Осмысление коллективной солидарности (2020) |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-31 20:11 По книге немецкого философа и социолога Юргена Хабермаса «Вовлечение другого: Очерки политической теории» (1996) По мнению Ю. Хабермаса, в настоящее время мультикультурное мироустройство заставляет нас все чаще задумываться о различиях между людьми, группами и государствами, чтобы избегать конфликтов, дискриминации по различным признакам, признавать права других людей и наций. Преодолеть рисковость «ускользающего», как говорил Э. #Гидденс, мира можно с помощью двух стратегий действий. Первая – это попытка объединения культур на основе чего-либо общего, вторая – признание автономности, независимости других культур, их права. То есть право «быть другим». Юрген Хабермас, следуя классической философской немецкой традиции главную роль в объединении людей отводил разуму и логике. #Хабермас соединил рациональность, этику и свободу в одно понятие – коммуникация, основанная на компромиссе и договоренностях. Другой выход из конфликта «Я – Они» для Ю. Хабермаса не представляется возможным в современных условиях: «Меняются не только отдельные люди, но и целые народы, а тот, кто меняется, не может положиться на самого себя». Говоря о компромиссе в политике, социолог обозначает, что она является не результатом (продуктом) общественного договора, а «она происходит из самой солидарности и легитимна настолько, насколько выражает общее мнение и общую волю народа» и правопорядок устанавливается за счет понимания этики, справедливости касательно своих прав и прав Другого. Именно в понятии «делиберативная политика» Юрген Хабермас предлагает увидеть пути достижения согласия, уравновесить интересы: «Она (делиберативная политика), таким образом, устанавливает внутреннюю связь между дискурсами этического самопонимания и юридической справедливости». О каких механизмах достижения социального согласия повествует Юрген Хабермас? Во-первых, это моральные правила, которые в процессе интеракции диктуют должное поведение относительно Другого. Регулируя направление воли, предлагая паттерны поведения в процессе коммуникации или конфликтной ситуации, мораль обладает и когнитивным содержанием, а поэтому одобряема и принимаема обществом. Однако если углубиться в феноменологию соответствующих моральных споров, чтобы разузнать, что делают члены общности, когда они (думают, что) морально обосновывают что-либо, необходимо распространить удерживаемую перспективу участия за пределы круга непосредственных участников: «Рефлексивное осмысление того, что для меня (или для нас) в целом является «благим» и что «задает меру» моему (нашему) сознательному образу жизни, открывает (для последователей Аристотеля или Кьеркегора) своего рода когнитивный доступ к ценностным ориентациям». Во-вторых, члены определенной общности в стремлении к каким-либо целям, обладая общими ценностями, действуют согласно своим субъективным мотивам. Социолог выявляет эти мотивы, подчиненные принятому пониманию добра и зла и прогнозирует возможные риски, связанные с контрастами культур при коммуникации. «В перспективе той или иной особой концепции блага справедливость, приспособленная к межличностным отношениям, выступает лишь как некая (пусть даже внятно высказанная) ценность в ряду других, но не как независимый от контекста критерий беспристрастных суждений», - пишет Хабермас, акцентируя внимание на стабильности таких структур. В главе «Борьба за признание — феномены и уровни их анализа» Юрген Хабермас отмечает родство таких феноменов, как #феминизм, #мультикультурализм, #национализм и борьба против евроцентристского наследия колониализма: «Их родство состоит в том, что женщины, этнические и культурные меньшинства, равно как и нации и отдельные культуры сопротивляются угнетению, маргинализации, пренебрежительному отношению и при этом борются за признание коллективных тождественностей, будь то признание в контексте культуры большинства или в сообществе наций». При этом акцент делается в основном на политических целях, связанных с культурной идентичности коллективных агентов. Феминизм ориентирован против господствующей культуры, которая определяет ассиметрию отношения полов, неравноправие, хотя и не является делом большинства. Хабермас отмечает: «...борьба за признание начинается как борьба за интерпретацию характерных для пола достижений и интересов; насколько эта борьба успешна, настолько она изменяет вместе с коллективной тождественностью женщин и отношения между полами и за счет этого непосредственно аффицирует самопонимание мужчин». «Я никогда не могла дать ясное определение того, что такое феминизм. Я только знаю, что меня называют феминисткой всякий раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги», - говорит английская писательница Ребекка Уэст. Хабермас говорит о борьбе угнетенных этнических и культурных меньшинств за признание их прав и свобод приблизительно в том же ключе. «Так как и такие освободительные движения имеют своей целью преодоление нелегитимного расщепления общества, они не могут не касаться самопонимания культуры большинства». При этом, в современных обществах взаимопроникновение и диффузия культур освободительные движения такого масштаба не образуют единого феномена. Сталкиваясь с зависимостью от государства, борющееся за признание меньшинство, пережив опыт бессилия, впадает в регрессию, или же «когда оно способно пробудить сознание для артикулирования новой, конструктивно созданной тождественности лишь на путях массовой мобилизации». Конечно, данные явления не идентичны национализму, поскольку, воспринимая себя как однородную и целостную в языковом, культурном, этническом отношении, социальная группа стремится сохранить и коллективную тождественность и политическое влияние и дееспособность. Республиканское национальное государство, сложившееся вследствие Французской революции будет ярким примером такого образования. «Не переходя порога сепаратизма и не стремясь к основанию собственного государства, франкоговорящее меньшинство, очевидно, борется за права, которые ему немедленно достались бы, объяви оно себя независимой государствообразующей нацией — как это совсем недавно сделали хорваты, словенцы и словаки, прибалтийские нации и грузины. Но оно домогается «государства в государстве», чему предлагают свои услуги федералистские конструкции в широком спектре между федеративно-государственным регулированием и слабым союзом государств». То, что для «радикалов» представляется обнадеживающим шагом в светлый постмодерн, для «традиционалистов» являет собой симптом кризиса. Однако, как утверждает Юрген Хабермас, эти дебаты в настоящее время не приходят ни к какому-либо иному вектору развития. Для иллюстрации преград при достижении межкультурной солидарности и согласия, стоит поговорить об отношениях морали и нравственности. Юрген Хабермас отмечает: «Вопиющая очевидность раскола мультикультурных обществ и вавилонского смешения языков в сверхсложном мировом сообществе, по-видимому, подталкивает нас к холистическому концепту языка и к контекстуалистскому концепту картины мира, скептически настроенных ко всем универсалистским притязаниям, будь они когнитивного или нормативного рода». Исследуя условия для компромисса в праве и политике, на первый план выходит вопрос рациональности, еще не теряющий своей значимости. С нормативной точки зрения, не существует правового государства без демократии. Но идеальный демократический процесс, который в настоящее время не существует в чистом виде, сам должен быть юридически институциализирован. Хабермас замечает, что «принцип народного суверенитета, наоборот, требует тех основных прав, без которых легитимного права вообще не может быть: в первую очередь необходимо право на равные субъективные свободы действий, которое, со своей стороны, предполагает всеобъемлющую индивидуальную правовую защиту». Таким образом, возникает множество издержек как на личностном уровне, там и в случае с коллективным поведением, зависящего от неких «искусственных порядков и структур. Защита «законных интересов» четко не прописана в законодательстве, а упоминается в юридических текстах, как лишь существование таких законных интересов. Она ассоциируется с возможностью пользоваться конкретным социальным благом и обращаться за защитой своих законных интересов в компетентные органы в целях удовлетворения своих желаний и потребностей, не противоречащих общественным интересам и законодательству исходя из принципа «разрешено все, что не запрещено законом». Хабермас говорит о современном (#modern) праве: «Оно индивидуалистично, ибо делает отдельное лицо носителем субъективных прав. Оно принудительно, ибо санкционировано государством и распространяется лишь на легальный или конформный в отношении неких правил образ действий - например, оно может создать условия для отправления культа, но не может предписать образа мыслей. Оно положительно, ибо восходит к - видоизменяемым - постановлениям политических законодателей и, наконец, оно есть процедурально полагаемое право, ибо легитимируется при помощи демократических процедур». И в этом случае уважение закона, конформность, согласие граждан обеспечивается их включенностью в законотворчество как свободных субъектов. Тогда, говорит социолог, «такого рода принятые правила заслуживают всеобщего и рационально мотивированного одобрения». Именно так, являясь авторами правил, человек убеждается, что компромисс достижим. Подводя итог, можно обозначить множество предпосылок для принятия сложности проблем неравноправия в существующем общественном порядке и массового негативного отношения к Другому, «чужому» культурному коду. Книга Юргена Хабермаса «Вовлечение другого» - это попытка дать обществу понимание основных причин и самих социальных процессов, связанных с этими проблемами. Кроме того, социолог говорит о необходимости нахождения и использования таких коммуникативных механизмов, которые приведут к согласию, непротиворечивости этики и морали в результате общественного взаимодействия. Комментарии: |
|