Критерии диагностики РАС в DSM-V | Коалиция общественных организаций и объединений родителей детей с |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-17 11:17 Подписные индексы: в каталоге АО "Роспечать" 80517 в каталоге ФГУП "Почта России" П6736 в "Каталоге Российской прессы" ООО "МАП" 24512 Кондратьева Светлана Юрьевна – к.п.н., доцент кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, Паньшина Мария Олеговна – учитель-дефектолог ГБОУ школа №755 «Региональный центр аутизма» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга Профилактика дискалькулии у старших дошкольников, имеющих интеллектуальные нарушения и расстройства аутистического спектра (РАС) в структуре комплексной деятельности учителя-дефектолога и воспитателя группы В дефектологии термином «умственная отсталость или интеллектуальное нарушение» обозначается стойким выраженным снижением познавательной деятельности ребенка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы [4; 15]. РАС– спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [5]. Проблема аутизма по-прежнему привлекает к себе внимание. Частота встречаемости аутизма составляет 26 случаев на 10 000 детского населения [2; 2]. Подобные нарушения диагностируются ещё в младшем дошкольном возрасте. Помимо «классического» отставания, как при умственной отсталости, в психическом развитии, у ребёнка имеются специфические расстройства поведения. В деятельности наблюдаются специфические и избирательные контакты со взрослыми и сверстниками, нарушения пищевого поведения, (например, дети ничего не едят или едят только одну и туже еду), «уход в себя», отрешённость, отгороженность, присутствуют «необычные «страхи». Любое, даже незначительное изменение обстановки переносится с трудом. Дети моторно неловкие, однако, вместе с этим отмечается вычурность, манерность движений и жестов, склонность к гримасам. Изменения претерпевает и развитие речи: голос то громкий, то переходит в шепот, изменяется ритм и темп речи, присутствуют множественные аграмматизмы, эхолалии, речевые штампы [4, 160]. Специфика познавательного интереса, наличие расстройств поведения, своеобразие восприятия, развития мыслительной деятельности, приводит к трудностям в обучении и воспитании детей данной категории. Как правило, дети с подобными нарушениями, оказываются не способными к усвоению базовых учебных действий, понятий, а именно, к возникновению дискалькулии. Симптоматика дискалькулии включает наиболее характерные ошибки и затруднения в процессе усвоения математических знаний, умений и навыков (С. С. Мнухин, 1948; Ю. Г. Демьянов, 1970; М. В. Ипполитова, 1972; H. И. Непомнящая, 1972; С. Л. Шапиро, 1976): • недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа; • несформированность количественных отношений чисел; • автоматическое воспроизведение порядка следования чисел; • трудности установления отношения числа к его соседям; • затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; • недостаточное овладение математическим словарём; • неправильное называние чисел; • неточное представление о графической структуре цифр; • элементарный способ выполнения арифметических действий; • незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления; • преимущественно конкретный характер мыслительных операций [4] Работа по профилактике дискалькулии в системе коррекционного обучения и воспитания должна быть комплексной и систематичной. Результативность коррекционного воздействия зависит от вовлеченности всех специалистов службы сопровождения (таких как, воспитатель группы, учитель - дефектолог, логопед, психолог) и родителей. Направления коррекционно-воспитательного воздействия можно обозначить в процессе непосредственной работы с дошкольниками. Условно их можно разделить на несколько направлений работы: 1). Профилактика дискалькулии в режимных моментах пребывания воспитанников в системе дошкольного обучения: В организации режимных моментов важно обращать внимание воспитанников на изменение самого режима дня. В этом может помочь «Календарь визуального расписания», представляющий собой магнитную доску, на которую каждое утро выставляются таблички, отображающие режимные моменты пребывания воспитанников в образовательной организации. Это может быть расписание образовательной деятельности с указанием конкретных занятий, этапов приёма пищи, время прогулки, занятий со специалистами образовательной организации, различные мероприятия, праздники, мастер-классы и др. Таблички (картинки) меняются педагогом каждый раз после проведения того или иного мероприятия. Такая цикличность смены визуального расписания, которую дети видят, и в дальнейшем самостоятельно могут изменять её, помогает ориентировать их в пространственно-временной окружающей действительности. В календаре так же отражаются время года, названия дней недели, частей суток, последовательность и количество занятий. Вопросы, которые задаёт педагог, обращая внимание воспитанников на изменение в календаре, содержат в себе и математические понятия, например: «Ребята, какое занятие было первым сегодня? Тихий час после обеда или перед обедом? Занятие по лепке было перед или после занятия физкультурой? и т.д. При сборе детей на завтрак, обед, воспитатель обращает внимание детей на время приёма пищи. Примерный вариант беседы: Что мы сейчас будем делать? (Мы будем завтракать). Завтрак это утренний или дневной приём пищи? (Завтрак - это утренний приём пищи). Педагог планирует и выполнение детьми поручений, в содержание которых включены те или иные математические понятия, например: Сколько ложек надо взять, чтобы всем детям хватило? Отнеси, пожалуйста, всем по стакану компота. Проверь, всем ли хватило компота? У кого ещё нет компота, посчитай, сколько стаканов тебе надо ещё принести? И т.д. Подобные беседы можно организовывать не только при приёме пищи, они уместны при укладывании детей спать, при подготовке к проведению занятий, сборе на прогулку, экскурсию. На прогулке воспитатель обращает внимание на различные объекты живой и неживой природы: например, на количество деревьев на участке, их величину, на количество домов, их цвет, форму, величину и т.д. 2). Профилактика дискалькулии в структуре коррекционно-развивающего обучения и воспитания Несомненно, колоссальная работа по профилактике дискалькулии проводится в системе коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и логопеда по всем образовательным областям: «Познание», «Развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Коммуникация» и т.д. На каждом занятии педагоги, ориентируясь на индивидуальные способности каждого ребёнка, используют: - для развития пальцевого гнозопраксиса - пальчиковые игры с речевым сопровождением либо без него («Игра на рояле», «Шарик надувается», «Бутон распустился», «Птичка пьёт водичку», «Весёлые маляры», «Лесенка», «Пальчики здороваются»); пересчёт пальцев и соотнесение их количества с числом и цифрой; определение недостающего количества пальцев до 5, до 10; счет пальцев с закрытыми глазами [2; 25]; - для развития зрительного гнозиса, зрительно-пространственных ориентировок, зрительно-моторной координации: восприятие и дифференциация по форме, величине, цвету и другим признакам. Нахождение аналогичных геометрических фигур и изображений, составление картинок из частей. Дифференциация по признакам: высокий – низкий; широкий – узкий; длинный – короткий и т.д. Классификация изображений и геометрических фигур по двум признакам. Уточнение схемы тела (правая – левая рука, правое – левое ухо, правый – левый глаз). Установление пространственных отношений между предметами, их вербализация: право, лево, над, под, перед, после, между. Ориентировка в пространстве по словесной инструкции. Например, игра «Что и где?» - ребенок по словесной инструкции педагога ищет спрятанную в кабинете игрушку, затем роль ведущего выполняет ребёнок. Выполнение пространственно-организованных движений: без показа, только по словесной инструкции; выполнение движений по словесной инструкции с показом движений, который не совпадает со словесной инструкцией. Ориентация на листе бумаги: графические диктанты; лабиринты; зашумленные рисунки, изображения с пропущенными деталями. Передача пространственных отношений при рисовании сюжетных картинок (по образцу, по словесной инструкции). - для развития последовательных психических функций: овладение математическими умениями и навыками осуществляется на основе сукцессивного (последовательного) и симультанного (одновременного) анализа и синтеза. Представления о порядке следования чисел требуют сукцессивного анализа. Понятие структуры числа связано со сформированностью как симультанных, так и сукцессивных процессов. При развитии этих процессов важно опираться на восприятие разных анализаторов. Зрительное восприятие: восприятие, запоминание, воспроизведение последовательностей предметов, их изображений, геометрических фигур; распределение объектов по величине, длине, цвету, форме и по другим признакам. Речеслуховое восприятие: выполнение заданий по речевой инструкции - последовательное рисование геометрических фигур (пробы Рея), повторение серий слов и цифр с постепенным увеличением объёма ряда. При реализации данного направления работы целесообразно использовать следующие игровые упражнения: «Расставь правильно» (подбор предметов по размеру, по формам, по цвету); «Продолжи узор»; «Придумай и сложи узор из 3 - 4 фигур»; «Повтори движения»; «Мастер физкультминутки» (ребенок сам придумывает и презентует упражнения из 3-4 движений/короткую серию упражнений); игры на повторение музыкальных ритмов на металлофоне, на барабане; повторение рядов звуков, слогов, слов; игра «По порядку становись!» (ребенок внимательно слушает ряд чисел, предложенных педагогом: 2,4,5...; 10,9,8...; 1,3,5...и по команде продолжает его самостоятельно, либо находит ошибки, сознательно допущенные взрослым). - для формирования количественных представлений: автоматическое определение количества предметов на глаз без их пересчёта. Это могут быть предметы, изображённые на картинках, геометрические фигуры, монеты, символические знаки, разные по величине, по-разному расположенные. Важно натренировать ребёнка в определении множества в пределах 5 на глаз, сравнении множеств на глаз, выделении заданного количества предметов из множества. Пересчёт предметов, их изображений, геометрических фигур, слов, звуков, движений и соотнесение с числом и цифрой. Сравнение двух множеств, установление отношений один – много, много – мало, одинаково – столько же – поровну. Измерение предметов при помощи единиц длины; определение массы предметов с помощью весов с гирьками. Сравнение 2-3 предметов по весу, по размеру, длине с помощью измерительных приборов и на глаз [2]. Все выше перечисленное может быть эффективно использовано в работе по профилактике дискалькулии с данной категорией детей, только при условии систематичности, постепенности, последовательности при участии всех педагогов и родителей. Литература: 1.Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 1999. – 240 с. 2.Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования. – М., 2003 4.Гольдфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей: учебное пособие для студентов пед. вузов.- Петрозаводск, 2007.-240 с. 5. Электронный ресурс http://autisminrussia.org/DSM-V. Дата доступа: 20.05. 2019 г. Источник: autisminrussia.org Комментарии: |
|