Мишель Фуко: История безумия |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-06-30 00:00 Безумие — понятие, приобретающее собственно философскую и культурологическую размерность в контексте выхода книги французского философа Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху». Осмысливая генезис современного европейского человека, Фуко анализирует становление феномена безумия в истории европейского Запада. По мысли автора, в конце Средних веков культуру Европы охватили тревога и беспокойство. Безумие и безумец несли в себе «и угрозу, и насмешку, и головокружительную бессмыслицу мира, и смехотворное ничтожество человека». При этом безумие полагалось не только предвестником апокалипсиса, оно полагалось также и знанием, элементами некоего труднодостижимого, скрытого от всех, эзотерического знания. Гуманизм 16 века, который, по мысли Арто, «не возвеличил, а умалил человека» предварил эпоху классицизма, давшую начало новому пониманию безумия 1) безумие становится формой, соотнесенной с разумом. Оба служат друг другу мерой. 2) безумие превращается в одну из форм самого разума. Оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. «Истина безумия», по Фуко, стала «одним из ликов разума», благодаря которой он обрел еще большую уверенность в себе. Эпоха Возрождения выпустила на свободу голоса безумия, сумев усмирить их неистовую силу; классическая эпоха... заставила безумие умолкнуть... 19 век создал понятие «душевной болезни», десакрализировав безумие: «человек неразумный» был переведен в больницу, а изоляция стала терапевтической мерой. Неразумие начинает интерпретироваться и как психологическое следствие моральной вины: «все что было в безумии парадоксальным проявлением небытия, станет лишь естественным возмездием за моральное зло»... * Мишель Фуко (1926-1984) — французский философ, теоретик культуры и историк. Создал первую во Франции кафедру психоанализа, был преподавателем психологии в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мысли в Коллеж де Франс. Является одним из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьмах, проблеме безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей XX века. Книги 1. «История безумия в классическую эпоху» (1997) 2. «Безумие, отсутствие творения» (статья) (1964) 3. «Психическая болезнь и личность» (2010) 4. «Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году» (2005) 1. «История безумия в классическую эпоху» (1997) Книга известного французского философа Мишеля Фуко, впервые изданная в 1961 году, посвящена восприятию феномена безумия в европейской культуре XVII–XIX вв. Анализируя различные формы опыта безумия — институт изоляции умалишенных, юридические акты и медицинские трактаты, литературные образы и народные суеверия, — автор рассматривает формирование современных понятий «сумасшествие» и «душевная болезнь», выделяющихся из характерного для классической эпохи общего представления о «неразумии» как нарушении социально — этических норм. В книге по — новому, освещены истоки психологического опыта безумия в XX в.: позитивизм XIX в., психоанализ Фрейда, философия Ницше и т. д. Дополнительный интерес представляет привлеченный Фуко обширный материал искусства и литературы (от Эразма Роттердамского и Себастьяна Бранта до маркиза де Сад, от Босха до Ван Гога). 2. «Безумие, отсутствие творения» (статья) (1964) Настоящий текст Мишеля Фуко является своего рода «авторефератом» его первой большой работы «История безумия». Опубликованный первоначально в авторитетном журнале La Table Ronde в 1964 году, текст был включен в виде приложения в 3-е издание «Истории безумия». 3. «Психическая болезнь и личность» (2010) Первая книга Мишеля Фуко (1954). Именно в ней находятся истоки его творчества, а также содержится набросок генеалогии безумия, которая через семь лет ляжет в основу «Истории безумия в классическую эпоху». В этой работе предстает ранний Фуко, не знакомый русскоязычному читателю, — еще не постструктуралист, и даже не структуралист, но феноменолог. Это книга, о которой сам Фуко предпочитал не говорить, запрещал переиздавать и незаслуженно отказывал ей в статусе своей первой работы. Текст снабжен исследовательским введением, подробным комментарием и приложением, в котором показаны расхождения первого и второго издания. Книга адресована философам, психологам, психиатрам, а также всем, кто интересуется проблемами современной гуманитарной науки. 4. «Ненормальные. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году» (2005) Курс лекций, прочитанный Мишелем Фуко в Коллеж де Франс, представляет собой выявление и исследование ряда элементов, приведших к формированию в новой истории Западной Европы понятия «ненормального». Многогранное исследование становления в новоевропейской культуре представления о норме как биологическом, психологическом, моральном и политическом феномене. Центральное место здесь занимает процесс замещения образа монстра как существа, абсолютно нарушающего законы природы и мира, представлением о норме и ненормальном как субъекте, не поддающемся нормативному воспитанию и не вписывающемся в нормативную систему социума. Значительное внимание в лекциях уделено теме сексуальности и эволюции «тела удовольствия» как средства контроля индивида со стороны общественных институтов и одновременно формы его ускользания от давления «власти-знания», что позволяет проследить становление основных идей третьего периода творчества Фуко конца 70-х-80-х гг. Для психологов, политологов. Комментарии: |
|