Учитель продолжается в своем ученике |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-29 19:53 Часто еще в процессе обучения становится понятно, в какой области студент сможет применить свои знания. Успешными студентами интересуются многие работодатели, в том числе и университет. Мы поговорили об этом с Абрамским Михаилом Михайловичем – директором Высшей школы информационных технологий и интеллектуальных систем КФУ. В студенческие годы он был одним из лучших студентов факультета вычислительной математики и кибернетики, а после окончания остался в университете. Не только о работе, но и «дистанционке», возможностях вуза и «говорящих головах», а еще почему не надо бросать учебу на старших курсах — в продолжении серии о молодых преподавателях. До поступления в университет Вы планировали стать преподавателем? Обычно я жду от студентов и абитуриентов осознанности в вопросе дальнейшего выбора своего пути, но, каюсь, сам при поступлении туманно видел будущее. Конечно, со временем начал задумываться, что можно остаться работать в университете. В мире до сих пор наиболее популярной является модель «Гумбольдтского» университета, цель которой — дать фундаментальные знания, позволяющие в дальнейшем человеку работать в области науки и образования. Грубо говоря, такой процесс обучения — это «подготовка себе подобных». И очень часто мы встречаемся с тем, что лучшие студенты факультета на нем и остаются. Конечно, так происходит не во всех сферах. Например, лучшие выпускники IT-направлений часто уходят работать в индустрию. Но когда университет является конкурентоспособным местом работы, и вас в нем ждут, то, естественно, вы будете рассматривать этот вариант карьеры. Университет предлагает возможность и заниматься любимым делом, и развивать свою область. Как отнеслись к вашему выбору профессии близкие? Родственники вполне ожидали от меня именно такого, так как я не единственный в семье, кто выбрал сферу образования в качестве работы. Для многих мой выбор был очевиден. Отнеслись спокойно и мои друзья, однокурсники, сверстники, тем более я не один с нашего курса решил остаться в университете. Общество смотрит на лучших студентов любых направлений как на тех, кто выберет сферу науки. При этом у меня был опыт работы и вне университета. Продолжительное время я работал в IT-компании «Лаборатория открытых технологий», хотя там тоже был некоторым образом связан с образованием — мы продвигали модель обучения learning by doing. Айтишник всё же должен попробовать себя где-то вовне, чтобы потом, находясь в университете, транслировать свой профессиональный опыт обучающимся. Вы помните свой первый день в качестве преподавателя? Какие эмоции Вы тогда испытывали? Я прекрасно его помню: суббота, 8:30 утра, практика у группы 903п, специальность «Прикладная математика и информатика» на факультете ВМК. Начинал я преподавательскую карьеру там. Когда появилась Высшая школа информационных технологий, начал преподавать и там. В вуз я уже пришел с преподавательским опытом. На втором курсе меня позвали преподавать в смены лагеря «С?л?т». Там я вел математику у старшеклассников. Так началось мое продолжительное приятное знакомство с этой молодежной организацией, а опыт, полученный там в качестве преподавателя, несомненно помог мне уже в университете. Но все же в первый день волнение было. Да и до сих пор. Встреча с новыми людьми, с новыми студентами — это всегда волнительно. Какое самое важное качество для преподавателя? Преподаватель должен быть и наставником, и близким для студентов человеком. Он должен создавать такое пространство, где все будут развиваться. Важно, чтобы преподаватель воспринимал и уважал студента как личность, а не как человека, в которого просто нужно вложить определенные знания. Преподаватель должен давать определенную картину мира в рамках того предмета, который он преподает, и даже лучше выходить за эти рамки. Преподаватель — это старший коллега и товарищ. Особенно это касается молодых преподавателей. Если всего этого не будет, в чем тогда разница между молодым и старшим поколением преподавателей? Особенно в нашей сфере это прослеживается, например, в IT–компаниях, где отношения между сотрудниками весьма демократичны, даже если они находятся в статусе «начальник» и «подчиненный». Меньше всего преподаватель должен быть «говорящей головой» по предмету. Рефлексия — одна из составляющих хорошо проведенной пары. Между студентами и преподавателем всегда должно быть взаимодействие. А иначе зачем нужен преподаватель, если он ведет себя, как магнитофон? Если он рассказывает что-либо без возможности взаимодействовать со студентом, то он не отличается от статьи или от видео из онлайн-курса, которое можно поставить на паузу, перемотать или ускорить. На самом деле, все эти качества должны касаться всех преподавателей, не только молодых. Преподаватель может оставаться молодым и в 70 лет, если он сочетает в себе эти качества, разбирается в современных темах, знаком с современными технологиями и его не пугают слова вроде «флекс», «кринж» и др.
Какие у Вас есть привычки в вашей преподавательской деятельности? Стоит учитывать, что наш факультет (Высшая школа ИТИС КФУ) достаточно молодой (9 лет), коллектив построен не только из академических преподавателей, но еще и из людей с индустрии. Поэтому у нас немного смешанная культура, в том числе и в коммуникации со студентами. Например, преподаватель может проснуться в 2 часа ночи и ответить студентам в чате или же может проводить онлайн-консультацию до полуночи. Если говорить о моих личных особенностях: я не люблю, когда студенты в начале лекции встают для приветствия. По всем правилам так надо делать, но я не считаю это обязательным. Я не люблю, когда студенты сразу начинают пугаться и суетиться, как только видят преподавателя в аудитории. Хочется, чтобы студенты реагировали так же спокойно на преподавателей, как на своих одногруппников. Мне важно, чтобы студентам было комфортно на занятиях. Если студент голоден, он все равно не сможет сосредоточиться на паре, поэтому иногда я разрешаю что-то «хомячить» во время лекций.
Вы проводили дистанционные занятия еще до того, как это стало мейнстримом. Как относитесь к такой форме обучения? Конечно, это не самый удобный формат. У онлайн-занятий есть преимущества, которые я уже упоминал. Видео-лекцию можно промотать, повторить, изменить скорость. Но это не отменяет того, что университет должен быть еще и местом социализации и формирования так называемых soft skills. На парах студенты готовятся к реальной работе, выполняя совместные проекты. Всё же должно быть место, где можно собраться и обсудить их. В онлайн-формате что-то из этого получается осуществить, а что-то нет. Дистанционное обучение — это определенный вызов. Когда его только ввели, многие подумали, что это «каникулы», но потом весь процесс начали упорядочивать, приводить в соответствие. Надо понимать, форма обучения изменилась, но объем материала, который необходимо изучить, остался прежним. Студенты должны получить те знания, за которыми они пришли. Руководство университета приняло решение восполнить даже каникулярную неделю с 28 марта по 5 апреля, и я считаю это абсолютно правильным. Какие преимущества есть в Вашей профессии? Если ты любишь свое дело, ты видишь в нем много преимуществ. Во-первых, у каждого преподавателя закрыт вопрос о смысле жизни, потому что, как пел Василий Вакуленко (Баста), «учитель продолжается в своем ученике». У каждого преподавателя есть желание оставить после себя что-то важное. Когда человек ведет занятия и делится своим опытом и знаниями, он уже делает что-то прекрасное для этого мира. Второе преимущество — постоянное общение со студентами, то есть с теми, кто лучше понимает современный мир. Студенты — это наше будущее. Поэтому студенты молодят преподавателя. Человек, который находится в окружении молодых людей, все равно от них тоже что-то перенимает. Особенно это прослеживается в айтишной сфере. Для нас абсурдно считать, что преподаватель знает больше, чем студент. Вообще нужно отказаться от того стереотипа, что преподаватель по умолчанию умнее любого студента — это не так. Преподаватель должен всё время учиться сам и делать он может это в процессе общения со студентами. Со мной согласятся многие мои коллеги. Все преподаватели, когда готовятся к лекции, лучше понимают материал, который собираются рассказать. Если же мне самому всё изначально понятно, значит, я что-то упустил. Таким образом, еще одно преимущество моей профессии — непрерывный процесс обучения. Какие есть недостатки в вашей сфере? Касательно недостатков — ну, раскрою кухню, хотя это в принципе не закрытая информация. Для кого-то недостаток, для кого-то преимущество — это финансовый вопрос. В КФУ с оплатой преподавателей дела обстоят очень неплохо. Ко мне приезжали гости из некоторых вузов нашей страны, и удивлялись хорошим базовым окладам преподавателей в сравнении со своими местами работы. За это большое спасибо руководству университета. Но надо понимать следующее. Оплата преподавателя формируется исходя из его нагрузки. Отсюда появляется дилемма — можно взять побольше занятий и увеличить собственный доход, но при этом совсем оставить себя без времени на другие проекты или потенциально снизить качество собственных занятий. При этом, не секрет, что, работая на определенных позициях IT или открыв бизнес, можно при той же нагрузке потенциально заработать больше. Но повторюсь, сейчас, конечно, КФУ является конкурентоспособным местом в работы в контексте возможности заработать. Есть гранты, стипендиальные программы для молодых ученых и другие способы поддержки сотрудников в университете. Другой минус — это сложный режим дня. Зачастую преподаватели с большой нагрузкой проверяют домашние задания по ночам. Это, конечно, не всем подойдет. Заодно отмечу, что преподаватель — это всё же сотрудник государственного учреждения, это гарантирует некоторую стабильность. Например, сейчас в условиях самоизоляции и вынужденного выхода на дистанционную форму обучения преподаватели не потеряли ни своей работы, ни зарплаты за нее.
Вы по-разному относитесь к студентам-активистам, пропускающим пары из-за мероприятий, и к студентам-отличникам? Я отношусь ко всем одинаково. Нужно ко всем студентам относиться хорошо. Другое дело, что вне зависимости от причин студент сам может отстать по какому-либо предмету. В ИТИСе есть еще и третья категория студентов — это работающие студенты. Есть много примеров студентов, у которых получается совмещать и активизм, и работу, и учебу на 4 и 5. Дело не в том, как нам стоит относиться к студентам, а в том, зачем студент идет в вуз. У нас в институте четко прослеживается конвертация полученных знаний в возможности для профессионального роста. Конечно, если студент будет пропускать профильные пары, он будет менее подготовлен к работе. Еще очень часто можно услышать: «Вот мое освобождение от занятий в связи с участием в студвесне». То есть, когда выпускник придет на работу и ему нужно что-то будет делать, он что, скажет: «Вы знаете, когда мы это проходили, я участвовал в студвесне». У меня нормальное отношение к тем, кто пропускает занятия, если они заняты делом, которое для них действительно важно. Хотя другие преподаватели могут быть абсолютно против этого и тоже будут правы. Как Вы относитесь к участию ваших студентов во вневузовских образовательных программах? Например, в «Школе 21» от Сбербанка. У меня есть несколько студентов, которые туда поступили. На самом деле, хорошо отношусь к любым образовательным организациям — учиться нужно всегда. Каждый вправе выбирать, где ему учиться. Конечно, я больше придерживаюсь мнения, что нужно обязательно окончить университет, но и о самообразовании забывать не надо. Другое дело, когда студенты 3-4 курса, уже устроившись в IT–фирмы, решают бросить высшее образование. Таких студентов я отговариваю, у меня уже есть целый список аргументов. Во-первых, придется всю жизнь доказывать, что ты нормальный человек и полноценен без образования. Во-вторых, университет — место, где все твои сверстники самоопределяются по жизни. В-третьих, пока ты студент, отношение общества к тебе достаточно снисходительное: ты можешь совершать ошибки, ты можешь пропадать. Как только ты перестаешь быть студентом, общество ждет от тебя куда большей ответственности. Так что высшее образование — это не только получение знаний, это и некий культурный код. Ценность вуза — это не только информация, но и возможности, которые он предоставляет студентам. Есть ли у Вас увлечения помимо IT? Да, мое хобби — музыка. Правда, как только я стал директором ИТИСа, времени на нее стало намного меньше. А так, да, у меня есть музыкальное образование, еще я долгое время пел в капелле Казанского университета. Иногда, когда есть время, я люблю изучать языки по приложениям. Вообще, мне много что интересно, но самое серьезное увлечение — это, конечно, музыка. Какие у Вас есть в планах научные проекты? Моя сфера интересов — это интеллектуализация образования с помощью технологий, например, создание рекомендательных систем курсов, обучающих приложений, образовательных чат-ботов для помощи в написании курсовых работ. Меня очень интересует то, что находится на стыке IT и образования. Обычно эту сферу мы прорабатываем с моими дипломниками и курсовиками. У нас есть с ними некое коммьюнити, которое мы называем Smart Education Lab. Общий интерес — попытка осмыслить, что можно сделать в образовании с помощью технологий. Что Вы можете посоветовать студентам, которые сейчас обучаются на старших курсах и рассматривают такой род деятельности как преподавание? Не сомневаться и пробовать себя в этом, потому что это здорово. Самое важное — понимать, зачем вы туда идете. Вас не только должен привлекать предмет, вы также должны быть настроены на коммуникацию с разными людьми и готовы прощать им их ошибки, готовы их стимулировать что-то делать. Преподавать — это действительно здорово. Беседовала: Асия Салахова Редактор: Рита Саха Также редакция Colorit благодарит Михаила Михайловича за предоставленные фотографии Источник: m.vk.com Комментарии: |
|