Айтрекинг в психологии искусства: выясняем, что и как влияет на наше восприятие великих полотен |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-05-14 20:00 В совместном проекте университетов Оксфорда и Дарема ученые поставили цель выяснить, как современный человек оценивает картины и что может повлиять на его мнение. Их проект был основан на изучении восприятия зрителями цикла картин испанского художника 17 века Франциско де Сурбарана «Иаков и его 12 сыновей», с 1756 г. хранящейся в замке Бишоп-Окленд на северо-востоке Англии. Арт-психология: я знаю, на что вы смотрите! Когда мы смотрим на картину, мы ее «сканируем». Инструмент визуального сканирования — это быстрая фиксация единого целого и резкие саккады — движение глаз, при котором происходит как бы перескакивание с одной детали на другую. Направление саккад определяется цветом, яркостью, текстурой элемента: что наиболее бросается в глаза, то и «перехватывает» наше внимание. Такой подход к изучению впечатления от произведения искусства позволяет дать наиболее объективную оценку вне зависимости от личных убеждений. Но восприятие может и измениться: перестать быть объективным. Предположительно, на это могут повлиять даже краткие описания, которые сопровождают картины в галереях и музеях. Для того чтобы это подтвердить или опровергнуть, ученые предложили участникам эксперимента сначала ознакомиться с информацией о каждой картине, которая обычно представлена в музеях под каждым экспонатом на подписях, а затем измеряли время, уделенное изучению деталей, направление саккад для каждой иллюстрации с соответствующей этикеткой, используя технологии айтрекинга в лабораторных условиях. Технология айтрекинга Айтрекинг уже давно применяется в маркетинге, ведь наши глаза часто выдают наши намерения. Айтрекинг или управление взглядом — технология для определения положения глаз зрителя относительно дисплея, на который выведено изображение. Данные, полученные в ходе «слежения» за глазом, позволяют проанализировать как люди воспринимают визуальную информацию, что вызывает у них интерес, а какие элементы работают неэффективно. Устройство айтрекера состоит из камер и осветителей, которые крепятся на монитор компьютера. Инфракрасный луч света направляется на сетчатку глаза, а сверхчувствительная камера записывает малейшие изменения ее положения (в том числе сужение-расширение зрачка). Изображение, на которое смотрит человек, математические алгоритмы сопоставляют с последовательными движениями глаз. Конечным продуктом исследования становятся визуализированные траектории взгляда или тепловые карты. Одни показывают, что привлекает внимание зрителя в первую очередь, а другие — что вызвало наибольший интерес. Вне области маркетинга технологии айтрекинга тоже востребованы. Они полезны людям с ограниченными возможностями, которые не могут использовать клавиатуру и компьютерную мышь. Им достаточно движения глаз, чтобы отправлять сообщения, пользоваться поисковыми системами и другими функциями современного ПК, а также других бытовых устройств, оснащенных дисплеем, совершенно не касаясь его. Еще айтрекинг использую специалисты по когнитивным наукам, лингвисты, психологи и многие другие исследователи. Наконец, технологии айтрекинга все чаще встраивают в современную мобильную электронику: телефонам, планшетам и компьютерам легче подстроиться под пользователя, когда они «знают», что он посмотрел на экран. Подпись к картине и первый взгляд Исследования по айтрекингу в искусстве проводились в лаборатории с использованием цифровых копий картин. Даже если этот метод обеспечивает полный контроль над цветопередачей и четкостью изображения, условия совершенно не похожи на музей или галерею. Картины «вырваны» из привычного окружения и сложнее воспринимаются без контекста, который дает музейная атмосфера. Но что если сопроводить каждую картину описанием, которое обычно дается картине в галерее? Тогда можно добиться большей достоверности. Такие подписи были присвоены каждой картине серии «Иаков и его 12 сыновей», но при этом характеризовали их с трех разных позиций. Участников эксперимента разделили соответственно на три группы. Группе 1 «Музейный контекст» (Museum context, МС) представили описание, делавшее акцент на смысловой составляющей картины — на Библейской легенде; Группе 2 «Эстетический контекст» (Aesthetic context, АС) — описание художественной ценности полотен; Группе 3 «Авторский контекст» (Attribution Only Context, АОС) дали общую информацию о картине и ее авторе. Считается, что, когда на картине изображен человек, первое, на что обращает внимание зритель, это его лицо. Действительно, участники эксперимента непроизвольно вступали в контакт с лицами, однако при составлении тепловых карт айтрекинга выяснилось, что внимание зрителей, которым была предоставлена информация о эстетической ценности полотен (о уникальном стиле автора, особенностях испанской живописи, деталях картины) было более рассеяно. Такие этикетки были предоставлены Группе 2 (АС). А вот внимание Групп 1 (МС) и 3 (АОС) сосредотачивалось в основном на лицах и символах-атрибутах. Вот пример на основе изображения брата Левия. В тепловых картах для Левия некоторые конкретные точки фиксации могут быть прослежены вплоть до деталей, упомянутых на этикетке для Группы 2: курильницы с золотой цепью, одежды, храма. Тепловая карта этой группы — справа, а слева — результаты Группы 1, которым была представлена для ознакомления легенда из Ветхого Завета. Информация: больше — лучше? Как оказалось, контекстная музейная маркировка влияет на уровень эстетического восприятия. Однако совсем не так как предполагали авторы исследования. Их гипотеза состояла в том, что чем больше информации получает зритель перед просмотром, тем больше ему нравится картина. Но ярлыки с подробным описанием картины для группы AC заставляли испытуемых меньше смотреть на лица, а значит, и картины они находили менее приятными. Это подтвердилось в ходе последующего опроса. Он же показал, что наиболее заинтересованы в картинах оказались участники группы AOC, которым дали минимум информации и свободу мысли и фантазии. Также участникам было предложено оценить работы, как это делалось бы на аукционе. Как выяснилось, конкретика, данная изначально в описании работы, придавала им больше уверенности при оценке. Участники группы МС, опираясь на ветхозаветные описания героев картин, назвали самыми дорогими 6 холстов, группа АС с точки зрения культурной ценности — всего пять, а вот те, кому была дана лишь «выжимка», долго колебались и в итоге распространили свои суждения на восемь полотен. Получается, использование айтрекинга может дать научное объяснение бессознательному восприятию искусства. Предвзятость играет не последнюю роль в эстетическом суждении и, как выяснилось, письменная интерпретация может оказывать влияние на оценку произведения искусства, заставляя людей обратить внимание на иные детали. Технология айтрекинга обеспечивает большую достоверность данных, полученных в ходе анализа мельчайших изменений человеческого глаза, по сравнению с оценками и отзывами об изображении. И она же позволит понять, почему у человека складывается именно такое впечатление о картинах: почему одни он оценивает высоко, а другие обходит вниманием, и какая информация может повлиять на эту оценку. «Мы не знаем еще таких исследований, которые связывали бы идентифицируемые особенности цифровых копий с эстетическим удовольствием или наслаждением», — говорят ученые. На следующем этапе они собираются использовать мобильные айтрекеры для изучения эмоциональных реакций на произведения искусства уже в музейной обстановке. Мария Черных Источник: m.vk.com Комментарии: |
|