Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Гением может стать каждый

Можно ли научиться всему на свете? Разобраться, наконец, с интегралами, даже если вы всегда были уверены, что у вас не математический склад ума? Научиться играть на скрипке или на пенсии начать учить японский?

Джо Боулер уверена: не только можно, но и очень полезно! Нейрофизиологи подтверждают: врожденные способности — всего лишь миф, а уровень наших талантов не зависит от возраста, пола или расы.

«У меня совершенно нет способностей к математике» — по статистике, так считает практически каждый второй взрослый житель нашей планеты.

Музыка, английский, физика, программирование — часто, столкнувшись с первыми серьезными трудностями при изучении любой сложной дисциплины, многие из нас решают, что недостаточно умны или одарены от природы и бросают то, чем хотелось бы заниматься. Разочарование, страх и вера в то, что нас угораздило родиться с «неподходящим» мозгом, ограничивают нас и закрывают перед нами многие двери в жизни.

Разрушительные представления о недостаточном потенциале рождаются внутри нас, но требуют внешнего сигнала для того, чтобы активизироваться и начать отравлять нам жизнь. И этот сигнал — всего лишь вопрос времени. Рано или поздно школьный учитель или даже любящие родители говорят нам что-то вроде: «Из тебя вряд ли получится хороший художник, ты ведь даже курицу не можешь нарисовать!» Если вам доводилось слышать такое — добро пожаловать в клуб.

Профессор Стэнфордского университета, педагог и преподавательница математики Джо Боулер в корне не согласна с подобной точкой зрения. Она уверена, что наш мозг бесконечно пластичен, а способность к приобретению новых навыков дана каждому из нас и сохраняется на протяжении всей жизни. Чтобы достичь невероятных результатов, достаточно изменить подход к обучению.

Джо Боулер признана одним из самых креативных педагогов-новаторов в современном мире. Она не просто рассказывает о школьных методиках преподавания математики в контексте последних достижений нейробиологии — шаг за шагом она убедительно доказывает, что каждый из нас владеет безграничным потенциалом для развития и в буквальном смысле способен овладеть практически любым навыком — достаточно разблокировать свое мышление.

Пора забыть про школу

Наиболее частая причина неуверенности в своих способностях — школьный курс математики и ощущение головокружительного позора, когда стоишь у доски и не можешь решить самую обычную задачу.

Неспособность усвоить базовый школьный курс математики чаще всего способствует навешиванию обесценивающего ярлыка «не слишком одаренного ученика», не способного в будущем достичь карьерных или академических высот. Именно столкнувшись с этими первыми трудностями, дети теряют веру в себя и сознательно ограничивают свое мышление, ошибочно навсегда причисляя себя к людям с «нематематическим складом ума».

Это ошибочный и вредный миф: на самом деле неспособных к математике или любым другим наукам людей практически не бывает. Тем не менее, начиная с этого момента, любые трудности становятся для нас болезненным напоминанием о якобы существующих недостатках.

Исследования, проведенные в США, показали: 48% учеников испытывают тревогу по поводу своих успехов в изучении курса математики. Более 50% студентов, изучающих вводный курс математики в колледже, серьезно беспокоятся о предстоящих экзаменах. Сложно подсчитать точное число взрослых людей, поставивших крест на своих взаимоотношениях с математикой, но можно предположить, что отношения с этим предметом не сложились практически у каждого второго.

Кто в группе риска?

• Женщины и девочки с высокими показателями успеваемости.
• Дети из бедных, неблагополучных семей с недостатком родительского внимания.
• Люди, принадлежащие к черной расе.
• Дети, зачисленные в начальной школе в основные классы со сниженными требованиями к успеваемости (образовательная система США или Великобритании).

В Великобритании 88% учеников, помещенных в возрасте четырех лет в классы с программой пониженной сложности, не смогли выбраться из нее до конца школьного обучения.

Исследователи установили: при необходимости работать с цифрами у людей, испытывающих тревогу в отношении своих математических способностей, включается в мозгу тот же центр страха, который становится активным при столкновениях с пауками или змеями. Одновременно происходит уменьшение активности в мозговом центре, ответственном за решение проблем.

Механизм потери веры в себя прост: столкнувшись с цифрами, мы испытываем страх. Страх блокирует мозговую активность. Мы не можем решить задачу и в очередной раз убеждаемся в собственной никчемности.

Мысли о генетической или гендерной предрасположенности к определенным видам деятельности широко распространены и очень опасны: многие школьные модели построены с учетом этих идей. Именно они ограничивают потенциал учеников и превращают их в неуверенных в своих силах взрослых.

На самом деле люди никогда не достигают естественных пределов собственного развития — они просто сдаются раньше времени, столкнувшись с непреодолимыми на первый взгляд трудностями. Причина нашей неуверенности в себе — ограниченное, фиксированное, запертое в клетку собственных страхов мышление. Причина испорченного мышления — полученные во время обучения сообщения об отсутствии способностей.

Независимо от нашей расовой или гендерной принадлежности существуют люди всего с двумя типами мышления:

• Менталитет непрерывно растущего мозга. Его носители верят, что на протяжении всей жизни могут узнавать что-то новое и совершенствоваться в разных областях познания.
• Менталитет ограниченного мозга. Его носители верят в существование природной одаренности и невозможности в корне изменить генетически заложенную предрасположенность к определенным видам науки.

Самый разрушительный инструмент формирования ограниченного мышления — невинная похвала. «Ты у меня такой умный!» — кто из родителей не говорил эту фразу своему ребенку? Это бомба замедленного действия при дальнейшем развитии мозга: столкнувшись со сложной задачей, которую не получается решить с разгона, окрыленный похвалой ребенок теряется и разочаровывается в своем потенциале: «Оказывается, я не настолько умен, чтобы справиться с этим…» И не успели вы оглянуться, как начало формированию ограниченного мышления уже положено.

Студенты, признанные обществом одаренными, также нередко оказываются заперты в клетке ограниченного мышления. Считая себя одаренным, ученик или студент боится потерять этот статус и оказывается еще меньше готов к борьбе с трудностями при решении сложных задач. Неудачи могут выбить почву из-под ног у общепризнанного гения так же легко и непринужденно, как у того, кто плетется в хвосте. Поэтому хвалите своих детей и учеников, но оценивайте не их умственные способности, а настойчивость, проявленную при решении проблемы или оригинальность подхода.

Шесть ключей к безграничному мышлению

Джо Боулер уверена: чтобы «разблокировать» мышление и в конечном итоге изменить свою реальность, достаточно использовать шесть взаимодополняющих ключей. Первый из ключей — самый важный и самый незаслуженно недооцененный.

Ключ к безграничному мышлению № 1.
Помните о нейропластичности

Каждый раз, когда мы учимся чему-то новому, наш мозг формирует новые нейронные связи, укрепляет уже существующие нейронные пути и соединяет прежде разрозненные участки нейронов. Для достижения результата мы должны признать, что наш мозг находится в состоянии постоянного роста, и отказаться от идеи генетической предрасположенности

Нейропластичность — свойство мозга, открытое в 1970-х годах американским нейрофизиологом Майклом Мирзеничем.

Это способность мозга в любой период жизни формировать и укреплять новые нейронные связи. Открытие вызвало сокрушительную критику со стороны тех, кто считал, что таланты каждого из нас пред­определены генетикой и заложены при рождении, а мозг взрослого человека — вполне сформировавшаяся и не подлежащая изменениям конструкция.

Практически вся образовательная культура человечества выстроена вокруг идеи о том, что некоторые люди являются одаренными, а некоторые — нет. Но нейронауке удалось убедительно развенчать разрушительный миф об отсутствии потенциала к обучению у разных групп людей.

Каждый раз, когда мы учимся, наш мозг растет одним из трех способов:

• формирование новых нейронных путей. В первое время «тропинки» будут тонкими и слабыми, но при настойчивом изучении предмета они обязательно окрепнут;
• укрепление и развитие уже существующих путей;
• соединение двух прежде разрозненных нейронных путей с помощью формирования нового участка между ними.

Наиболее ценные качества нашего мозга — адаптивность и потенциал для развития. Педагоги и родители не имеют права маркировать детей и возлагать на них низкие надежды. Обязанность взрослых — создать условия для роста и развития всех студентов, а не только тех, кто выглядит «одаренным от природы».

Опубликованное в журнале Science исследование Сары-Джейн Лесли и Андреа Симпиана показало ошеломительные результаты: чем более распространена идея «врожденной одаренности» для достижения успеха в той или иной научной сфере (высшая математика или физика), тем меньше в этой области женщин и людей с черным цветом кожи.

Если мы признаем, что каждый из нас находится на пути роста и способен развить свои таланты, предубеждения против женщин и чернокожих студентов исчезнут.

Ключ к безграничному мышлению № 2.
Любите свои ошибки, они помогают вам развиваться

Время, когда мы вынуждены прикладывать усилия для решения сложных задач и совершать ошибки, является самым продуктивным для роста и развития нашего мозга. Когда мы сталкиваемся с препятствием, прикладываем усилия и (неизбежно!) совершаем ошибки, мы укрепляем нейронные связи, ускоряя и улучшая опыт обучения в целом.

Ошибки — это часть повседневной жизни. И все же большинство из нас болезненно реагируют на собственные промахи, каждый раз мысленно избивая себя и обвиняя в никчемности. Мы выросли с мыслью, что ошибки — это плохо. К счастью, это совершенно не так.

Нейрофизиологи обнаружили, что когда мы совершаем ошибку, наш мозг активизируется, создавая новые нейронные связи и укрепляя уже существующие в большей степени, чем когда мы уверенно даем правильный ответ. Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

Чтобы дать нашему мозгу возможность расти и развиваться, мы должны бросить ему вызов и работать над вопросами, которые находятся на грани нашего понимания.

Обязательное условие — наличие благотворной образовательной среды, снисходительной к ошибкам. Идеальный опыт обучения создают только два этих взаимодополняющих компонента. Как взломать «код таланта»? Постоянно давать мозгу трудные задачи. Это будет стимулировать выработку миелиновой оболочки, покрывающей нервные волокна. Именно благодаря ей увеличивается скорость и точность прохождения нервных импульсов. Чем сложнее задача, чем больше она требует напряжения, тем прочнее будет миелиновая оболочка и тем более впечатляющими будут результаты. Испытывайте себя на грани возможностей, совершайте ошибки, исправляйте их и двигайтесь дальше — это поможет мозгу эффективно расти.

Ключ к безграничному мышлению № 3.
Измените сознание — и реальность изменится вслед за ним

Удивительно, но факт: когда мы по-разному думаем о себе, наше тело и наш мозг функционируют по-разному. Стоит нам изменить восприятие себя — и перемены не заставят долго ждать: изменятся наш мозг, наше тело и следом за ними наша реальность.

Наши убеждения влияют даже на продолжительность нашей жизни. Исследователи из Стэнфорда Алия Крам и Октавия Захрт на протяжении 21 года собирали данные о 61 141 человеке. Исследователи обнаружили, что те люди, которые были убеждены, что они поддерживают необходимый уровень физической активности, на 71% реже умирали в период, последовавший за проведением опроса. При этом уровень физической активности у всех респондентов был совершенно одинаков. Разница — в убеждениях.

Тип нашего мышления способен повлиять на методы решения конфликтов. Исследователи обнаружили, что люди с ограниченным мышлением (то есть те, кто считает, что их мозг статичен и генетически предопределен) более склонны к агрессивному поведению во время конфликтов. Любой провал они рассматривают как свидетельство собственной слабости, которую нельзя исправить. Это вызывает повышенное чувство стыда и нередко повышенную агрессию к оппонентам. Люди с безграничным мышлением более терпимы и признают за собой и за другими право на ошибку. Это позволяет им выходить из конфликтных ситуаций с меньшим уровнем агрессии. Также люди с ограниченным мышлением склонны к более предвзятому отношению к расе или гендеру оппонента.

Исследователи отмечают, что развивая безграничное мышление, можно снизить уровень агрессии и избавиться от гендерных и прочих стереотипов. Изменяя отношение к себе, мы изменяем отношение к другим. Изменение наших убеждений улучшает наше здоровье и поведение в обществе. Неудивительно, что как только мы меняем убеждения о нашем собственном потенциале и талантах, уровень наших достижений тоже начинает расти.

На протяжении многих лет люди были уверены, что наши эмоции отделены от процессов познания. На самом деле они переплетены: например, при совершении ошибок у тех, кто верил в себя и свой потенциал, была отмечена более полезная активность мозга, чем у тех, кто поставил крест на своем развитии.

Столкнувшись со сложной ситуацией, верьте в свои силы — и ваш мозг сможет активно формировать новые нейронные связи и укреплять уже существующие. Таким образом, изменение представлений о себе изменяет физические структуры мозга и создает возможности для более высокого уровня мышления. Подобно тем людям, которые считали, что их физическая активность позволит им прожить дольше, мы программируем наш мозг: те, кто убежден, что учится более продуктивно, действительно достигают лучших показателей.

Ключ к безграничному мышлению № 4.
Используйте многомерный подход

Синергия развития нейронных связей и обучения становится возможна при использовании идей с многомерным подходом.

Когда дело доходит до практической стороны образования, веры в себя и в возможность изменить мышление становится недостаточно. Подход к образованию должен измениться и позволить студентам учиться по-другому. Несправедливо заставлять студентов раз за разом решать сложные задачи на грани возможностей, используя сегодняшнюю систему образования и оценки знаний.

Решение — многомерный подход к обучению и преподаванию. Связь между различными областями мозга повышает производительность. Например, обучение математике можно оптимизировать, одновременно задействовав различные зоны мозга. Математические задачи можно решать не только с использованием цифр, но и при помощи слов, визуальных эффектов, графических схем, алгоритмов, таблиц или графиков.

В момент использования двух или более методов решения одной и той же задачи, активизируются различные зоны мозга, ответственные за обработку разных типов информации. При этом они сообщаются между собой, выстраивая новые нейронные связи и аккумулируя полученный опыт.

Одновременно стимулируя зоны мозга, ответственные за память, внимание, рассуждение, коммуникации и визуализацию, мы реализуем многомерный подход к образованию, мозг активно наращивает новые нейронные «тропинки», а обучение достигает максимального эффекта.

Изучая мозг новаторов в различных областях знания, ученые отметили одну общую особенность: все они имеют необычайно активные связи между различными областями мозга и нестандартно большое количество связей между полушариями. Это придает их мышлению особенную гибкость. Такое необычайное строение мозга — не генетический подарок новаторам, доставшийся им при рождении, а результат длительного обучения.

Ключ к безграничному мышлению № 5.
Будьте гибкими, а не быстрыми

Скорость мышления не является мерилом способностей. Обучение оптимизируется, когда мы решаем сложные задачи, используя гибкий творческий подход и глубину рассмотрения проблемы.

Ты должен соображать быстро, иначе не видать тебе репутации умника. Это один из самых вредных мифов современного образования, который наносит непоправимый ущерб глубине и гибкости мышления.

Математика более чем другие предметы подвержена порочной идее, что для достижения успеха нужно соображать быстро. Причина в повсеместно распространенной школьной практике проверять знания учащихся при помощи ограниченных по времени выполнения тестов. Это заставляет студентов — да и взрослых тоже! — считать себя неудачниками, если они недостаточно быстро оперируют числами.

Нейробиолог Сиан Бейлок изучал мозг людей, работающих в напряженных условиях. При математических расчетах мозг задействует определенную область — рабочую память, или поисковую систему ума. Бейлок доказал: когда мы вынуждены работать в состоянии стресса, тревоги и беспокойства, наша рабочая память не может функционировать в полную силу и мозг зависает. Студенты, которые должны были выполнять тестовые задания к определенному времени, испытывали тревогу. Это затрудняло работу мозга, не давало им сосредоточиться и мешало найти правильные ответы. В свою очередь неудача при сдаче теста подрывала их веру в себя и способствовала формированию ограниченного мышления. Чувство стресса — плохой помощник для развития мозга.

Алгоритм формирования ограниченного мышления в системе школьного образования:

1) ограниченное по времени тестирование знаний, в том числе по математике;
2) повышение уровня тревоги у учащихся;
3) зависание поисковой системы мозга, снижение активности рабочей памяти мозга;
4) невозможность найти правильный ответ;
5) неуверенность в себе и своих силах;
6) формирование ограниченного мышления.

Более важный критерий обработки информации — глубина. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно покидает его, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. Более прочные нейронные связи формируются при медленном, но глубоком погружении в проблему.

Ошибочно полагать, что медленно думающие люди обладают низким потенциалом. Они просто используют другой, более продуктивный тип усвоения информации. Студенты, которые медленно, упорно и настойчиво работают над сложными проблемами, в долгосрочной перспективе окажутся более успешными в овладении предметом, чем их шустро соображающие одноклассники.

Когда преподаватели делают ставку на скорость запоминания, они вредят обоим типам мыслителей.

• Быстрые мыслители привыкнут использовать менее эффективный подход усвоения информации.
• Медленные мыслители будут сравнивать себя с быстрыми не в свою пользу, погрязнут в разочаровании и отвернутся от изучения предмета.

Ключ к безграничному мышлению № 6. Сотрудничайте

Общение с другими людьми и обмен идеями укрепляет нейронные пути и повышает качество обучения.

Один из профессоров, преподававших в Калифорнийском университете Беркли, обратил внимание, что более 60% афроамериканских студентов проваливали тесты по математике и по этой причине принимали решение бросить обучение в колледже. Изучив данные по всем студенческим делам, профессор обратил внимание, что студенты-китай-цы практически никогда не заваливали математику. Профессор решил разобраться, в чем разница между двумя группами студентов. Изучив методы работы студентов над решением задач, профессор обратил внимание на одно существенное различие: афроамериканские студенты работали над решением математических задач в одиночку, в то время как китайцы делали это вместе. Сталкиваясь с очередной сложной математической задачей, китайские студенты подбадривали друг друга и делились идеями, в то время как афроамериканцы, запертые в одиночестве в комнатах общежития, сдавались, разочаровывались в себе и принимали решение бросить колледж из-за «отсутствия математического таланта».

Профессор и его команда организовали семинары для уязвимой группы студентов и создали там эмоционально благоприятную академическую среду для совместной работы. В течение двух лет уровень тестов афроамериканских студентов сравнялся с результатами других студентов, а в дальнейшем превзошел их.

Преимущества совместной работы

• Сталкиваясь с трудностями, мы полагаем, что одиноки в своей борьбе. Начав работать вместе, мы обнаруживаем, что каждый из нас борется со сложностями. Это укрепляет нашу веру в себя и способствует формированию безграничного мышления.

• Совместная работа способствует обмену идеями, их объединению и углублению.

• Во время совместной работы у нас активируется зона «социального мозга», отвечающая за осмысление чужого опыта. Люди, которые умеют донести свои идеи до других — будь то математика, физика или другая область науки, — более эффективно решают любые жизненные проблемы и способны внести больший вклад в сотрудничество с другими людьми.

10 лучших мыслей

  1. Каждый из нас может научиться практически чему угодно. Каждое утро мы просыпаемся с обновленным мозгом, способным адаптироваться к любым сложным и новым задачам. Но для того, чтобы достичь невероятных результатов, нам придется поверить в безграничные возможности своего мозга.

2. Наши способности не даются нам при рождении. Талант или одаренность не являются генетически предопределенным фактором и никак не связаны с генетикой, расой, полом или цветом кожи. Это результат долгой и упорной работы над собой.

3. Для развития нашему мозгу нужны сложные задачи. Мы должны каждый день бросать себе вызов и работать на пределе наших интеллектуальных возможностей.

4. Одна из самых частых причин нашей неуверенности в себе — заложенная в детстве мысль о том, что наш мозг не предназначен для того или иного рода деятельности. Нейрофизиологи подтверждают: когда математичка кричала, что вы абсолютный ноль, — она была категорически не права.

5. «Умница» и «молодец» — самая плохая похвала. Сталкиваясь в дальнейшем с трудностями, человек будет думать, что недостаточно умен для решения этой задачи. Оценка себя по фиксированной шкале разрушительна и приводит к потере веры в себя.

6. Скорость мышления не является мерилом таланта. Залог формирования устойчивых нейронных связей — в глубине изучения проблемы и гибкости в решении задач.

7. Не бойтесь и не стесняйтесь своих ошибок! Ошибки положительно влияют на рост нашего мозга: он учится на них, усваивает новую информацию и соотносит ее с уже имеющейся. При одном условии: мы не должны воспринимать собственные промахи как неудачи, загоняя себя тем самым в ловушку ограниченного мышления.

8. Глубина важнее скорости обработки информации. Информация, попадающая в наш мозг легко и быстро, так же непринужденно забывается, а неустойчивые нейронные связи, возникшие при ее обработке, — разрушаются. Нерушимые нейронные связи формируются только при медленном и длительном погружении в проблему.

9. Решайте сложные задачи совместно с другими. Работа в группе позволяет обмениваться идеями, углублять и детализировать понимание проблемы и черпать вдохновение и силы для преодоления трудностей.

10. Учитесь в благоприятной образовательной среде, снисходительной к ошибкам, поощряющей нестандартный подход к решениям, вдохновляющей на борьбу с трудностями — и вы непременно добьетесь успеха.


Источник: m.vk.com

Комментарии: