МИФЫ ЗООПСИХОЛОГИИ: О ВРЕДЕ АНАЛОГИЙ С ЧЕЛОВЕКОМ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-18 17:00 Многие, говоря о зоопсихологии, представляют ее как знания о том, что «думают» и как «чувствуют» себя животные. Нередко считается, что понять «мысли, эмоции и намерения» животных – это провести аналогии с сами собой («они такие же как и мы, только говорить не могут») и при этом чуть-чуть понизить психические возможности животных, по сравнению со взрослыми людьми («они наши братья меньшие»). Разве это не так, когда мы говорим, что «интеллект шимпанзе находится на уровне трехлетнего ребенка»? Разве это не так, когда мы говорим, что «кошка всегда следует за нами, так как очень нас любит»? И разве это не так, когда мы говорим, что «попугаи разговаривают с нами, как люди»? Однако, зоопсихология с научной точки зрения – это попытка «увидеть мир» глазами (то есть раскрыть законы психического) других биологических видов, исходя из представлений о том, как функционирует психика на разных стадиях филогенеза. Например, пчела-фуражировщица обучается отличать разные фигуры на крышках, лежащих сверху блюдечек с растворами и даже способна к зрительным обобщениям. Если она садится на крышку с треугольником (любого вида), то внутри находит сладкую капельку. Если на крышку с кругом – не находит. Казалось бы, смело можно сравнивать с людьми – вот она – способность абстрагировать!! Однако, различия кроятся в деталях: пчела может обучаться этому только на солнечном свету и только тогда, когда вылетела на поиск и сбор пищи. Еще один пример – нашумевшие вороны из г. Детройта. И журналисты, и ученые сначала попались на «удочку» аналогии: эти вороны, писали они, намеренно подкладывают орехи грецкого ореха на автомобильные дороги, так как понимают, что машины могут раздавить их колесами. Для развенчания этого мифа понадобились некоторые дополнительные подсчеты: например, будут ли вороны кидать орехи с той же частотой на дорогу, когда по ней едут машины и когда трасса пустая. Будут. Зоопсихология – это наука, позволяющая увидеть нам множественные миры – миры разных видов животных, исходя из особенностей их жизни – мотивации, когнитивных способностей, особенностей восприятия и научения, а также способностей быть пластичными в одних сторонах жизни и достаточно консервативными в других. Однако, чтобы раскрыть эти миры одних наблюдений мало – слишком большая вероятность впасть в «грех» рассуждать по аналогии с человеком. Искусство зоопсихолога – это искусство продумать и провести дополнительные исследования, сравнительные наблюдения, и попытаться выйти за столь привычный нам — людям(по большей части городским жителям) – мир. Комментарии: |
|