Отличие феноменологической или экзистенциальной философии |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-13 12:15 Отличие феноменологической или экзистенциальной философии от всей предшествующей метафизики Мерло-Понти видит прежде всего в том, что феноменология или экзистенциализм ставит своей задачей не объяснить мир или открывать в нем «условия возможности», а «формулировать» опыт мира, контакт с миром, который предшествует любой мысли о мире. Отныне метафизика человека не может больше ссылаться ни на что вне своего эмпирического бытия — на Бога, на Сознание,— именно в самом его бытии, в его любви, в его ненависти, в его индивидуальной или коллективной истории человек является метафизическим, и метафизика не является больше, как сказал Декарт, делом нескольких часов в месяц; она предстает, как мыслил Паскаль, в биении нашего сердца. С этого момента задача литературы и задача философии совпадают: речь идет о том, чтобы заставить высказаться опыт мира и показать, как сознание скрывается в мире. Иначе говоря, философское выражение берет на себя те же самые смысловые планы, что и литературное, поскольку мир создан таким образом, что его постижение успешнее достигается не в абстрактных структурах, а в «историях». В то же время роман или театр становятся насквозь метафизическими, даже если они не используют ни одного слова из философского словаря. Метафизическая литература будет необходимо в определенном смысле литературой аморальной. Ибо больше нет человеческой природы, на которой можно было бы успокоиться. В каждом из образов действий человека нашествие метафизики взрывает то, что было лишь «старым обычаем». Развитие литературной метафизики — конец литературы «моральной», вот то, что означает, например, роман «Приглашение» Симоны де Бовуар. Мерло-Понти детально анализирует этот роман. Несмотря на то, что он стремится обосновать идеи «новой психологии», это не значит, что все можно и нужно объяснять психологически. Драму «Приглашение» можно изложить в психологических понятиях, и это не было бы ошибкой, но это было бы поверхностным истолкованием. «Драма,— подчеркивает феноменолог,— является не психологической, она — метафизическая» Метафизическая в смысле феноменологической и экзистенциалистской философии, как установление и определение отношения человека к миру и другим. Новая метафизика перемещает акцент рассмотрения и сознания с мира, жизни и действительности на человеческое Я, которое отныне становится центром мира. Вот здесь-то и начинается коллизия новой метафизики: Я как центр мира требует и предопределяет его психологическое рассмотрение и истолкование, в то же время попытка установить и определить отношение Я с миром и с другими требует не психологического, а логического, гносеологического, «метафизического» подхода. Однако метафизика, в понимании Мерло-Понти и в отличие от классической, является изначально «двусмысленной», как и сама действительность, жизнь. «Определенно вся жизнь является двусмысленной, и нет никакого средства узнать подлинный смысл того, что происходит, может быть, даже не имеется подлинного смысла наших действий». Но если так, то теряет смысл любая человеческая деятельность и все человеческие ценности: свобода, мораль, красота и т. д. «Верно, что мы пребываем свободными принять или отвергнуть жизнь; принимая ее, мы берем ситуации факта — наше тело, наше лицо, наши способы бытия,— мы берем нашу ответственность, мы подписываем контракт с миром и с людьми. Но эта свобода, которая есть условие любой нравственности, закладывает в то же самое время фундамент абсолютного имморализма, поскольку она остается полной во мне, как и в других, после каждой ошибки, и каждое мгновение делает из нас новые существа. Какое поведение, какие отношения могли бы быть предпочтительней для свободы? Настаивают ли на обусловленности нашего существования или, наоборот, на абсолютной свободе,— нет внутренне присущей и объективной ценности наших действий». Итак, свобода как основа нравственности закладывает фундамент абсолютного имморализма. В чем здесь дело? Если свобода приводит к абсолютному имморализму, то к чему такая свобода? И что это за свобода, если она является основой абсолютного имморализма? Дело в том, что феноменология Мерло-Понти, а точнее, экзистенциалистская феноменология явилась основой всего французского экзистенциализма и французской феноменологии. Несмотря на определенные модификации, которые претерпел немецкий экзистенциализм на французской почве, тем не менее отдельное, изолированное существование остается в центре внимания. Постулат об участии индивида в свободе других мало что меняет: изолированное существование как исходная основа феноменологическо-экзистенциалистской метафизики определяет не только ее субъективизм, но и утрату смысла существования. Сам Мерло-Понти сказал об этом следующее: «Экзистенциализму в руках французских писателей всегда угрожает опасность впасть в этот «изолирующий» анализ, который раскалывает время на дискретные мгновения, сводит жизнь к набору состояний сознания». К этому можно лишь добавить, что эта опасность вовсе не потенциальная, а реальная: рассмотрение жизни и действительности как набора состояний сознания изолированного существования — один из самых существенных методологических моментов экзистенциалистских концепций. Неудавшиеся попытки осмыслить реальность и дать какое-то решение теоретическим и практическим проблемам углубили пессимизм и отчаяние экзистенциалистов и феноменологов: «Несомненно, нет решения человеческих проблем, нет никакого средства исключить трансценденцию, отделение сознаний... Весь человеческий проект является противоречивым, поскольку он призывает и отталкивает одновременно свою реализацию». Одинокое, изолированное, внеисторическое существование как исходная основа феноменологическо-экзистенциалистских концепций закрывает пути к реальному решению человеческих проблем. И хотя Мерло-Понти не согласен, что «абсолютный имморализм есть последнее слово "экзистенциальной" философии», тем не менее сам он, будучи одним из основоположников французского экзистенциализма и феноменологии, приходит к весьма неутешительному выводу: «Подлинная мораль не состоит ни в следовании внешним правилам, ни в почитании объективных ценностей: не имеется средства быть справедливым и быть спасенным». К.М. Долгов Комментарии: |
|