«Интертекст»: Пагубный дуализм. Как идеи Декарта нарушили психическое здоровье человека |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-07 23:00 Укрытие для разума К концу эпохи Возрождения в западном сознании произошел коренной эпистемологический и метафизический сдвиг. Открытия Николая Коперника, Галилео Галилея и Фрэнсиса Бэкона поставили под серьезное сомнение христианскую догму и её господство над земным миром. Согласно аргументам Бэкона, отныне земной мир должен был пониматься исключительно с позиций действующих причин (то есть внешних воздействий). Всякое значение или замысел, присущие земному миру (то есть его «формальные» или «целевые» причины), рассматривались как нечто излишнее и невостребованное. В той мере, в какой это предсказуемо и поддается контролю в точки зрения действующих причин, излишним вне данной концепции было не только любое понимание природы, но и сам Бог оказывался вполне себе необязательным. В XVII веке обоснованный Рене Декартом дуализм материи и сознания стал искусным решением проблемы, возникшей вследствие этих перемен. «Идеи», которые до сих пор понимались как сродные по своей природе «мыслям Бога», были избавлены от угрозы со стороны эмпирических наук и перемещены в безопасное пространство совершенно независимой сферы – «сознания». С одной стороны, это оставило нетронутым измерение, занимаемое Богом, а с другой – позволило «сделать интеллектуальный мир безопасным для Коперника и Галилея», как написал американский философ Ричард Рорти в своем труде «Философия и зеркало природы» (1979). Так, одним махом удалось защитить божественную сущность Создателя, тогда как эмпирические науки обрели господство над природой-как-механизмом – сферой, существующей вне Бога, и потому являющей собой игру без ограничений. Природа, таким образом, была лишена своего духовного наполнения – теперь она мыслилась как глухой и слепой аппарат, работающий согласно бесстрастным и свободным от всяких оценок законам. Исходя из этого, человечество имело дело с миром неодушевленной и бессмысленной материи, на которую человеческое сознание – его живость, осмысленность и целенаправленность – проектировалось лишь посредством воображения. Именно это видение мира, возникшее на заре последовавшей вскоре индустриальной революции, внушило романтикам глубочайшее отвращение и побудило их к неистовому мятежу. Современное сумасшествие В своей работе «Слова и вещи» (1966) французский философ Мишель Фуко обозначил эти кардинальные перемены как сдвиг в «эпистеме» (грубо говоря, в системе знаний). Фуко утверждает, что некогда западное сознание характеризовалось «сходством и подобием». В рамках этой эпистемы знания о мире были производными от соучастия и аналогии (от «прозы жизни», как он это называл), а сознание человека было в высшей степени экстравертивным и вовлеченным в окружающий мир. Однако после того, как произошло раздвоение сознания и природы, сознанием западного человека завладела эпистема, выстроенная вокруг «идентичности и отличия». Теперь доминирующей стала эпистема, которая, согласно Рорти, была заинтересована исключительно в «истине как соответствии» и «знании как точности репрезентаций». Сознание как таковое стало в высшей степени интровертивным и оторванным от мира. Фуко, однако, утверждал, что этот переход являл собой не замещение как таковое, а скорее установление «отчуждения» от былого эмпирического порядка. Как следствие, на уровне опыта эмпирическое и эпистемологическое измерения, действенные в прошлом, были не только лишены своей значимости, но и стали рассматриваться как «образец ошибки». В этой связи иррациональный опыт (то есть опыт, неточно соответствующий «объективному» миру) отныне стал бессмысленной ошибкой – нарушая в то же время устойчивость этой ошибки. Именно этот этап Фуко обозначил как отправную точку для современного понимания «сумасшествия». Хотя декартовский дуализм не обрел в философии господства, современный западный человек во многом является ребенком именно этого лишенного иллюзий раздвоения, возникшего с подачи Декарта. Наш опыт по-прежнему характеризуется декартовским разделением «сознания» и «природы». В своем современном воплощении такая установка – то, что мы могли бы назвать эмпирико-материалистической позицией – преобладает не только в академической среде, но и в наших повседневных размышлениях о самих себе и окружающем мире. Особенно это бросается в глаза в случае с психическими расстройствами. В тисках ошибки В рамках общепринятых взглядов психические расстройства по-прежнему воспринимаются как некие замысловатые «ошибки». В языке эти «ошибки» обозначаются как «внутренние дисфункции», которые связаны с механистическим миром, лишенным всякого смысла и влияния. Эти дисфункции положено лечить либо при помощи психофармакологии, либо посредством терапии, которая призвана помочь пациенту заново открыть для себя «объективную истину» мира. На деле же такой подход к проблеме психических расстройств не только упрощенческий, но и крайне предвзятый. И хотя подобная «нормализация» иррациональных переживаний обладает своей ценностью, это дается слишком большой ценой. Эти вмешательства – в той мере, насколько это возможно – словно бы вычищают из наших иррациональных переживаний присущую им ценность и значение. Таким образом эти переживания оказываются отрезаны не только от тех значений и знаний о мире, которые могут в них таиться, но и от всякого содействия и ответственности, лежащей на нас и окружающих людях – всё это лишь ошибки, которые нужно исправить. В предыдущей эпистеме, действовавшей до раздвоения сознания и природы, иррациональные переживания не были всего лишь «ошибкой» – они были не менее преисполнены смысла, чем рациональные переживания, а может даже и превосходили их. Пропитанные значением и ритмом самой природы, они уже изначально содержали в себе избавление от тех страданий, которые они несли. В мире, который воспринимался таким образом, у нас была была почва, проводник и вместилище для нашей «иррациональности», но эти ключевые факторы исчезли по мере того, как у природы была изъята её внутренняя жизнь и был совершен переход к «идентичности и отличию». Перед лицом равнодушного и неотзывчивого мира, в котором всякий опыт обладает значением исключительно в рамках нашего собственного сознания – ведь природа-как-механизм лишена смысла – наше сознание оказалось сконцентрировано на пустых репрезентациях мира, который некогда был для нас живительным источником и составлял нашу сущность. Всё, что у нас остается – и то, если нам повезет – это терапевты и родители, которые пытаются справиться с тем, что в действительности, учитывая масштабы понесеннего урона, является невыполнимой задачей. Но я не буду утверждать, что нам попросту нужно как-то «вернуться назад». Напротив, разделение сознания и природы легло в основу неизмеримого секулярного прогресса – в частности, это достижения в области медицины и технологий, а также становление личных прав и социальной справедливости. Кроме того, это не позволило нам излишне привязаться к природе и тем самым помогло нам уберечься от присущих ей неопределенности и изменчивости. Иными словами, это дало нам определенное всемогущество – так же, как это дало науке эмпирический контроль над природой. Большинство из нас с готовностью принимают и охотно пользуются благами, которые мы получили благодаря раздвоению сознания и природы, и в этом нет ничего предосудительного. Впрочем, стоит подчеркнуть, что эта история едва ли представляет собой «линейное развитие», поскольку это в куда большей мере диалектический процесс. Подобно тому, как единство сознания и природы некогда стопорило материальный прогресс, так и материальный прогресс ныне приводит к вырождению духа. Пожалуй, мы можем требовать, чтобы этот маятник совершил новый взмах. Учитывая разительное усугубление проблем с употреблением алкоголя, наркотиков и прочих веществ, а также новые отчеты о «кризисе психического здоровья» у подростков в США, Великобритании и многих других странах, потребность в переменах уже, должно быть, перезрела. Попытки перемен Но можно спросить: за счет чего можно как-то повлиять на нынешнее положение дел? В среде нескольких дисциплин возникла новая волна «пан-эмпирических» и ориентированных на идеализм теорий, которые преимущественно направлены на то, чтобы разрубить сам узел раздвоенности и отстраненности живой природы и создать на этой почве что-то новое. В этом заключается причина, по которой попытки объяснить субъективный опыт с эмпирико-материалистических позиций неизменно оборачивались неудачей (главным образом из-за того, что австралийский философ Дэвид Чалмерс в 1995 году назвал «трудной проблемой» сознания). На деле ведь утверждение, что метафизика «мертва», в определенных кругах столкнется со внушительным отпором и ограничениями. Нужно помнить, что понимание психических расстройств как «ошибки» сопряжено с эмпирико-материалистической метафизикой и той эпистемой, продуктом которой оно является. Так что вполне обоснованным будет положить начало реконцептуализации понятия психических расстройств, пользуясь наработками новых теорий. В психотерапевтической теории и практике происходит смещение от намерения изменить какие-то части и структуры в индивидууме к идее, что на человека благоприятный эффект оказывает само общение в ходе терапии. Здесь правильные или неправильные суждения об «объективной реальности» начинают терять свое значение, и сознание – в равной степени открытое и органичное – вновь становится средоточием внимания, но метафизика при этом остается. Нам все-таки нужно мыслить о психических расстройствах на метафизическом уровне, а не только в границах статус-кво. В оформлении использованы фотографии Tom Hegen. На превью – иллюстрация B612 Studio. Об авторе: Джеймс Барнс (James Barnes) – психотерапевт и писатель из Сан-Франциско, имеющий ученые степени в области философии и религиоведения. Источник: concepture.club Комментарии: |
|