ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Г |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-17 20:12 ЖИЗНЕННЫЙ МИР (Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Творчество жизненного мира важно никак не в меньшей степени, чем его смиренное созерцание. В пылу познания объектов жизненного мира, снять с себя ответственность за их бытие, значит потерять собственное человеческое достоинство. Получаемый в замен суррогат – статус трансцендентального, потустороннего истине субъекта – абсолютно безличен; он делает человека в буквальном смысле никем, лишает его всякой индивидуальности, неповторимости, единственности; превращает его в познающее мир нечто, в одномерное абстрактное «Я», не способное вызвать к себе ни любви, ни ненависти, никакого вообще отношения, которого надо быть достойным. Но трансцендентальный субъект и сам безразличен к чужому достоинству, ему совершенно все-равно, какое у людей лицо и ,что у них — на сердце; он неизменно, словно, заколдованный поворачивается к ним спиной и смотрит в даль на горизонт истины, где нет ни одной живой души, где есть лишь доводы и выводы, никому не принадлежащего самостийного мифического разума, обещающего нашей жизни благодать порядка; со спины этот субъект еще может казаться человеком – проводником, знающим выход из царства лжи и иллюзий, но если бы и с нами приключилось то, что случалось лишь с героями жутких народных преданий, если бы каким –то отчаянным криком души все таки удалось заставить нашего проводника откликнуться и обернуться, тогда вглядевшись, мы бы содрогнулись, — у того, кто указывал нам путь, за кем мы так упорно и послушно шли вместо лица – яйцо, пустота, бездна. Не мудрено тут броситься наутек, кляня и субъект и все его истины — самыми последними именами. Но не этого ли он и ждал? Не одарил ли он нас самих своим жутким ликом, не превратил ли в себя именно тем, что мы одарили его своими собственными именами? Бежать тут некуда и не от кого, — опасна не бездна, опасна оказывающаяся ею почва – деформация чувственности, доходящая до того, что мы не узнаем самих себя, говорит не о дьявольской природе разума, а о дьявольской природе его культа. Никто так легко не жертвует истиной, как тот, кто свято ей служит, причем неважно – отправляется ли служба жрецом рассудка или разума, — и тот и другой – мы сами, но если жрец рассудка — слеп и жалок в своих попытках – выдать видимое за созерцаемое, то жрец разума – страшен; кто ничего не делает, когда думает, тот не ведает, что творит. Нет ничего опаснее для жизненного мира, чем чувствовать себя в нем зрителями, тогда как на деле – мы его творцы, тогда, как от нас зависит все, что в нем творится объективным образом и в частности — экспансия трансцедентальной субъективности. Обманывая чувства, разум обманывается сам; обманывая сам себя, он развращает жизнь: делает в ней все дозволенным, что совершается по бездушной команде, познанной извне необходимости, и за что никто не должен и не может нести нравственной ответственности. Слишком хорошо известно, какая свобода и какие порядки выросли на этой жизненной почве, отравленной удобрениями всех, потерявших свой раскольнический дух, вписанных в скрижали завета идеи просвещенческого рационализма. Комментарии: |
|