Славой Жижек: Обычное определение параллакса таково

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-05-21 18:34

Обычное определение параллакса таково: это видимое глазу смещение объекта (изменение его положения по отношению к фону), вызванное изменением в положении наблюдателя, которое обеспечивает новое направление взгляда. Философский поворот, который здесь, конечно же, должен быть добавлен, состоит в том, что наблюдаемое различие не является просто «субъективным», вследствие того что один и тот же объект, находящийся «где-то рядом», наблюдается из двух различных мест или точек зрения. Скорее, как выразился бы Гегель, субъект и объект внутренне «опосредованы», так что «эпистемологическое» изменение точки зрения субъекта всегда отражает «онтологическое» изменение в самом объекте. Или, говоря лакановским языком, взгляд субъекта всегда уже вписан в сам воспринимаемый объект в виде его «мертвой точки», т. е. того, что «в объекте превышает его самого»; точки, из которой сам объект возвращает взгляд. «Находится эта картина, конечно, в моем глазу. А я - я нахожусь в картине»: первая часть этого высказывания Лакана определяет субъективацию, зависимость реальности от ее субъективного конституирования, тогда как вторая его часть служит материалистическим дополнением, вновь вписывая субъекта в его собственный образ в виде пятна (объективированная соринка в его глазу). Материализм - это не прямое утверждение моей включенности в объективную реальность (такое утверждение предполагает, что моя позиция высказывания - это позиция внешнего наблюдателя, который способен ухватить всю реальность). Материализм заключается, скорее, в рефлексивном повороте, посредством которого я сам оказываюсь включенным в картину, конституированную мною. Это рефлексивное короткое замыкание, необходимое УДВОЕНИЕ себя как находящегося внутри И вовне своей собственной картины, свидетельствует о моем «материальном существовании». Материализм означает, что реальность, которую я наблюдаю, никогда не бывает «целой» - не потому, что значительная часть ее ускользает от меня, а потому, что она содержит пятно, мертвую точку, которая свидетельствует о моей включенности в нее.

Комментарии: