Зрительная память

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме. В качестве примера можно привести следующее: когда вы смотрите на какую-то картинку в течение нескольких секунд, а затем закрываете глаза или эту картинку от вас убирают, но при этом если через какое-то время вас попросить вспомнить, что там было изображено, то вам будет доступна эта информация именно в виде образа — его и называют образом памяти, или мысленным образом.

Как формируются зрительные образы?

Во-первых, никакой единой системы или единой формы памяти, в том числе памяти зрительной, не существует, и психологи довольно давно разделяют несколько форм или несколько хранилищ памяти. Обычно разделяют кратковременное хранение, или рабочую память, в том числе и зрительную рабочую память, и другую систему хранения — систему долговременной памяти. Эти системы памяти, как понятно из названия, имеют разное время удержания следа тех образов, которые на нас воздействовали, а также они очень сильно различаются по тому объему информации, который они могут удерживать, и, наверное, самое главное — они различаются по функциям, которые они выполняют в нашей повседневной жизни. Кратковременная память, или рабочая память, — это обычно недолго длящийся процесс, в процессе которого мы получаем какую-то информацию или образ. Эта память имеет краткий срок жизни и очень ограниченный объем, по современным оценкам в зрительной рабочей памяти мы можем удерживать информацию примерно о четырех объектах. Обычно, когда мы что-то удерживаем в рабочей памяти, это удержание сопровождается осознанием того, что мы в данный момент помним об этой вещи.

Вторая система, система долговременного хранения, — эта память может длиться часы, дни, недели, а иногда даже годы. Для разной информации это может быть разное время. Эта система имеет гораздо больший объем, а по некоторым представлениям, этот объем вообще неограничен, то есть теоретически мы можем хранить в этой памяти воспоминания обо всем, с чем когда-либо сталкивались, правда, не всегда можем правильно извлечь эту информацию, и, в отличие от рабочей памяти, мы постоянно не осознаем, что хранится в долговременной памяти, а осознаем это только тогда, когда извлекаем из нее что-либо. Фактически это означает, что необходимая информация извлекается из этого огромного склада долговременной памяти и переводится в рабочую память, то есть мы работаем в данный момент с этой информацией, потому что она нам нужна для решения каких-то задач.

В последние годы появились очень интересные данные о том, как работает долговременная память. Если раньше считалось, что мы довольно точно запоминаем те вещи, которые только что видели, то есть если нас сразу попросят описать вещи, которые мы только что видели, то мы сможем это сделать с более высокой точностью, и чем больше времени проходит с момента запоминания, тем больше информации исчезает и тем больше стираются воспоминания и образы, а иногда они даже подменяются ложными образами. Однако в последние годы были проведены эксперименты, в которых было показано, что эти представления оказались неправильными. Выяснилось, что долговременная память может обладать большей емкостью и точностью, чем нам казалось. В некоторых случаях точность образов, которые хранятся в зрительной долговременной памяти, ничуть не хуже, чем точность образов в кратковременной, рабочей памяти.

В ходе одного из таких экспериментов испытуемым показывали друг за другом тысячи различных объектов и через несколько часов их просили опознать необходимые объекты среди тех объектов, которые они раньше не видели, и оказалось, что люди точно помнили, какие именно объекты они до этого видели, причем даже с незначительными деталями. Также проводился эксперимент с запоминанием цвета, и выяснилось, что люди запоминают цвет не хуже, как если бы их просили это сделать на очень короткое время. Таким образом, точность образов в долговременной памяти ничуть не ниже, чем в памяти кратковременной. Впрочем, стоит оговориться, что в этих экспериментах не проверялось, что будет с этими образами через несколько дней или недель.

С какими поведенческими процессами связана зрительная память?

Существует довольно много исследований, связанных с ложными воспоминаниями. Эти исследования начались в 1970-х годах и чаще всего связываются с именем Элизабет Лофтус. Эти исследования связаны не только со зрительной памятью. Лофтус и ее коллеги исследовали сюжетную память, то есть память на события, свидетелями которых мы становимся. Один из выводов этих исследований заключался в следующем: долговременная память носит очень конструктивный характер, то есть смыслы и воспоминания часто конструируются не в тот момент, когда они произошли, но в соответствии с событиями, которые произошли позже и повлияли на наши суждения.

Один из классических экспериментов, которые проводились в этой области, следующий: испытуемым показывали ролик, на котором была запечатлена автоавария, а затем испытуемых просили описать, что они только что видели, а также пытались повлиять на их воспоминания с помощью различных наводящих вопросов. Например, в одном случае им сообщали о скорости, с которой они соприкоснулись, или то, с какой скоростью они врезались. И когда испытуемых повторно расспрашивали об инциденте через пару недель, то становилось очевидно, что они по-разному оценивали скорость и последствия столкновения. Можно также вспомнить известные эксперименты, связанные с так называемой имплантацией воспоминаний. Например, людей просили представить, что они потерялись в супермаркете, и через некоторое время они начинали сообщать, что в детстве с ними такое случалось, причем сообщать те детали, которые им никто не сообщал.

Таким образом, можно сказать, что, с одной стороны, долговременная память — вещь объемная и точная, а с другой стороны, события, которые происходят между моментом запоминания и моментом припоминания, могут исказить ее, вплоть до того, что может быть сконструировано событие, которого не было в реальности.

Как трансформируются зрительные образы?

Зрительные образы также могут быть подвергнуты какому-либо искажению. Нужно понимать, что наша зрительная память действует таким образом, что мы сохраняем общую схему или общий смысл тех сцен, с которыми мы сталкивались, наша память наиболее восприимчива к общей информации. И предположительно эта общая информация доминирует над детальной информацией. Например, если нам покажут рюкзак, то его цвет и фасон будут относиться к детальной памяти, а сам факт показа рюкзака — к памяти общего смысла.

Трансформации зрительных образов могут происходить очень быстро. В свое время были проведены очень любопытные эксперименты, которые часто связываются с экспериментами в области внимания, и они связаны с феноменом слепоты к изменению. Этот феномен довольно широко известен: происходит какое-то изменение, но при этом само изменение визуально скрыто. Если объект изменится, но на него в этот момент не обратили внимания, то это изменение не будет заметно, несмотря на то что сам объект может быть довольно крупным. Таким образом, внимание выступает необходимым условием для обнаружения изменений. При этом на этот феномен можно посмотреть и с точки зрения памяти.

Один из самых ярких экспериментов на эту тему был проведен в 1997 году Дэниелом Саймонсом и Дэниелом Левиным. К пешеходам подходил один из экспериментаторов и просил показать ему дорогу. В это время между ними проносили дверь, и в этот момент экспериментатор менялся местами с одним из «рабочих», и, когда дверь уносили, перед прохожими оказывался другой человек. Половина прохожих не замечала подмены и продолжала объяснять дорогу. При этом в некоторых случаях у экспериментатора была какая-то яркая деталь, а когда он менялся местами с одним из «рабочих», этой детали у него не было, но испытуемые все равно не замечали подмены. При этом по окончании эксперимента, когда у них спрашивали, что они помнят, они указывали яркую деталь.

Таким образом, наша память сохраняет общее воспоминание о сцене и какие-то детали, но эта информация не всегда оказывается достаточной, и, скорее всего, здесь и идет разделение между долговременной и кратковременной памятью. Это называется великой иллюзией сознания, и, возможно, одной из причин этой иллюзии как раз и являются принципы работы долговременной и кратковременной памяти.


Источник: postnauka.ru

Комментарии: