Татьяна Черниговская: «Социум и психика человека несовместимы с чипированием людей»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Выступления Татьяны Черниговской, проведённые ею незадолго до того, как все мы оказались в новой реальности с её новыми правилами, сегодня приобретают особую актуальность.

Предлагаем вниманию читателей «Новых известий» несколько выдержек из лекций известного учёного в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.

«Я хочу вас кое-от чего предостеречь. Сознательно не буду называть имена. На широких площадках появляются выступления на тему искусственного интеллекта и мозга, эти записи имеют миллионные просмотры.

Не доверяйте всему, что вы видите. Даже если это говорят люди высокого статуса. Это могут быть люди, которые случайно попали в эту сферу, они отнюдь не дураки, они хорошо образованы, но в других областях.

Поскольку жизнь междисциплинарна, я вовсе не настаиваю на том, чтобы тот, кто изучал экономику, всегда занимался только экономикой, а тот, кто изучал языки, всегда занимался лингвистикой.

Но я говорю это к тому, что себя нужно всё-таки за хвост как-то удерживать. Когда ты лезешь в другие области, нужно про эти области знать.

Дезинформации в наши дни очень много. Из этих выступлений следует, что люди, которые занимаются беспилотными комбайнами, уже изучили мозг, так они утверждают.

Если бы они знали, как он функционирует – у них было бы уже штук 100 Нобелевских премий! Потому что они были бы единственными в мире, кто это выяснил. Но всё это не так.

Они же заявляют, что узнали, как мозг обучается, хранит информацию, как можно на него влиять. И они уверены в том, что уже создают новые искусственные мозги, которые будут благополучно существовать на этой земле.

Так вот, сообщаю вам: всё, что я перечислила - это нет так. Этого просто нет.

Сегодня в мире огромное количество информации. Надо учиться в ней разбираться, обращаться с ней, фильтровать. Подделки в этом мире могут быть лучше, чем оригиналы, они виртуозны во многих областях, если не сказать во всех. Надо об этом всегда помнить.

Необходимо формировать навыки верификации. Это действительно очень важно, этому нужно учить.

У нас всё вокруг гаджетами заполнено: «Ок, гугл, скажи мне….» Но не надо туда ходить! Не смотрите википедию и так далее.

Если я забыла, как соус к рыбе делать, я посмотрю это, конечно.

Но если мне нужна серьёзная информация, то я полезу на серьёзные профессиональные сайты, линки на которые я буду специально узнавать.

В будущем мы можем превратиться совсем в тупиц. Потому что социальные сети, точнее, виртуальная среда, отнимают всё наше время. Совершенно впустую.

Память людей, живущих в цифровую эпоху, хуже памяти наших бабушек и дедушек. Потому что сегодня - незачем помнить.

Недаром владельцы соцсетей, всяких гуглов и прочего разрешают своим детям сидеть в интернете только по два часа в сутки.

В киборгов мы, конечно, будем превращаться всё больше. Но если у вас будет чип в голове, искусственное сердце, почки, руки, ноги, печень - то вы всё ещё будете считаться человеком?

Всё это из области очень серьёзных философских вопросов, эсхатологических. О месте человека во вселенной, о том, кто такой человек.

У меня лично апокалиптические видения о будущем. Мы ещё люди или уже не совсем?

Согласны ли мы на такой мир – об этом у нас может никто не спросить. Такой мир как бы сам может получиться.

Это влечёт за собой серьёзные последствия - психологические, социальные. Всякие.

Если в голову засунут чип – речь идёт о нановеличинах, вы только представьте его влияние, весь этот ужас.

Ваше решение будет уже не вашим решением. Загружать можно будет всё, что угодно.

Социум и психика не выдержат всех этих вещей. Потому что это совсем другой мир. Создатель нас такими не создавал. Мы не готовы к этому. Может быть, события эволюции так пойдут, что мы примиримся и с этим в итоге, но об этом говорить пока очень рано

Сейчас активно идёт перераспределение видов деятельности между нами и робототехникой. Массу вещей мы уже не делаем, а делают их за нас приборы.

Есть прогнозы о том, что в течение пяти лет освободится дикое количество миллионов - если не миллиардов – людей. Им будет негде работать, так как обслуживать предприятия будут роботы.

То есть, понимаете, освободится огромная армия людей, которым государство будет платить деньги, чтобы они не померли с голоду. Но вот чем они будут, интересно, заниматься?

Разговоры о том, что все они станут поэтами и художниками, вызывают у меня смех.

Должны быть предприняты большие усилия для того, чтобы люди сориентировались и поняли, что им делать со своим свободным временем, которого появится огромное количество.

Что касается образования, я считаю, что вообще нельзя заменить неонлайновое образование онлайновым.

Это не заменяемое. Я вам даже больше скажу, в мире гуляет такая циничная фраза: онлайн образование – это образование для бедных.

Да, никто не отрицает того, что такое образование есть. В интернет миллион курсов висит. Йель, Стенфордский университет делает их, наша Высшая школа экономики сколько всего навыпускала.

Всё это так. Но это не должно быть вместо традиционного образования.

Скажите, вы хотите лечиться у врача, который кое-что выучил из биохимии и физиологии, пока лежал на диване и коту живот чесал? Не хотите.

Медицина - это высочайшая наука. Но в итоге это ещё и искусство. А это значит, что учиться нужно у мастера.

Нельзя научиться живописи и рисовать, как Леонардо, не будучи учеником Леонардо. Вокруг него надо ходить много лет, сначала краски растирать, затем кисточки мыть, понимаете? А потом, может, чего и выйдет.

Поэтому это вопрос сложный. Я этой темы не отрицаю. Более того, своих коллег подвигаю к тому, чтобы такие онлайн-курсы делать, но со всеми оговорками, которые обозначила.

Совершенно ясно, что нужно образование понимания, а не запоминания. Об этом говорил ещё Сергей Петрович Капица, с которым, в своё время, я имела счастье много общаться.

Мне не нужен ученик, у которого пятёрки по всем предметам и который всё помнит наизусть. Потому что такой «субъект» лежит у меня в сумке - это мой компьютер. И такой человек мне не нужен вообще.

Тот, кто помнит, в каком году и в какой день недели Наполеон женился на Жозефине, мне не интересен. Потому что я с лёгкостью сама всё это найду.

Мне нужен человек, который понимает, что происходит. Компьютер ничего не понимает. Пока.

Нам очень важно воспитывать людей, не боящихся постоянных перемен.

Посмотрите, как воспитывают детей. Они ведь страшно боятся плохих оценок, провалов. Почему?

Вы разве встречали на этой планете человека, который никогда не делал ошибок, причём, больших? Замуж не за того вышла, не ту специальность выбрал и так далее, не в том городе поселился…

Этого всего полно у каждого. Так почему же дети воспитываются в этом ужасе от любой тройки?

Кстати, это очень подозрительная оценка, особенно, если молодой человек умён. А ты всегда видишь по нему, что он умный, но при этом он может всё время тройки получать. Почему так? Ему ничего не стоит получить пятёрки. Проанализируй.

А просто он - будущий Эйнтштейн. И именно на него нужно направить всё своё внимание, а не на того, который всё выучил.

Если ребёнок получает двойку за то, что он правильно решил математическую задачу, но написал её неаккуратным почерком и поставил кляксу, то такая учительница должна быть уволена, без дальнейшего права преподавания детям. Это совершенно непрофессионально. Если бы она преподавала каллиграфию, разговора нет, а тут - математика. Это серьёзные вещи.

Очень важно обучение способности учиться и противостоять стрессу. В Петербурге есть гимназия очень мощная, № 610, знаменитая. Там практически нет профессиональных учителей. Литературу преподают люди из Пушкинского дома, искусство – люди из Эрмитажа. Вот такая публика.

Они умудрились сделать так, что среди их детей считается престижным много знать, много читать и решать трудные задачи. Для них самый кайф – решить задачу, которую никто не может решить никто.

В этой гимназии смогли перевернуть ситуацию. Никого твоя пятёрка не волнует. Я там была как-то на мероприятии и случайно услышала разговор двух мальчиков-подростков, которые мимо проходили. «Ты хочешь сказать, что ты Цицерона читал по-русски?!», - спросил один другого.

Презрение у него угадывалось во всём теле! «Да нет же, ну как ты мог такое подумать!», - ответил второй. Вот это да! Конечно, они там снобы, но у них есть для этого основание.

Это я к чему говорю? Для нас нет знаний посторонних. Другое дело, что их так много вокруг, что вам надо выбрать то, от чего вас не будет тошнить.

Нужно знать про искусство не потому, что приличные люди должны знать, кто такой Вивальди, дело не в этом, хотя и этот компонент тоже присутствует, - но важно не это. А то, что это невероятно расширяет ваше ассоциативное поле!

Вы не знаете, где вы найдёте решение. Решения отыскиваются не за столом с логарифмической – метафорической - линейкой.

Ты ходишь по поляне и спотыкаешься об пень: батюшки, да вот же оно, решение! И пень этот здесь ни при чём, и поляна. Но вы при этом освободили свой мозг, нейронную сеть отпустили.

А чем дольше вы будете сидеть на одном месте и долбить одно дупло – тем меньше будет толку, я вас уверяю.

Противостоять стрессу в современном мире очень трудно. Мы всё время в нём находимся. Ну и что? У нас нет вариантов. Легче не будет, это точно.

Посмотрите, что сейчас творится в мире. Нужно иметь большие силы для того, чтобы не думать об этом перед сном».


Источник: newizv.ru

Комментарии: