ФРАКТАЛЫ.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-05-02 23:00

Теория хаоса

Фрактал (от лат. «фрагментированный», «изломанный», «неправильный по форме»; термин ввёл Бенуа Мандельброт в 1975 году) – это структура, характеризующаяся изломанностью и самоподобием; то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком: "...если часть фрактала будет увеличена до размера целого, она будет выглядеть как целое, или в точности, или, возможно, лишь с небольшой деформацией".

Фрактальную модель самоорганизации принято связывать с современной научной парадигмой - синергетикой, в рамках которой изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно. Однако структуры, напоминающие фракталы, фигурировали и в формах архаической культуры (например, в наскальной живописи эпохи мегалита и в орнаментах Древнего мира). Надо отметить, что некоторые исследователи уже проводили в своих работах параллели между современной синергетической парадигмой и архаическим мышлением.

Так, Ю.В. Кирбаба в своей диссертационной работе отмечает: "Происхождение синергетической парадигмы, как уже неоднократно подчёркивалось, связано с самыми древними этапами становления культуры. Модели самоорганизации были сформированы ещё на этапе становления мифологического сознания". Было замечено, что в основаниях древней космогонической мифологии лежат истоки принципа самоподобия, который проявляет себя в трёх архетипических моделях: 1) концентрические круги; 2) древовидная структура; 3) спираль.

Также М.В. Алексеева в своей статье отмечает, что "мировоззрение наших предков, выраженное в обрядовых действиях, лежит в русле современных научных представлений о развитии вселенной в рамках теории нелинейных систем".

Исходя из этого, мы предполагаем, что фрактал является универсальной, архетипической моделью мышления: "Синергетические принципы и модели, как теперь становится ясным, являются универсальными категориями мышления, а потому нашли отражение в самых древних пластах человеческой культуры".

Так, фрактальные построения обнаруживаются и в образцах традиционного народного творчества: в орнаментах, хороводах, песнях, легендах, ритуалах, оберегах и т.д.

Комментарии: