При дислексии нарушена связь между речевыми центрами мозга. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-04-28 08:50 Нарушения способности к чтению и письму возникают не столько из-за аномалий в первичных слуховых анализаторах мозга, сколько из-за того, что ухудшается обмен данными между этими анализаторами и другими языковыми центрами. Когда человек учится читать, в его мозге устанавливаются ассоциации между написанными символами и произносимыми звуками. Но бывает, что что-то идёт не так, и у человека развивается дислексия: он утрачивает способность к беглому чтению, часто ошибается, ему трудно соединять слоги в слова, а слова — в предложения. Иногда это распространяется на письмо и даже на речь: появляются ошибки в произношении слов. При этом уровень интеллекта, что важно, может быть вполне нормальным и даже довольно высоким. Несмотря на то что, к примеру, в Великобритании и в США дислексией страдают от 5 до 10% людей, нейробиологи всё никак не могли понять, в чём причина заболевания: либо в том, что в мозге при этом нарушены связи между звуком и тем, что он означает, либо проблема кроется в языковых центрах, которые занимаются распознаванием речи, отделяют одни звуки от других, фиксируют время и ритм речи — в общем, распознают её на слух. Но если бы у людей были трудности, грубо говоря, с попаданием речи в мозг (напомним, разговор о проблемах не с ушами, а с распознавательными языковыми центрами), то тогда дислектикам были бы тяжело понимать то, что им говорят. Практика же показывает, что такие люди речь вполне понимают, поэтому трудности с чтением возникают у них, скорее всего, не из-за проблем с распознаванием речи. Внести ясность в этот вопрос удалось исследователям из Лёвенского католического университета (Бельгия). Они сравнили активность мозга взрослых людей — обычных и с дислексией — и обнаружили, что первичные и вторичные слуховые анализаторы у тех и у других работают нормально, то есть звуки у них воспринимаются мозгом одинаково. Зато были различия в структуре белого вещества, соединяющего слуховую кору с левой нижней лобной извилиной, которая занимается как раз обработкой лингвистической информации и формированием собственной речи. Белое вещество служит «проводами», по которым информация передаётся из одного мозгового центра в другой, и у людей с дислексией эти «провода» работали не очень хорошо: активность слухового и речевого центров плохо координировалась даже в состоянии покоя, когда не было нужды в выполнении каких-либо языковых заданий. То есть при дислексии речь попадает в мозг аккуратно; проблема в том, что потом возникает путаница — какой элемент речи какому знаку соответствует. По тому, насколько плохой оказывалась связь между зонами мозга, можно было предсказать силу дислексии. Как пишут исследователи в Science, точность прогноза равнялась 73%. Как эти данные помогут в клинике, пока не ясно: возможно, плохую связь между нервными центрами удастся улучшить с помощью неких стимулирующих методов, не требующих хирургического вмешательства вроде транскраниальной магнитной стимуляции. Комментарии: |
|