Кризис теории познания / философии науки по С.Д. Хайтуну |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-04-02 10:14 «Итогом проведённого в книге рассмотрения кризиса теории познания / философии науки, обусловленного победой принципом фаллибилизма (Идее о том, что любая разработанная теория принципиально не окончательна – Прим. И.Л. Викентьева), могут служить следующие выводы: 1. Научное знание и на самом деле неустранимо погрешимо (принцип фаллибилизма справедлив). 2. Базовый тезис авторской версии универсального эволюционизма «эволюция - мера всех вещей» диктует опору при сравнении альтернативных научных теорий на практику как критерий истины. 3. В этом выводе автора укрепляет рассмотрение «разумных» систем науки, подтверждающее тезис о бесперспективности (некорректности) апелляции в науке к трансцендентному, к выходу за пределы опытного и базирующегося на нём теоретического знания. 4. Практика, тем не менее, недостаточна ни в качестве микрокритерия истины, т. е. применительно к отдельно взятым научным теориям, ни в качестве макрокритерня истины, т. е. применительно ко всей совокупности научных теорий (к науке в целом). 5. Практика в принципе не годится как критерий истины применительно к «бесполезным» по самой своей природе фундаментальным исследованиям, составляющим самый цвет научных исследований, высшее достижение цивилизации. 6. Несмотря на недостаточность практики как критерия истины, этот критерий следует использовать как основу научных эмпирических исследований с опорой на связывающие латенты (теоретические переменные) с индикаторами (непосредственно наблюдаемые переменные) метрические модели теории измерений; другими словами, именно практика с подключением теории измерения позволяет заполнить извечную пропасть между теоретическим и эмпирическим. 7. Необходимо использовать и другие критерии истины, желательно - всю их корзину. 8. Учёным следует градуировать свою веру в истинность той или иной научной теории (Умберто Эко: «Я не уверен в любой истине - даже в той, в которую верю»). 9. Неустранимая альтернативность научного знания является следствием фрактальности эволюции научного знания, означающей его эволюцию через каскад точек ветвления и являющейся проявлением общей фрактальности универсальной эволюции. 10. Именно фрактальность эволюции научного знания приводит к непредсказуемости оной эволюции; непредсказуемость эволюции научного знания является проявлением общей непредсказуемости универсальной эволюции. 11. Непредсказуемости эволюции научного знания способствует автономность «разумных» систем науки, логика развития которых в принципе не доступна составляющим эти системы учёным-индивидам. 12. Даже при использовании учёными всей корзины критериев истины возможны ошибки науки, чреватые гибелью всей земной цивилизации. Сколь ни кризисно состояние теории познания / философии науки на рубеже XX-XXI веков, воззрения основной массы учёных о природе научного знания и опирающиеся на эти воззрения морально-этические нормы поведения учёных резко отстали за XX век от воззрений и норм философов науки». Хайтун С.Д., Кризис науки как зеркальное отражение кризиса теории познания, М., «Ленанд», 2014 г., с. 18-19. Источник: zen.yandex.ru Комментарии: |
|