Ментальные карты, вымышленная природа мест

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-05-05 11:00

Работа разума

Ментальные карты, вымышленная природа мест

Для начала следует коснуться феномена ментальной карты. Думаю, очевидно чем такая карта отличается, например, от карт гугл. На эту тему я встретил интересную публикацию в “Journal of Cultural Geography” 2017 года. Публикация называлась “Размышление о ментальных картах”. Где автор Эрик Эдлунд приводит в пример карту (см. рисунок), нарисованную своим дедом. В общем старик, прожив всю жизнь в деревне, закономерно связывает окружающие ландшафты и события своей жизни в единое целое, в процессе наделяя их невероятной эпичностью. Тут можно встретить огромного оленя, некогда убитого на охоте, отдельную хижину которой больше нет, важные деревья - ориентиры и прочие знаки. При этом автор утверждает, что и в самой карте есть диспропорция, так берег на котором располагается деревня, существенно больше относительно того, что мы можем увидеть на гугле.

Тут мы встречаемся с очень важным феноменом. Карта является квинтэссенцией опыта и представлений. Теоретической конструкцией, полученной, путем осмысления места на протяжении продолжительного времени, в данном случае всей жизни. В ней была отражена вся деятельность, а также коллективные знания о деревне. Обилие информации на карте является результатом 80-летнего опыта, накопленного за прошедшие годы и включающего в себя истории многих предыдущих поколений. Как и обычные карты, ментальные хотят изобразить реальность. Однако реальность здесь не сводится к эмпирическому качеству съемки и проектирования, а включает в себя гораздо больше: физическая аббревиатура всей реальности, включая материальный, событийный и духовный мир. Соответственно, имеет смысл позиционировать ментальную карту, как продукт рассказывающий об особенностях людей понимать окружающий мир, а также о влиянии пространственных особенностей на них самих.

Все эти вещи кажутся очевидными, однако они открывают то, насколько в нашем сознании тесно связаны места со знаками. Тут отношения среда - знак уже сами по себе выстраивают достаточно ясную эпистемологическую сущность. Парадоксально, как опыт отдельного человека, по сути, не существующий в объективном мире, облегчает чтение места абсолютно для всех. И напротив, карты отражающие лишь эмпирические данные для нас практически бессмысленны. Вне знакового контекста существование человеческих сред практически невозможно. Так человек сам контекстуализирует свое существование, в тоже время создает общую информационную модель пространства, делая его местом. Человеческое присутствие через знак наделяет смыслами окружающее и делает его обитаемым через собственный понятийный аппарат. На стыке этого аппарата и реального пространства рождается эпос, без которого невозможно место, и который, в тоже время, в известной мере, является вымыслом.

Комментарии: