Умных людей не бывает много |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-31 11:56 Умных людей не бывает много. Не потому, что ум - это какой-то особый талант, хотя, безусловно, причинами ума являются и наследственность, и воспитание, и накопленный жизненный опыт (включая образование). Ум - это еще и вопрос нравственного выбора, ответственности. Ведь ум не сводится ни к знаниям (эрудиции), ни к эвристикам (мышлению). Можно быть сколь угодно эрудитом и интеллектуалом, но направлять всю свою энергию на второстепенные научные вопросы или второсортную популяризацию. Увы, при такой постановке вопроса, значительная часть "умных" людей оказываются интеллектуальными онанистами, как минимум не очень полезными обществу и являющемися разновидностью сферы развлекательных услуг/досуга (при этом довольно узкого, т.к. аудитория таких развлечений довольно постоянна и не изменяется слишком динамично). Можно казаться умным, но внутри себя, тайно ото всех, полагать себя носителем конечного знания и истины, с превосходством воспринимая иные точки зрения и превращая свою жизнь в апологетику раз навсегда установленной истины, хотя бы для самооправдания своего бездействия. Такие люди хорошо узнаваемы потому, что никогда не меняются - Сократовское "я знаю, что ничего не знаю" для них перижиток былого, устаревший трюизм. Куда варвару-греку до них, таких научных и великих? А настоящий ум - это всегда выбор в пользу поиска и социальной ответственности. Настоящий ум - это всегда работа и напряжение сил. Выбор в пользу поиска потому, что без умеренного скептицизма, особенно после открытий когнитивной психологии (см., например, Д. Канеман), развенчаний лженауки (см. скепсис.ру), после того, что мы знаем об эволюции знания и общества из прогуливаемых уроков истории (см. википедию про смены общественных формаций или научных парадигм) - без умеренного скептицизма, т.е. сомнения в наших знаниях и представлениях - нельзя идти никуда (здесь важно подчеркнуть, что сомнения не равносильны отсутствию истины и постмодернисткой установке на деконструкцию всего и вся! хоть местами и схожи в проявлениях и методах). Выбор в пользу социальной ответственности потому, что взрослый человек должен осознавать свою связь с другими людьми, с обществом, с культурой и относиться к окружающему миру не как шоплифтер к полке супермаркета откуда можно вынести все, что плохо лежит, не заплатив; и не как заблудший турист в далекой стране к макдональдс, где можно бесплатно облегчиться и измазав струей дерьма стены побежать дальше. Нет, единственное взрослое отношение к своему выбору - это отношение человека, осознающего, что он обязан миру, обществу и другим людям своей жизнью. Обязан не только плохим и бессмысленным, как это часто принято думать в нашу эпоху упадка и отчаяния; но и хорошим, возвышенным, одухотворенным и чистым - ведь эти компоненты, безусловно, встречаются в обществе и культуре и сейчас. И через это осознание обязанности и ответственности возникает долг, обязанность взрослого человека участвовать в продлении и воспроизводстве этой жизни, исправлении тех недостатков и проблем, которые были допущены в ее развитии, или, если он слаб для такой работы, по крайней мере не мешать тем, кто сделал выбор в пользу общего дела, надеется на лучшее и продолжает работу. Несмотря на всю сложность и неодназначность этого мира, общества и цивилизиации она продукт труда и жертв тысяч и сотен тысяч людей, результат многовекового развития, и нуждается в таком же ответственном отношении как дикий лес или животные. Хорошо, что некоторые люди задумываются об экологии, начинают отказываться от пластика и участвуют в благотворительности и волонтерстве. Но ведь такого же отношения требует и культура, и социальные отношения, и атмосфера в семье, на работе, с соседями во дворе. Отсюда необходимость постоянного рационального выбора приоритетов: чем заниматься, на что тратить ограниченное время, куда идти, а куда не ходить? Или формулируя иначе - каким образом можно причинить наибольшую пользу другим людям и цивилизации в целом. Понятно, что большинству людей проще не задумываться над этими сложными вопросами, сузить свои интересы до узких, эгоистичных, искаженных интересов, а то и вовсе отморозиться превратившись в био-робота, душа которого испаряется где-то в пространстве между работой и развлечениями. С этой точки зрения ни болван-обыватель, прожигающий жизнь; ни супер-успешный яппи-миллиардер, способствующий социальной несправедливости типа Цукерберга - ни первый, ни второй не являются умными в высшем смысле этого слова. Оба они не слишком используют свой мозг, и хотя их заблуждения отличаются, как и их социальное расположение, и масштаб наносимого вреда (или объем непричененной пользы) - оба они в конечном итоге оказываются в дураках, нанося ущерб природе и обществу, а значит и самим себе, а главное своему продолжению - будущему культуры и цивилизации, которое, наверняка, во многом превосходит нас нынешних. Но это уже другой разговор, разговор о трансгуманизме и футурологии. Комментарии: |
|