Ученые НГУ исследовали историю открытия известного алгоритма для задачи коммивояжера |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-30 10:00 Заведующий лабораторией алгоритмики Механико-математического факультета НГУ Рене ван Беверн и заместитель директора Гуманитарного института по научной работе Виктория Слугина провели исследование происхождения алгоритма для одной из классических задач комбинаторной оптимизации. В своей статье сотрудники университета доказывают, что всемирно известный «алгоритм Кристофидеса», предложенный для задачи коммивояжера, независимо построил советский ученый новосибирского Института математики Анатолий Иванович Сердюков, и предложил он его к публикации даже раньше, чем это сделал Кристофидес. Исследования ученых НГУ были опубликованы на сайте официального журнала международной комиссии по истории математики Международного союза истории и философии науки Historia Mathematica. Задача коммивояжера является одной из классических задач комбинаторной оптимизации. Она была сформулирована еще в 1832 году и состоит в том, чтобы найти кратчайший маршрут для посещения n городов ровно по одному разу и возвращения в исходный город. Задача относится к классу NP-трудных задач, для которых неизвестны эффективные алгоритмы решения. Однако для метрического случая, когда расстояния между городами удовлетворяют неравенству треугольника, Никос Кристофидес в феврале 1976 года предложил алгоритм, который эффективно строит маршрут, чья длина не превосходит 3/2 от оптимума. Это один из первых приближенных алгоритмов для NP-трудных задач, и до сих пор для метрического случая неизвестны эффективные алгоритмы с более хорошей гарантией точности. — Когда я приехал в Новосибирск, оказалось, что коллеги в Институте математики называют «алгоритмом Кристофидеса-Сердюкова» тот алгоритм, который во всех учебниках по алгоритмике называется «алгоритмом Кристофидеса». И как раз в кабинете Института математики, в котором я тогда работал, стоял выпуск журнала «Управляемые системы» 1978 года с соответствующей статьей Сердюкова. Я удивился, что в ней действительно был предложен в точности тот же самый алгоритм Кристофидеса. В статье указана дата поступления статьи в редакцию — январь 1976 года, что всего на месяц опережает результат Кристофидеса. Я тогда задался вопросом, как возможна такая случайность и почему за пределами Института математики мало кто знает о результате Сердюкова? Спустя пять лет, я обратился к своему знакомому историку, Виктории Слугиной, и мы начали исследование: нашли ранние работы Сердюкова, искали следы результата Кристофидеса, — рассказал Рене ван Беверн. В статье ученых НГУ отражено, что алгоритм Кристофидеса предложен им в феврале 1976 года, но технический отчет, в котором описывается алгоритм, вплоть до 1978 года был малоизвестен. Первое полное описание алгоритма Кристофидеса с доказательством корректности было опубликовано только в 1979 году в популярном учебнике Гарея и Джонсона по трудно решаемым задачам комбинаторной оптимизации. Сердюков же построил алгоритм, будучи молодым аспирантом Института математики СО АН СССР. Еще в 1973–1974 годах он и Кристофидес независимо друг от друга работали над смежными задачами маршрутизации транспорта. Однако, утверждают авторы исследования, по работам Сердюкова видно, что он вплоть до 1974 года не знал о важнейшем ингредиенте своего алгоритма для задачи коммивояжера: полиномиальном алгоритме для нахождения максимального паросочетания в графе, опубликованном в США еще в 1965 году. В своей статье о коммивояжере он, используя этот алгоритм, ссылается на книгу, опубликованную в СССР лишь в 1976 году. Этим самым и объясняется временное совпадение результатов Сердюкова и Кристофидеса: первый не мог получить результат намного раньше второго, не зная об алгоритме для нахождения максимального паросочетания. — Рассмотренный нами сюжет истории открытия одного алгоритма, с одной стороны, показывает высокий уровень кадрового состава новосибирского Академгородка и актуальность исследовательских тематик, которые разрабатывались в институтах СО АН СССР. С другой стороны, отсутствие в то время единых международных баз знаний и затрудненность академической мобильности советских специалистов приводили к тому, что многие их результаты не могли быть доступны широкому кругу западных исследователей, и, наоборот, результаты европейских и американских авторов также оказывались неизвестны, либо доходили до советских ученых с опозданием, — отметила Виктория Слугина. Комментарии: |
|