О теории игр и не только |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-01 19:30 Известно, что Вы окончили мехмат МГУ и одновременно имеете экономическое образование. Что Вас привело в эти области науки? – Математика меня заинтересовала еще в школе. Мне очень понравилась строгость рассуждений. Математике, как никакой другой науке, присуще то, что любой вывод, который ты делаешь, основан на других утверждениях, которые уже были доказаны, и не получается необоснованных утверждений. Я поступил на мехмат, где увидел математику с совершенно другой стороны – как живет современная наука со своими передовыми задачами и направлениями. Где-то к концу 5-го курса я ощутил, что мне очень не хватает знаний о том, как устроен реальный мир. Поэтому после 5-го курса я одновременно пошёл в аспирантуру мехмата, чтобы продолжать работу над своей научной задачей, и параллельно поступил в РЭШ, где получил экономическое образование. Там благодаря прекрасным лекциям моих наставников Алексея Савватеева, Константина Сонина яполюбил теорию игр и с тех пор старался заниматься задачами, которые мне интересны и для которых у меня есть необходимый инструментарий. Вопросы, которые лежат на пересечении теории игр, дискретной математики и составляют сферу моих основных научных интересов сейчас. Здесь же следует назвать теорию турниров. В вышке я возглавляю лабораторию исследований спорта, где мы изучаем, как устроен спортивный рынок. Я занимаюсь вопросами, связанными с тем, как оптимальным образом проводить турниры для того, чтобы выполнялись хорошие свойства. А на программе по международным отношениям я преподаю курс по теории игр. — Не могли бы Вы больше рассказать об экономике спорта? Что она подразумевает? – Спорт как рынок сейчас очень активно растет. Когда я говорю «сейчас», то имею в виду ситуацию до пандемии. Я всегда привожу такой пример: стоимость самого дорогого футболиста каждые примерно 20-25 лет увеличивается в 10 раз. Это темпы роста, которые даже с поправкой на инфляцию существенно превышают темпы роста экономики в целом. Вместе с ростом индустрии возникает запрос на грамотное принятие решений в этой области. Когда инвестор приходит в спорт, ему нужно понять, как правильно проинвестировать деньги, в какие проекты вложить, какую отдачу он получит. Соответственно, нужны эксперты, которые помогут ему принять эти решения. Или спортивный клуб. Клубу нужно понять, каких хоккеистов, или футболистов, или волейболистов покупать. А какова их цена? А как правильно организовать контракт, чтобы создать наилучшие стимулы для игроков выкладываться на площадке? Кроме того, у нас есть спортивные федерации. Они состоят из представителей национальных федераций и должны каким-то образом управляться. Как определять, например, страну-хозяйку чемпионата мира по футболу?Как определять количество квот от каждой конфедерации на чемпионат мира по футболу? Всеми этими вопросами занимаются как раз исследователи в области экономики спорта. Во многом для этого мы сейчас в лаборатории стараемся воспитывать молодые кадры, которые потом придут в клубы, федерации и будут грамотно принимать решения, работающие на благо спортивной индустрии. — Я правильно понимаю, что это студенты с прежде всего экономическим бэкграундом? Не гуманитарии? – Да, это правда. Но это получилось в некотором смысле естественным образом, потому что у нас костяк взрослого коллектива лаборатории составляют коллеги, которые как раз работают либо на экономическом факультете, либо связаны с анализом данных, с машинным обучением, и поэтому б?льшая часть студентов у нас либо учатся на основной титульной программе по экономике, либо в МИЭФ, либо в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ, но тем не менее у нас есть студенты и с других факультетов. Нам самое важное видеть в студентах огонек в глазах. Если человек хочет пахать, то все потенциальные трудности преодолимы, и не так важно, что ты знаешь на текущий момент: мы научим. Главное – это желание. — А говоря о теории игр, как ее можно применить в международных отношениях и, может, в других областях – той же самой психологии, праве и т.д. Может, у Вас есть примеры студентов, которые пишут курсовые/дипломы с использованием теории игр? – Теория игр появилась в 20-м веке, и, я бы сказал, что активное свое развитие она получила в 30-х - 50-х годах (первые ключевые результаты как раз относятся к этому периоду). Спустя какое-то время теория игр стала применяться в социальных науках, когда исследователи поняли, что на самом деле, те концепции, которые в рамках теории игр существуют, могут быть очень удачно применены для анализа каких-то реальных взаимодействий. Если мы говорим про экономику, то имеются в виду взаимодействия потребителей и компаний. Если мы говорим про международные отношения, то взаимодействие правительств, взаимодействие в рамках международных организаций очень хорошо описывается с помощью концепций теории игр. Потому что теория игр – это наука про то, как агенты стратегически взаимодействуют друг с другом. Поэтому любые переговоры, любые ситуации, в которых существуют угрозы, контругрозы, шантаж, –все эти ситуации как раз моделируются с помощью теории игр. И в международных отношениях как раз есть огромное количество таких ситуаций. В рамках курса, который мы изучаем на программе, мы рассматриваем ситуации, когда, скажем, два государства делят ресурс; когда два государства рассматривают возможность объявления войны; когда одно из государств рассматривает возможность превентивной войны относительно другой страны. Мы рассматриваем ситуации, в которых государство заключает международные соглашения, чтобы сократить парниковый эффект. Мы рассматриваем ситуации в рамках таких международных организаций, как WTO, FIFA, о том, как взаимодействуют и голосуют участники по разным вопросам (принятие новых членов, организация спортивных соревнований). — Вы рассматриваете кейсы, искусственно смоделированные, когда, например, 2 страны делят какой-то ресурс, или на основе каких-либо исторических примеров или текущей политики? – Любая теоретическая модель, которая живет сама по себе и не подтверждается данными, не является хорошей моделью. Модель хороша только тогда, когда она помогает объяснить то, что происходит на практике. Поэтому мы обычно поступаем следующим образом. Мы фиксируем набор каких-то предпосылок, которые кажутся нам важными и которые могут объяснять то, что происходит на практике. Дальше мы забываем про реальную жизненную ситуацию и решаем с математической точки зрения ту модель, которую мы построили. Мы получаем, что в рамках этой модели должно произойти то-то. А дальше мы возвращаемся обратно к реальной жизненной ситуации и накладываем полученное предсказание на нее. И говорим, что наша модель, в которую были заложены такие-то предпосылки, показывает, что скорее всего должно произойти то-то и то-то. Такой анализ помогает, например, понять, как стоит вести переговоры, стоит ли угрожать, стоит ли откладывать принятие решения. Например, сейчас мы рассматриваем кейсы недавнего взаимодействия в рамках сделки по нефти между Россией, Саудовской Аравией и США. — А на основе личного опыта, как Вы считаете, насколько часто подобные модели, основанные на логике, находят свое отражение в реальности? Или же дополнительные факторы, например, человеческий, играют зачастую б?льшую роль? – Очень хороший вопрос. Смотрите, любая модель – это некоторое упрощение реальности. Чем проще модель, тем лучше. Если какая-то простая модель может удачно объяснить то, что происходит в реальности, значит, это очень хорошая модель. Однако в реальности оказывается, что жизнь, действительно, бывает сложнее, что не все, например, участники взаимодействия рациональны. Это, конечно, подрывает предсказательную силу моделей. Тем не менее, когда мы получаем наблюдения, которые не вписываются в то, что предсказывает модель, у исследователя возникает вопрос: «А может быть, мы пропустили какие-то предпосылки, которые на самом деле играют важную роль? Давайте построим более сложную модель на основе той, которая у нас уже есть, и, может быть, эта более сложная модель сумеет уже объяснять то, что происходит в реальности». Таким образом, появляется чуть более сложная модель, в которой сделано дополнительное количество предпосылок. — Скажите, существуют ли необходимые пререквизиты для освоения курса по теории игр и, если есть, то какие? – Пререквизит один – желание пахать. Достаточно уверенного владения школьным курсом математики. То есть, максимум, что мы используем, — это, может быть, решение квадратного уравнения и нахождение вершины параболы. Но эта простота несколько обманчива. Необходимо разобраться с базовыми концепциями, которые, с одной стороны, простые, но, с другой стороны, в них нужно погрузиться, нужно прорешать десяток задач, чтобы понять изнутри, как это все устроено. Если регулярно выполнять домашние задания, прослушивать лекции и читать материалы, то курс совершенно несложный и очень полезный. — Скажите, можно ли освоить теорию игр самостоятельно? Достаточно ли посмотреть Ваш курс на Coursera по теории игр? – Да, на Coursera есть мой курс по теории игр. Он более простой, чем то, что мы проходим со студентами на программе. Это связано с несколькими вещами. Во-первых, курс на Coursera предназначался изначально для широкой аудитории, в том числе для тех, кто не учился в университете, поэтому он более простой, но его в качестве базы, действительно, можно использовать даже в том случае, если вы не учитесь на программе по МО. — Как Вы считаете, насколько применим в реальности один из постулатов теории игр о том, что более правильна стратегия, когда мы не действуем эгоистично, но также учитываем чужие интересы и выгоды? Как вообще Вы относитесь к этому положению? – Теория игр все-таки исходит из предпосылки о том, что каждый старается максимизировать свою собственную полезность. Это касается не только теории игр: это касается и экономики, и большого числа дисциплин, основанных на рациональном поведении агентов. Но при максимизации своей полезности важно учитывать, что другие агенты, которые взаимодействуют с нами, тоже максимизируют собственную полезность. Поэтому наша задача – сыграть наилучший ответ на те действия, которые, как мы ожидаем, могут совершить другие участники взаимодействия, максимизируя свою полезность. В жизни такие ситуация случаются постоянно. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|