Подход к языку как исчислению по Мартину Кушу |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-04-02 22:31 Подход к языку как исчислению по Мартину Кушу. В интерпретации Куша мы можем увидеть в чем заключается этот подход на примере Гуссерля. Итоговые тезисы (С-1) Семантика доступна. Гуссерль защищает этот тезис на протяжении всего своего творчества. Сталкиваясь с угрозой формализма, Гуссерль обращается к психологии, однако впоследствие обнаруживает релятивистскую опасность, которая кроется в психологизации логики (период Логических исследований). Это приводит Гуссерля к платонистской позиции в отношении существования значений как объективных, чтобы обосновать их доступность. Единственный случай, в котором Гуссерль готов ослабить тезис о доступности семантики, это случай метаязыков: из-за возможности образования все новых и новых метаязыков семантика неисчерпаема. (Но не является ли это как раз той самой слабостью в его системе, через которую просвечивает попытка наложить шов, где желание получить доступ к семантике и строгость в последовательной разработке теории для этого предприятия – не сходятся? Будто бы Гуссерль, в соответствии с теоремой о неполноте, пытается просто смухлевать и завершить систему, не обращая внимания на появляющуюся противоречивость в отношении к метаязыкам.) (С-2) Можно представить себе различные системы семантических отношений. В своей полемике с Финком Гуссерль подчеркивает, что естественный язык не имеет фиксированной интерпретации и что возможна повторная интерпретация языка в целом. В результате получается трансцендентальный язык, пригодный для выражения различных семантических "способов сотворения мира": различные возможные миры изучаются путем изучения различных структур значений и онтологических обязательств внутри различных возможных трансцендентальных эго. Феноменологи могут систематически варьировать эти структуры, поскольку они не заключены в одну такую систему. (С-3) Теория моделей и понятие возможных миров понятны и доступны. Гуссерль формулирует сложную теорию возможных миров, показывая интересные точки соприкосновения с Лейбницем и Льюисом: "действительное" трактуется как индексальное, а трансмирная идентичность отрицается. Кроме того, поскольку возможные миры соотносятся с возможными трансцендентальными эго—то есть смысловыми структурами, открытыми для систематического изучения, идея доступности семантики и возможные миры взаимосвязаны. В своей более поздней работе по логике Гуссерль также высоко оценивает теоретико-модельные понятия: его различие между логикой последовательности и логикой истины включает различие между доказуемостью и обоснованностью. (С-4) Лингвистический релятивизм может быть отброшен. Критику почти любой формы релятивизма можно найти в творчестве Гуссерля. Именно оппозиция Гуссерля релятивизму в логике и семантике толкает его к платонизму; даже нормативная концепция логики (Фреге) недостаточно сильна, чтобы победить этого противника. В логических исследованиях Гуссерль также представляет свой проект универсальной грамматики, которая в качестве tertium comparationis делает любые два языка сопоставимыми и взаимопереводимыми. Гуссерль твердо верит, что его метод редукций дает нам инструмент, который позволяет в конечном счете освободиться от всех перспектив традиции и культуры. В своей поздней работе тридцатых годов он также утверждает, что языковые сообщества не живут в рамках несоизмеримых концептуальных схем: языковые сообщества как жизненные миры имеют общий Эйдос, и любой жизненный мир открыт для внешнего эмпатического понимания. (С-5) Семантического Кантианства можно избежать. Гуссерль уже возражает против идеи невыразимого мира an sich (самого по себе) в «Логических исследованиях», утверждая, что именно психологизм в конечном счете приводит к абсурдному результату кантианства. В более поздних работах эта линия критики обращена прямо против Канта: любой объект (даже Ding an sich) должен быть объектом для некоторого эго, и каждое эго в принципе открыто для эмпатического понимания. Поскольку у каждого трансцендентального эго есть свой родной язык, этот аргумент также имеет семантический вариант. Гуссерль также реалист в метафизическом смысле: конституирование не означает творение. Изучение конституирования - это изучение тех актов, в которых и посредством которых объекты даны сами себе. (С-6) Метаязык возможен и законен. Вслед за Гильбертом Гуссерль рано принимает идею металогического доказательства. Центральное место во всем его предприятии занимает понятие актов, которые соотносятся друг с другом как объектные акты и метаакты. В своей полемике с Финком Гуссерль доказывает возможность трансцендентального языка как истинного метаязыка по отношению к естественному обыденному языку. (С-7) Истина как соответствие умопостигаема. Представление истинно тогда и только тогда, когда оно имеет существующий объект. Гуссерль всегда отталкивается от понятия доказательства как эпистемологически предшествующего по сравнению с истиной, поскольку он хочет объяснить, как истина доступна эго. «Логические исследования» и более поздние работы уточняют феноменологическую переформулировку понятия adaequatio rei et intellectus (тождественность интеллекта и реальности): истина - это полное перцептивное осуществление смысла-интенции. Гуссерль пытается здесь дать единый отчет обо всех истинах, относящихся к простым значениям, предложениям и даже логическим аналитическим истинам в терминах соответствия и восприятия. (С-8) Формализм может быть принят, когда он связан с идеей переинтерпретации формальной системы, но он отвергается, когда рассматривается как результат идеи о недоступности семантики. В противовес формалистам ранний Гуссерль считал, что значения чисел доступны. Однако его оппозиция формализму ослабевает, когда его план распространить психолого-семантический анализ кардинальных чисел на рациональные, иррациональные и мнимые числа терпит неудачу. Более позитивное отношение к формализму усиливается признанием переинтерпретируемости "общей арифметики". Упор Гуссерля на переинтерпретируемость также поддерживает его критику взглядов Лейбница, Шредера и Фреге относительно отношения между lingua characteristica и calculus ratiocinator: для Гуссерля последний является переинтерпретируемым и, следовательно, не может быть приравнен к первому. Комментарии: |
|