Интеллект человека и искусственный интеллект – друзья или соперники?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Там нет души, нет размышлений»

Почему не нужно бояться искусственного интеллекта и как не попасть в цифровое рабство

Человечество уже не раз переживало технические революции, но страхи перед чем-то новым по-прежнему остаются у большинства людей. Способны ли технологии заменить людей? Чем грозит внедрение ИИ во все сферы жизни людей? Как сохранить контроль над своей жизнью и не попасть в рабство машин? «Лента.ру» в рамках спецпроекта к выходу третьего сезона сериала «Мир Дикого Запада», доступного в онлайн-кинотеатре Okko по подписке Amediateka в пакете «Премиум», пообщалась об этом с первым заместителем председателя правления Сбербанка Александром Ведяхиным.

«Лента.ру»: Сейчас люди опасаются, что продвинутый искусственный интеллект лишит их работы и средств к существованию. Откуда вообще возникают такие страхи?

Александр Ведяхин: Здесь нет ничего нового. В начале XIX века во время промышленной революции в Англии возникло движение луддитов, которые громили машины и станки, считая, что те угрожают людям массовой безработицей. В итоге эти же луддиты впоследствии сами стали операторами новой паровой техники. В конце XIX — начале XX века на смену лошадям пришли автомобили, и поначалу это совсем не нравилось извозчикам, хотя потом эти же извозчики переквалифицировались в шоферов.


Паровая техника steammaster.ru

Картина всегда повторяется. Любая новая технология является вызовом и для всего общества, и для конкретных людей, но потом они сами становятся активными ее пользователями.

Еще 15-20 лет назад, когда стали массово распространяться сотовые телефоны, шли жаркие споры о том, вредна или безвредна сотовая связь для здоровья человека. Тогда проводилось бесконечное количество противоречивых исследований, доказывающих обе точки зрения. И только в 2014 году, когда мобильные телефоны были уже практически у каждого, Всемирная организация здравоохранения заявила, что в результате 20-летних исследований каких-либо неблагоприятных последствий для здоровья от пользования мобильными телефонами не установлено. Правда, сейчас появилась новая «страшилка» — про вред связи 5-го поколения, 5G.

alt

То же самое касается искусственного интеллекта и всех новшеств, которые несет в себе четвертая промышленная революция. Но мы должны понимать, что ИИ уже используется практически во всех сферах жизни. Все наши девайсы оборудованы им. Такси, доставка еды, большие сложные производства — все это работает с ИИ. Его внедрение уже произошло — и всем от этого стало только лучше: сервисы стали дешевле, быстрее, удобнее, производства — эффективнее. Так что страх перед искусственным интеллектом, как и перед всем новым, понятен, объясним, но лишен оснований.

«Лента.ру»: Вы упомянули, что мы сейчас переживаем четвертую промышленную революцию. Можете описать, чем именно она характеризуется?

 

 

Александр Ведяхин: Первую промышленную революцию обычно связывают с изобретением парового двигателя и развитием механического производства. Вторую — с распространением электричества, внедрением конвейера и возникновением массового производства. Третья, цифровая, революция была вызвана развитием полупроводников, компьютеров и интернета.

AI Journey

Серия мероприятий, посвященных искусственному интеллекту и анализу данных

Наконец, четвертая промышленная революция отличается максимальным обслуживанием человеческих потребностей за счет киберфизических систем, что предполагает массовое внедрение того, что мы называем «индустрией 4.0». Эта революция проникает во все сферы жизни общества. Она связана с развитием беспилотного транспорта, 3D-печати, робототехники, интернета вещей, блокчейна, появлением новых материалов, новых технологий в генетике, биоинженерии и многого другого. Таким образом, искусственный интеллект — это только часть четвертой промышленной революции, но очень важная часть. Более того, ИИ активно используется в других технологиях, которые я перечислил, например, в тех же беспилотниках.

«Лента.ру»: А что нас ждет в будущем? Не будет ли человек постепенно терять контроль и становиться лишь «обслугой» для машин?

 

 

Александр Ведяхин: Все будет совсем наоборот. Машины и ИИ скоро научатся поддерживать и обслуживать сами себя, для этого человеческий труд будет не нужен. Зато для человека ИИ станет хорошим советником при принятии практически любых решений, за исключением разве что этических и социальных.

Простейший пример — врачебная ошибка. Мы знаем, что по ряду направлений ошибки могут составлять до 30 процентов. За этой цифрой стоит огромное число людей, которых лечат неправильно, не от тех заболеваний и, конечно, с соответствующими последствиями. Представьте себе врача, который к концу рабочего дня устал, не заметил неявные симптомы и поставил неточный диагноз. К сожалению, это достаточно обычная ситуация.

В отличие от человека, ИИ не устает,
замечает все симптомы и очень
быстро учится на сотнях тысяч,
миллионах примеров и поэтому
наращивает компетенцию, чтобы
подсказывать доктору, какое
решение лучшее.

Конечно, финальное решение всегда остается за врачом, но с подсказкой ИИ оно будет более надежным и качественным.

Мы знаем, как разнится по стране уровень здравоохранения. Но благодаря искусственному интеллекту даже в сельском фельдшерско-акушерском пункте медработник по сути сможет получать консультацию самых лучших специалистов.

alt

То же самое с образованием. Разумеется, человека должен учить другой человек, но ИИ может подбирать для каждого ребенка индивидуальный контент. Ведь все дети уникальны, и им что-то дается проще, а что-то — сложнее. Если ребенок больше предпочитает точные науки — отлично, давайте его развивать в этом направлении, заодно подтягивая русский, литературу, иностранные языки. Если он больше расположен к литературе — замечательно, давайте делать акцент на его творческом развитии, но не забывать про математику. Такой подход мы реализуем на школьной платформе Сбербанка. ИИ позволяет детям быстрее и качественнее постигать учебный материал за счет индивидуальных траекторий. Результаты школ, которые перешли на эту систему, вдохновляют.

Еще раз подчеркну: ИИ не заменит людей. ИИ — это хорошая технология, которая помогает им принимать правильные решения, позволяет им быть еще большими профессионалами в своих сферах, лучше учиться — и в конечном итоге освобождает время, которое человек сможет тратить на саморазвитие вместо того, чтобы заниматься рутиной.

«Лента.ру»: И это применимо вообще для всех сфер жизни человека?

 

 

Александр Ведяхин: Абсолютно для всех!

«Лента.ру»: Тогда есть какие-то ключевые области, где эта необходимость в помощи ощущается сильнее всего? Скажем, система правопорядка, где внедрение ИИ поможет быстрее ловить преступников и снизить количество преступлений? В общем, есть ли какие-то сферы, где новые технологии жизненно необходимы и без них никак?

 

 

Александр Ведяхин: Все сферы, где есть большое количество повторяющихся операций, однозначно подходят под быстрое внедрение ИИ. В медицине это распознавание заболеваний по снимкам компьютерной и магнитно-резонансной томографии, рентгена, по анализам. Если есть большой набор уже проанализированных профессиональными врачами примеров (специалисты называют это размеченной выборкой) и понимание, какие отклонения на что могут указывать, ИИ находит в базе данных похожие наборы значений — и выдает результат.

alt

В образовании, как я сказал, мы можем отслеживать прогресс и результативность ребенка по индивидуальной траектории, построенной на искусственном интеллекте.

Вы справедливо упомянули правоохранительную деятельность, где есть необходимость ловить преступников, распознавать лица людей, находящихся в розыске, и так далее.

В общем везде, где есть массовые действия с большим количеством примеров, внедрение ИИ может произойти и уже происходит очень быстро.

«Лента.ру»: Но ведь этот процесс может зайти слишком далеко. Может ли искусственный интеллект начать управлять жизнью людей и их бытом, указывать им, что делать и какие решения принимать, чтобы он развивался, не портил здоровье?

 

 

Александр Ведяхин: Это вопрос того, как люди будут воспринимать подсказки ИИ. Этот вопрос лежит в плоскости ответственности самого человека. Я считаю, что ИИ будет не более чем советником. ИИ сейчас — это набор математических формул и их быстрый просчет на суперкомпьютерах. Там нет души, нет каких-то размышлений.

Это лишь алгоритм. А вот что заложить
в алгоритмы — решает человек.

Поэтому очень важно, чтобы мы принимали правильные решения.

На Давосском форуме в начале этого года я модерировал дискуссию, где мы как раз обсуждали вызовы, которые стоят перед человечеством в части управления искусственным интеллектом и как бороться с возможными угрозами, которые может дать ИИ. В самом начале той сессии я предложил участникам ответить на вопрос: «Чего в первую очередь необходимо избегать при внедрении ИИ?» 32 процента аудитории отметили, что в первую очередь следует соблюдать вопросы этики, 28 процентов сказали, что важно избегать преступления с использованием ИИ, 16 процентов — предубеждения и дискриминацию, 12 процентов — поведение против человека.

«Лента.ру»: То есть, внедряя ИИ на производстве, мы предоставляем ему некую свободу принятия решений и управления процессом. Но если дело касается человеческой жизни, то «мысли» ИИ должны носить лишь рекомендательный характер, правильно?

 

 

Александр Ведяхин: На мой взгляд, да, так оно и есть.

«Лента.ру»: Но ведь все равно может наступить момент, когда перед ИИ встанет моральная дилемма. Классический пример с проблемой вагонетки, где перед беспилотным автомобилем выбор — либо навредить пассажирам, либо пешеходам — в ситуации, когда другого выбора нет.

 

 

Александр Ведяхин: На мой взгляд, моральный и социальный выбор должны делать люди и никто другой. И чтобы не допустить обратного, нужно исключить такого рода ситуации. По моему мнению, проблема вагонетки достаточно надуманная и нужна лишь для того, чтобы показать: «Смотрите, как искусственный интеллект принимает решения». Это аргумент из разряда «страшилок» про вред сотовой связи.

Эта проблема довольно часто обсуждается на всевозможных форумах, и люди там сами голосуют за то, как должна поступать машина. У Массачусетского технологического института есть целый проект (http://moralmachine.mit.edu), где тысячи людей делают этот моральный выбор, чтобы потом на этой основе машина понимала, как ей действовать. Дальше мы должны выяснить, как этот выбор должен быть запрограммирован в действиях ИИ для случаев, если такая ситуация, не дай бог, произойдет. Но будет ли запрограммирован выбор большинства опрошенных людей в алгоритмах искусственного интеллекта — это большой и открытый вопрос. Я думаю, нам всем требуется переосмыслить его отдельно.

alt

«Лента.ру»: Беспилотные автомобили — отличный пример для моего следующего вопроса. Возможна ли ситуация, когда человек будет постепенно терять контроль над привычными вещами?

 

 

Александр Ведяхин: Опять вы отказываете человеку в праве выбора. Такие ситуации — это всегда наш собственный выбор. Когда вы смотрите YouTube или TikTok, это можно делать бесконечно, потому что алгоритмы настроены так, чтобы постоянно предлагать интересный именно вам контент. Между прочим, это делает тоже искусственный интеллект. И это ваш выбор — продолжать сидеть на диване и смотреть бесконечные видео или встать и заняться спортом, сделать что-то полезное и так далее.

То, что искусственный интеллект делает нашу жизнь комфортнее и безопаснее, — это факт. То, что кого-то он из-за этого сделает лентяем, не повод бороться с искусственным интеллектом. Но я с вами согласен: внедрение ИИ как никогда требует от человека рефлексии, понимания того, что он делает и для чего.

«Лента.ру»: Может ли ИИ вмешаться в человеческие отношения, стать другом или партнером, а не обычным советником? Есть же много чат-ботов, которые отлично прикидываются живыми людьми и проходят тесты Тьюринга.

 

 

Александр Ведяхин: В современном обществе очень остро стоит проблема одиночества, и мы видели достаточно экспериментов, в которых поговорить с ИИ оказывалось значительно проще, чем с живым человеком. Но это все та же проблема выбора. Что касается прямых партнерских отношений, во всех смыслах этого слова, я считаю, что мы очень далеки от того, что такие отношения станут возможны между человеком и ИИ.

Дело в том, что люди — социальные существа, и им нужно человеческое общение. Как вид мы выжили и эволюционировали за счет того, что умели хорошо общаться друг с другом. Это наша основная потребность и навык. В условиях самоизоляции мы особенно хорошо почувствовали это.

Основные неврозы происходят как раз из-за отсутствия общения. Чат-бот, робот или домашнее животное помогают справиться с одиночеством, но никогда не заменят полноценное человеческое общение. В принципе, вы можете поговорить даже с кактусом, и в определенные моменты вам даже станет легче, но это не значит, что кактус — ваш партнер.


Источник: ai.lenta.ru

Комментарии: