею Лакана, на которой он многократно настаивал: психоанализ открывает, что психическая организация человека дает плохую приспосабливаемость – не только с момента рождения, но и во взрослом состоянии человек фундаментально дис-адаптирован к окружению. Бытие человеком требует «отстраненности» от погружения в среду, что выражается в следовании «определенному автоматизму, игнорирующему требования адаптации». Суть в том, что человек – это существо желающее, а быть желающим – значит, разрываться в противоположных направлениях, быть направленным одновременно в две (как минимум) перспективы. Начнем с того, что человек приспосабливает среду под себя, а это, в сущности, перенос адаптивных средств на нечто внешнее, т.е. человек сознательно культивирует свою неприспособленность к среде, чтобы ее менять под себя. Очевидно, что такая картина сложнее, чем просто адаптация: здесь сразу два момента – стремление адаптироваться и стремление не менять себя (т.е. не адаптироваться). Всякое желание – это и желание объекта, и желание продолжать желать (т.е. не получать объект), и желание чего-то еще (что делает желанным сам объект). Что касается чувства и разума, то здесь мы можем увидеть аналогию: чувства дают нам простую ориентацию в мире, но на их основе не создать карты – для успешного картирования нужно пренебречь большей частью деталей, т.е. в конечном счете, на время мы должны оказаться дезориентированы. Любой, кто внезапно в новой местности вдруг получал в руки карту, знает, что сперва она сильно дезориентирует, т.к. более привычны недавно полученные сенсорные данные. Но довольно скоро карта согласуется с прежним опытом и начинает лучше организовывать новый. Кстати, некоторые не выдерживают этого момента дезориентации и бросают карту (например, в отсутствии навыка пользования картой или попросту в силу пространственного кретинизма). Почему бы не перенести эту схему на вопрос принятия решений, особенно того, что касается выбора себя, своего жизненного пути и т.п. экзистенциально нагруженных вопросов? Удивительно, но экзистенциализм мало говорит о чувствах и эмоцияз, потому как в пограничной ситуации они бессильны. Исходя из эмоций, мы можем лишь следовать простым механизмам (если страшно – бежать, если неприятно – избегать и т.д.), но не выбирать. Разум в силу его способности не замечать даже явные послания чувств и эмоций способен на анализ и выбор. Но это вовсе не значит, что такой выбор игнорирует чувства, напротив, наш образ мышления во многом связан с тем, как мы чувствуем, даже в рациональном выборе мы не становимся кем-то иным (эдаким чистым субъектом), мы остаемся тем, что мы есть. И все-таки именно в этом моменте мы также можем выбирать себя, просто потому что часть того, что мы есть – это то, чем мы хотим быть. 3. Чувства предшествуют разуму. Мы привыкли считать так, потому что чувственная сторона человека проявляется раньше, чем разумная, однако такое предшествование мало что значит. Предпосылки и для чувства, и для разума возникают одновременно – и только поэтому между ними возможны сложные отношения, которые вряд ли могут быть выражены как генетическое предшествие. Более важно то, что чувства срабатывают быстрее в отношении реальности, они более чутки к простым эффектам реального мира (его материальности, действенности). Опять-таки, последнее вовсе не следует читать так, что чувства – просто материал для разума. Чувства необходимы, чтобы стоять прочно ногами на земле. Человек – это существо, стоящее на земле. Я имею в виду как саму непосредственную материальность мира, в котором мы существуем, так и нашу «метафизическую почву» - традиции, привычки, язык, стереотипы и предрассудки. Без этой почвы нас просто не существует, и не существует и опоры для разума. Кстати, разум напротив иногда слишком далеко уводит от реалий, но это разум абстрактный, излишне привязанный к неконкретным понятиям и определениям. Часто это ум морализирующий, навязывающий реальности свои «хорошо и плохо» и потому борющийся с чувствами. Бывает и другой разум – разум, оперирующий конкретным мышлением. Проблема абстрактного разума состоит как раз в том, что он пользуется лишь заготовками, воспринимает их как вещи (это искажение очень часто требует слова «просто» - дескать, N – просто негодяй, без всяких почему). Именно в этой точке мы должны настаивать на автономии разума (пусть даже она в большей степени декларативная, желаемая) от чувств и эмоций. Алле Мэнсон принадлежит фраза «эмоции лишь захламляют строгий ландшафт интеллекта» - она верна как раз в том смысле, что разум часто вообще не нуждается в вещах, их можно свести к позициям, «собственным пустым местам» без потери в понимании. 4. Свойства чувств и разума противоречат, но могут дополнять друг друга. В самой простой форме эти свойства можно описать феноменологически. Разберемся получше с этими свойствами. Жижек здесь делает очень важное замечание: эта «односторонняя сосредоточенность отнюдь не является просто препятствием для «уравновешенного» рационального мышления, ведь именно она и есть главная движущая сила нашей когнитивной и поведенческой активности: под давлением эмоций мы мыслим и действуем гораздо быстрее, мобилизуя все наши ресурсы». Человек, таким образом, является существом, с весьма развитыми когнитивными способностями (во многом за счет языка – не надо забывать этого), но с явным дисбалансом в отношении эмоциональных и мотивационных способностей. В этом можно увидеть отзвук тезиса Артура Кестлера, утверждавшего, что в голове человека уживается крокодил, лошадь и человек (имеются в виду древние и более новые зоны мозга – средний мозг, полушария и кора). Однако есть явное отличие: именно в несогласованности систем коры можно увидеть то, что делает нас людьми, а не в наличии древних систем, отвечающих за вегетативную регуляцию и примитивные реакции. Представим на миг, что наши эмоции прямо скоординированы с разумом, и мы получим «хладнокровного монстра, лишенного человеческих эмоций», который лишь дублирует эмоцией свои мысли и решения. Как ни странно из этих сложных рассуждений следуют вполне простые и интуитивно понятные выводы. Каждый человек вынужден как-то координировать то, что нескоординировано природой, но именно поэтому он – человек. В этом его слабость, но в этом и его сила, его власть – поступать наперекор заданному. Чувства важны и неотъемлемы от ощущения жизни. Разум необходим чтобы не залипать на ситуацию и видеть перспективу. Всему должно быть свое время и место – и рецептов тут нет. В конечном счете, человек – это существо, «знающее» Истину, а она может проявиться в чем угодно – хоть в эмоции, хоть в чувстве, хоть в суждениях разума, хоть в спонтанном акте интуиции или веры. Наверное, из формы рассуждения вполне очевидно, что я сам – человек разума. Но признаюсь честно, люди чувства мне нравятся больше. Хороший ум – это может быть интересно, но в жизни такие люди не так уж хороши. Доброе сердце (не в смысле какой-то доброты, а в смысле развитости, добротности работы с чувствами) – напротив, человек, с которым можно жить, как минимум выносить его в своем окружении, даже если его нельзя назвать полезным, умным или интересным. Я думаю, что иногда полезно умерить свои когнитивные амбиции и обратить внимание на примитивную сторону жизни (вплоть до выживания, которое многие считают унизительным). Люди чувства – это ведь не те, кто окунулся в среду целиком, но те, кто богаты материалом, но при этом совершают усилия разума только при необходимости. В то время как люди разума иногда прилагают слишком много усилий, а на выходе имеют малый результат. Их разум продуктивен лишь тогда, когда им посчастливилось иметь весьма восприимчивую чувственность или сенсорную систему. Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|