Московский экспериментальный полигон. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-24 13:30
В конце апреля был принят федеральный закон, официальное название которого занимает шесть строк, поэтому его сразу стали называть законом «Об искусственном интеллекте (ИИ) в Москве». Согласно ему, в столице специальный режим начнёт действовать 1 июля 2020 года и продлится пять лет.
Представители IT-сообщества постоянно сетуют на аппаратную и программную зависимость от США, которая предопределяет возможность утечек данных и манипулирования российскими электронными системами вплоть до их полного отключения с помощью программных «жучков» и технических «закладок». Другая помеха развитию цифровых технологий – отсутствие нормативно-правовой базы. Принципиальные соображения о том, чем следует руководствоваться при её создании, сформулировали на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов и председатель правления аналитического центра «Форум» Александр Волошин: нормативно-правовая база должна следовать за технологическими решениями и делать это быстро. Чтобы добиться этого, в стране нужно создавать «цифровые песочницы» – полигоны для обкатки новейших технологий и выработки законодательных норм их использования. Поначалу казалось, что спецрежим для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта нужен как раз для работы такой «песочницы». Текст закона «Об искусственном интеллекте в Москве» похож на проект заявки на получение гранта: в нём описаны цели и задачи эксперимента, ответственный исполнитель, правила привлечения других участников и ожидаемый результат. Обозначено обязательство действовать в соответствии с законами РФ и не ущемлять конституционные права и свободы граждан. Закон носит рамочный характер: процедуры и другие детали не уточняются, сформулированы только общие подходы к их определению. Правовая часть почти полностью сосредоточена в статье 4, декларирующей полномочия мэрии Москвы и принципы работы с персональными данными. Полномочия мэрии достаточно обширны: она принимает нормативные правовые акты, определяет «условия и (или) порядок разработки, создания, внедрения ?…? технологий ИИ», «случаи и порядок использования результатов применения ИИ», случаи его обязательного применения, порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения и так далее. Здесь стоит обратить внимание на «обязательное применение ИИ», а также на то, что вместо ожидаемого «следования законотворчества за технологическими решениями» налицо диктат исполнительного органа столичной власти. О процедуре законотворчества не сказано ничего: нет ни упоминаний о консультациях с разработчиками ИИ, ни указаний на невозможность подобного сотрудничества. Федеральным органам власти – правительству и профильному министерству – закон отводит роль «внешней ширмы»: с ними необходимо согласовывать некоторые организационные и процедурные вопросы, и им по итогам эксперимента нужно передать рекомендации по изменению законодательства РФ. Одновременно московская мэрия наделена полномочиями по управлению всем процессом обработки, передачи другим участникам эксперимента и использования (sic!) «персональных данных, полученных путём обезличивания». Судя по имеющимся комментариям, главными участниками московского эксперимента должны стать успешно решающий транспортные задачи «Яндекс» и готовящийся к запуску системы визуального распознавания клиентов Сбербанк. В законе несколько раз фигурирует ещё более затейливая формулировка: «персональные данные, полученные путём обезличивания персональных данных», что является совсем уже диким, издевательским оксюмороном. Появление его, видимо, объясняется тем, что авторы закона не в курсе, что для любого из алгоритмов обезличивания данных существует «отмычка», позволяющая запустить процесс в обратную сторону и превратить обезличенные данные в персональные. Есть даже специальный термин «деобезличивание». Цена вопроса – время и квалификация программистов. Чтобы снять сомнения в законности обработки «персональных данных, полученных путём обезличивания», в закон «О персональных данных», запрещающий подобные манипуляции без согласия граждан, внесены две поправки, разрешающие такую обработку «в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях», предусмотренных тем же законом «Об искусственном интеллекте в Москве». Казалось бы, налицо угроза нарушения прав граждан, но ни правозащитники, ни московские СМИ не обратили на это никакого внимания, видимо, потому что все они являются фанатами цифровизации или фанатами чего-то или кого-то ещё. По новому закону обработке будут подлежать и «персональные данные, касающиеся состояния здоровья, полученные в результате обезличивания персональных данных». Как сопрягать эту новацию с понятием врачебной тайны, непонятно, да и не стоит: в Москве уже создаётся реестр граждан, переболевших коронавирусом, а там, глядишь, дело дойдёт и до реестров по другим болезням. Чего не сделаешь ради развития искусственного интеллекта, который упоминается в семи статьях закона целых 22 раза. При этом создаётся впечатление, что авторы этих громоздких формулировок не вполне понимают, как устроена и работает эта самообучающаяся система, и оттого переоценивают её возможности. Впрочем, все эти недоумения лишаются смысла после знакомства с презентацией проекта «Умный город – 2030», давно размещённой на официальном портале мэра Москвы. Там много интересного: «предсказание ?…? поведения отдельных лиц», «автоматизация слежки», «обнаружение ?…? нежелательных лиц» и так далее. В разделе «Человеческий и социальный капитал» проекта «Умный город – 2030» сказано, что «полной первичной проверкой всего организма пациента будет заниматься ИИ без привлечения медицинских работников». А «для лечения когнитивных (умственных, мыслительных. – ?.) и других расстройств будут применяться нанороботы ? устройства размером с клетку крови, функционирующие внутри тела человека». В свете столь головокружительных перспектив возникают два не связанных между собой вопроса: за что на самом деле травили Михалкова, если о технологическом внедрении в человеческий организм написано на портале московского мэра, и кто разработал или разрабатывает нанороботов, с помощью которых собираются лечить когнитивные расстройства? Если Чубайс, то не стоит и пытаться. На сегодня известно, что создавать наночастицы, которые можно встроить в мозг, чтобы лечить его болезни, умеет профессор Гарвардского университета Чарльз Либер, который помимо прочего занимался ещё и разработками нанороботов вирусного типа, способных управлять клетками и обходить защитную реакцию организма. 22 января 2020 года Либер был арестован по обвинению в преступных контактах с властями Китая. Он подозревается в передаче Китаю биологического оружия, в том числе вируса COVID-19, с распространением которого с таким энтузиазмом борется мэр Москвы. В итоге круг замкнулся: электронные пропуска, цифровизация, вторжение в частную жизнь, нанороботы – это единый необратимый процесс, в ходе которого граждане сначала лишаются прав, затем субъектности, а потом превращаются в объект манипуляций маньяков от науки. О том, как всё это отразится на карьере московского мэра, можно только гадать. Источник: general-ivanov1.livejournal.com Комментарии: |
|