Почему математическое образование в СССР было лучше современного?

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Математическое образование – основа современного научно-технического прогресса, как бы не хотели гуманитарии доказать обратное. Главное свойство математики – фундаментальность, позволяющая с той или иной степенью точности описать события и процессы во Вселенной. В этой статье хотелось бы Вам рассказать, как учили математику советские школьники.

Источник: https://www.etoretro.ru/data/media/4761/14725834063d3.jpg
Источник: https://www.etoretro.ru/data/media/4761/14725834063d3.jpg

В целом фундаментальность образования как такового всегда была приоритетом в советской школе, а математическая подготовка с большим отрывом лучшей в мире. Для понимания необходимо обратиться к некоторым историческим фактам.

Во-первых, математическое образование всегда имело налет элитарности: в царской России математику углубленно изучали только в платных заведениях, а в СССР и в военных Вузах, где она особенно была важна из-за роста сложности разработки и применения вооружения.

Во-вторых, молодому советскому государству были необходимы ученые и инженеры (а не экономисты и юристы как сейчас), поэтому во главу угла ставилась естественнонаучная и математическая подготовка.

Не обходилось, конечно, без перекосов. Например, из-за небольшого количества высококвалифицированных педагогов, в 20-х годах пришлось упростить программу до безобразия. Дело доходило до того, что математика исключалась из школьной программы, а отдельные ее направления преподавались в так называемых «циклах», которых было всего три: Природа, Труд и Общество. Доходило до абсурда: теорему Пифагора давали в теме «Советский строй и конституция СССР», а отрицательные числа в теме «Империализм и борьба рабочего класса» (есть догадки как?). Естественно, это привело к снижению общего качества подготовки.

В-третьих, важной вехой советского школьного математического образования стал 1932 год. Именно тогда была разработана новая программа, предполагающая уже в 10-м классе изучение элементов аналитической геометрии и матанализа. Разработаны первые монументальные учебники под руководством Попова, Гурвица, Гангнуса.

С уверенностью можно сказать, что фундаментальное математическое образование наряду с массовым героизмом советского народа позволило не только раздавить фашистскую Германию, но и поднять из руин страну после войны.

В-четвертых, все достижения советской власти в науке и техники обязаны в том числе именно той системе преподавания, позволяющей не зацикливаться на правилах и алгоритмах, но и думать.

Кстати, знаете, кто разрабатывал советские учебники по математике? Партийные пиджаки, скажете Вы и будете абсолютно не правы: это сейчас разработка образовательных программ в руках чиновников. Тогда работали А.Н. Колмогоров, Л.С. Понтрягин, А.Н. Маркушевич – для тех, кто близок к математике, ясно, какого калибра в мировых масштабах личности.

*********************************************************************************

Вместе с SKYENG у Вас есть прекрасная возможность изучать английский язык не выходя из дома в одной из крупнейших школ английского языка в России. Первый вебинар бесплатно! Запишись сейчас!

********************************************************************************

В-пятых, конечно стоит признать, что разработанные в 1960-х годах программы были невероятно сложными (в 4-м классе давали основы теории множеств, а в 9-м – производные) и уже в 80-х годах программа была упрощена, но в целом позволяла ВУЗам не тратить время на объяснение «азов» и простейших математических операций. Именно выпускники советских технических ВУЗов запускали ракеты, строили ГЭС, делали фундаментальные открытия.

НО вот наступают «благословенные 90-е». Что делают наши чиновники? Правильно, урезают часы на математику, меняют курс в сторону упрощения. Впрочем, в 2004 году, ситуация немного исправилась: в школьный курс математики были включены так нужные в обычной жизни теория вероятности, комбинаторика и статистика (готов плюнуть в лицо тем людям, которые считают эти отрасли бесполезными).

Впрочем, небезызвестный товарищ Фурсенко еще в 2009 году предлагал убрать высшую математику из школьной программы, а еще мы помним знаменитое высказывание Грефа, которое упоминать не будем по причине абсолютно бредовости.

Резюмируя:

1. В советской школе готовили полноценно развитых, обладающим широким естественнонаучным и математическим кругозором детей.

2. Программа была сложной, может быть излишне.

3. Именно советская математика (и связанные с ней науки) позволяет нам сейчас более-менее держаться на плаву.

4. Математикой занимались математики, а не чиновники.

5. Учили знать, уметь и владеть, а не подменяли обучение навязанными болонской системой эфемерными компетенциями.

6. Будущее за советской системой образования, совмещенной с современными возможностями обучения и обработки информации.


Источник: zen.yandex.ru

Комментарии: