К гносеологии конкордизма: объективность и субъективность

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-06-10 13:21

Философия ИИ

О подготовке единой теории

В данный момент мною проводится большая работа по объединению собственных идей за последний год в одну единую философскую концепцию, которая будет включать в себя три больших методологически перекликающихся раздела, каждый из которых ответственен за описание фундаментальных свойств своего аспекта бытия. Один из этих разделов получил уникальное название “конкордизм” (от лат. concordia - гармония).

Конкордизм, или учение о гармонии, или учение о противоположностях, - это философская система, рассматривающая статические объекты и не изменяющиеся во времени явления с точки зрения взаимодействия их противоположных сторон. В том числе, в поле ведения конкордизма относится изучение переходных процессов в противоположностях (так называемый “баланс”). Конкордизм является общим расширением (надстройкой) диалектического метода, которое вводит собственные законы и принципы взаимодействия противоречий. Одно из главных нововведений конкордизма - это возможность сведения одного противоречия к другому путем специальных преобразований противоположностей.

В данной статье эта возможность будет использована для описания одной из двух исторически запутанных пар противоположностей, единства выводов о которых нет до сих пор — Объективности-Субъективности. Вторая пара — Причина-Следствие — будет рассмотрена в следующей статье.

О связи объективного и субъективного

До появления научного метода, вопрос об объективности и субъективности особо не поднимался, а личные впечатления и “озарения” личности оказывали решающее влияние на развитие науки и культуры. Начиная с 18-ого века, “баланс сил” постепенно, но верно изменяется в пользу объективности. На сегодняшний день, объективность в науке почти полностью вытеснила субъективный опыт, а рационализм, с ней связанный, буквально окружен ореолом святости, перекрывая источники иррационального движения сознания, такие как, например, интуиция и озарение.

Объективность - это реальное, независимое от сознания существование. Если что-то существует независимо от того, существуем ли мы, то это что-то - объективно. Оно существует не где-то внутри нашего сознания, а вовне его, в окружающей нас действительности. Например, с большой уверенностью можно сказать, что дверь в ваш дом объективна: независимо от того, кто будет входить в дом, ему так или иначе придется пройти через дверь (считаем, что через окно или дымоход наш гость заходить не будет).

Субъективность - это выражение представлений мыслящего существа об окружающем его мире, его мнение, чувства, убеждения и желания. Иными словами, если вы что-то воспринимаете с участием чувств, то это что-то - субъективно. Например, политические взгляды личности или ее мировоззренческие установки являются довольно относительными и субъективными. Однако не только чувства можно отнести к субъективности. Вообще, с субъективностью в повседневном, обывательском понимании в процессе просвещения произошла путаница. К субъективности относится в принципе все, что воспринимается человеком: цвет листвы, запах земли после дождя, жидкость воды, звук автомобиля, вкус печенья и пр. Т.е. человек не способен воспринимать мир объективно: для взаимодействия с миром нам нужно “пропускать” его через свои органы чувств.

Тем не менее, человечество в целом стремится объективизировать знания, получаемыми людьми по отдельности - этим, например, как раз и занимается наука. Сопоставляя субъективный опыт, полученный разными людьми, и объективное знание, полученное с помощью научных методов, можно изучить Субъективность и Объективность как две противоположные стороны восприятия бытия.

Конкордизм утверждает о существовании слабой и сильной связей между Субъективностью и Объективностью, проявляющихся в любом виде познания:

1) “Объективность, утверждая само существование вещей, не имеет формы без субъективности, ее определяющей” - в этом заключается слабая связь между Объективностью и Субъективностью.

Легче всего понять это так: представьте себе планету, на которой нет жизни, и нет ни одного существа, ни одной системы, которая могла бы каким-либо образом получить информацию о состоянии этой планеты (ее цвете, форме и т.п.). Что можно сказать о такой планете? Только одно: она существует. А как она существует, когда и где - все эти вопросы не могут иметь ответа без субъективного восприятия существования этой планеты какой-либо системой. Нельзя даже утверждать, что это на самом деле планета, - ведь ее никто никогда не воспринимал, не определял, что это действительно планета. Это просто некоторый фрагмент бытия, существующий, но не имеющий смысла. Представьте себе пространство, в котором что-то есть, но вы никаким образом не можете понять, что именно. Это и будет объективность в чистом виде.

Возникновение Субъективности - одно из величайших достижений Вселенной в плане своего развития, т.к. именно ее субъективное восприятие другими системами придает ей ту форму, те цвета, законы и механизмы, которые она имеет сейчас. Любое достижение науки - в первую очередь продукт субъективности. Например, второй закон Ньютона отражает конкретный принцип той реальности, которую мы все воспринимаем. Но это не означает, что данный закон объективен и существует вне зависимости от существования человека или любых других систем, способных воспринимать мир. Когда не останется никого, кто бы смог воспринять работу данного закона, он перестанет существовать, т.к. является лишь частью той формы объективности, которую ей придает субъективность.

Классический пример воплощения слабой связи Объективности и Субъективности в физике - это коллапс волновой функции или же редукция фон Неймана. Пусть у нас есть атом с одним электроном, который, однако, может располагаться на разных орбиталях. Из физики известно, что элементарные частицы заимствуют свойства как волн, так и частиц. Пока никто не пытается определить, на какой именно орбитали располагается электрон, он будет находиться в состоянии суперпозиции: т.е. находиться одновременно на всех орбиталях с разными вероятностями (вспомните про нечто, не имеющее формы; здесь то же самое - объективность). Но как только какая-либо система попытается узнать (измерить), на какой же орбитали располагается наш электрон, суперпозиция электрона разрушится, а сам он непременно займет одну из конкретных орбиталей (в соответствии с вероятностью). Именно субъективное восприятие в данном случае как бы изменяет реальность, придавая нашему электрону расположение на одной конкретной орбитали (т.е. придавая его объективности форму)

2) “Объективность - это результат систематизации субъективностей” - в этом заключается сильная связь Объективности и Субъективности. Иными словами, множество субъективностей определяет реальность. Если такая идея вызвала у вас когнитивный диссонанс, то это хорошо.

Вернемся к нашей планете, на которой еще не было систем, способных воспринять ее и придать ей форму. Представим, что каким-то образом возникла первая такая система. Естественно, планете ничего не остается, как принять форму, потому что она была воспринята этой системой. Но какую форму она примет? Рационалисты могли бы живо утвердить, что такую, какую имеет эта планета изначально, до ее восприятия (например, эллипсоидную), но в конкордизме ни планета, ни даже мир не имеют формы до своего первого восприятия, потому что их форме неоткуда взяться, если ее им никто не придавал (т.е. если никто не воспринимал этот мир или планету: форма не существует объективно). Поэтому ответ будет другим: и отдельная планета, и целый мир примут такую форму, какую эта первая система “захочет” (сознательно или нет). При этом, если после этого появятся другие системы, то они уже будут воспринимать мир так, как его восприняла та самая первая система.

Углубимся в эту идею. На Земле живет уже почти 8 миллиардов человек, и все мы воспринимаем мир пусть и с уникальными оттенками, но в целом одинаково: если каждый из нас зайдет по колено в воду, все мы будем воспринимать нечто жидкое, а не, например, воздушное. Почему же при всей своей уникальной природе мы воспринимаем мир схожим образом? В конкордизме дается такой ответ: системы могут только уточнять реальность, определенную до них другими системами, но не переопределять ее. Процессы развития довольно затратны, поэтому, если возможно, системы пользуются результатами, уже достигнутыми другими системами. Именно поэтому, например, вода жидкая для всех: кто-то один однажды впервые ее так воспринял. Эта первая система дополнила реальность, сделав свое субъективное восприятие воды частью формы ее объективности. Таким образом, теперь любая система, способная воспринять воду, будет воспринимать ее не иначе как “жидкой”. И никакая система не сможет изменить этот реальный факт: вода жидкая (речь идет о воде, которая находится в жидком состоянии).

Именно так объективность и складывается из субъективностей: каждое наше субъективное восприятие либо повторяет то, что уже было воспринято другими системами ранее, либо добавляет к объективной реальности какой-то новый атрибут, метод или правило, если что-то воспринимается нами впервые в истории. Это похоже на процесс постепенного построения собственной системы: сначала у вас нет ничего, затем вы создаете первые элементы своей системы, наделяете их свойствами, устанавливаете отношения между созданными элементами и т.д. Только с целым миром делаете это не только вы, но и все другие системы, способные его воспринимать.

Выражаясь языком программиста, каждое мыслящее существо в мире - от микроба, способного реагировать на раздражение, до человека, способного придумать ядерную бомбу - пишет программный код той реальности, в которой оно мыслит. Если кто-то придумал класс “Вода” и наделил его свойством “Жидкость”, другой не сможет создать этот класс заново или удалить/изменить его прежние свойства, потому что класс уже создан и закрыт для изменения. Но при этом расширить этот класс, добавив в него атрибуты или методы, этот другой может спокойно, даже не наследуя при этом. Получается некоторый аналог принципа “открытости/закрытости”: когда добавить новый код в класс можно напрямую, но изменить его старый нельзя никакими способами. Хоть человеку и трудно использовать этот механизм системообразования на практике, таков тот мир, в котором мы живем.

Заключение. Роль объективного и субъективного в познании

Из сильной связи Объективного и Субъективного вытекает, что познание формирует реальность, собирая объективность из субъективных впечатлений. Мир, в котором мы сейчас живем, формировался миллионы лет с помощью познания тех, кто жил и мыслил до человека. Мы же смогли познать и формализовать законы движения планет, взаимодействий существ, принципы развития систем и пр., продолжая целенаправленное развитие объективного мира от Хаоса к Порядку. Каждая новая закономерность, открытая нами, служит не только нашим целям (например, по улучшению качества жизни), но и целям Вселенной, привнося в нее частичку упорядоченности.

Человек не способен изменить тот порядок вещей, который уже сложился до него. Но каждый из нас может создать собственные системы мирового устройства, которые смогут потягаться с существующими в процессе естественного отбора (законы эволюции характерны и для духовного мира). Истина не статична: она развивается и изменяется также, как и любой объект в мире. Замечая эти изменения, мы можем дополнить то, что уже было изобретено до нас.

Да, бывает и так, что видение человека ошибочно и не соответствует действительности, тогда его “новый программный код” приводит к появлению “багов” в работе всей системы. Но такие ошибки могут быть отслежены и исправлены. Познание новых методов и свойств позволяет нам соотносить результаты до и после внесения изменений в систему и на основе этого делать выводы о полезности того или иного фрагмента “кода”. Главное - отличать процесс устранения “багов” от сопротивления эволюции системы: не стоит заниматься сохранением существующего порядка, если это невыгодно.

Вы все еще не верите в то, что мир можно изменить? Дополните его и наблюдайте за эволюцией окружающей вас действительности: секрет не в управлении происходящим, но в его направлении.


Источник: m.vk.com

Комментарии: