Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Критерии истины

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-04-16 06:41

Философия ИИ

Поиск истины. Но для того чтобы соотнести Православную веру с иными подобными ей реальностями, то есть религиями, нужно поставить следующие вопросы: на что устремляют своё внимание вообще любое мировоззрения, чего ищет обычный человек в этой жизни, и куда почти непрерывно устремляются его душа и сердце? Что же по-сути является источником и одновременно конечной целью его ежеминутных желаний и хотений? Не думаем, что будет преувеличением сказать следующее: с самого начала человеческой истории человечество в целом, и каждый конкретный человек в отдельности стремятся к тому, что на языке философии именуется «благом», на языке повседневного человеческого общения «счастьем», а на языке религиозном – «радостью», «благодатью». Господь Иисус Христос, обращаясь к апостолам, говорит: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11). Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16). Также в Евангелии говорится о благе, как о Царстве Божием, которое «внутрь вас есть» (Лк. 17: 20).

Однако, помимо блага, счастья или радости в мире людей присутствует ещё одно очень важное искомое. В одной популярной советской песне есть такие слова:

«Ну что сказать, ну что сказать,

Устроены так люди,

Желают знать, желают знать,

Желают знать что будет».

Такая «гадалка» сидит в каждом человеке и плюс к этому человек желает знать не только то, что будет, но и то, что есть и было. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «ни в чьей, кажется, природе нет столько пытливости и жадности к познанию, невидимого и сокрытого, как в человеческой» (Иоанн Златоуст, свт. На 1-е посл. к Фес.9:1/ ПСТ. Т. 11. С. 544.)

Человеческой душе свойственно стремиться к познанию мира, к пониманию смысла жизни и конечной цели бытия. Особая гуманитарная форма этого познания получила в человеческой культуре наименование «философия» (др. греч. ?????????, дословно - «любовь к мудрости»).

К числу основных философских вопросов принадлежит вопрос «Что есть истина? (истина — философская гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету (Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с.)

Данный вопрос проходит красной нитью через все времена и присутствующие в них философские традиции и школы и является предметом изучения таких философских дисциплин, как гносеология (гносеология (от др.-греч. ?????? «познание», «знание» + ????? «слово», «речь») —философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания (см. Новейший философский словарь / гл.науч.редактор и составитель А. А. Грицанов. — Мн.: Книжный Дом, 1999.// Гносеология или гнозеология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907) и онтология (онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ??, род. п. ????? — сущее, то, что существует + ????? — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой (см. В. Соловьёв. Толковый словарь по философии// Доброхотов А. Л. ОНТОЛОГИЯ // Новая философская энциклопедия, 2003.// Онтология // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов.. — 4-е изд., стер.. — М.: Русский язык, 2001. — С. 424. — 742 с.// Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.. — 4-е изд., дополненое. - М.. — 1996. — С. 874).

В онтологическом аспекте истина рассматривается, как свойство самого бытия и даже само бытие; истина, которая бытийствует. В гносеологическом плане под истиной понимается не свойство самого бытия, а как содержательная характеристика человеческих знаний, особенно философского и научного характера (см. подробнее https://cyberpedia.su/13xea31.html)

В общей философии, общественно гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической (эмпирические данные (от др.-греч. ???????? [empeir?a] «опыт») — данные, полученные через органы чувств, в частности, путём наблюдения или эксперимента. В философии после Канта полученное таким образом знание принято называть апостериорным. Оно противопоставляется априорному, доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление)

По сей день наиболее распространенной концепцией истины является так называемая классическая концепция истины, основные положения которой сформулировал Аристотель. Главная ее формула звучит так: истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. - veritas est adaequatio rei et intellectus).

Другими словами истина – это адекватная информация об объекте, а точнее адекватное отображение действительности в сознании и в то же время объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания (понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями).

Даже убежденный материалист и сторонник идей классовой борьбы Ленин характеризовал истину, как надклассовое и надысторическое содержание наших представлений (Алексеев П. В. Ленин // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9).

Интересно, что в буддизме понятие истины преимущественно связано с практическим достижением такого состояния сознания, при котором реальность видится такой, «как она есть» (см. Лепехов С. Ю. Буддийская философия как идейная основа буддийской цивилизации // Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока / Отв. ред. Шаймухамбетова Г. Б. — М., 1998. — С. 21—22. — 105 с.).

А из Евангелия нам известно христианское определение истины, Господь Иисус Христос прямо говорят: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин.14:6), то есть в христианстве под истиной понимается живая Личность Иисуса Христа, Бога Слова.

Итак, подводя итог краткому экскурсу в историю понятия «истина» можно свидетельствовать, что в рамках основных гуманитарных наук истина есть адекватное восприятие реальности, верная идентификация всех аспектов мироздания. Можно сказать иначе: обладание истиной - это понимание правильного направления жизни, знание непреложных законов бытия! Именно по этой причине обладание истиной или знание истины столь важно для человека и столь вожделенно. Следуя законам бытия, держась правильного направления жизни (понимая цель и смысл таковой), человек способен достигнуть истинного блага (счастья, радости). И напротив, если человек намеренно или по незнанию начнет поступать вопреки этим законам, имеет смысл ожидать самые отрицательные последствия таковой деятельности.

Окружающая нас действительность достаточно красноречиво свидетельствует, что все нестроения в человеческом обществе и так называемые кризисы (экологический, экономический, социальный, гуманитарный, политический) обусловлены человеческими факторами (говоря научным языком, носят антропогенный характер). Другими словами, человек неверно относится к природе, к окружающему миру, к другим людям, к самому себя, а, соответственно, неправильно использует человеческий потенциал и материальные ресурсы в процессе развития цивилизации и оное развитие имеет принципиально неверное направление. А. И. Солженицын очень точно подмечал: «весь „бесконечный прогресс" оказался безумным напряженным нерассчитанным рывком человечества в тупик»

(Солженицын А. И. «Письмо вождям Советского Союза», цит. по http://www.sd-inform.org/upload/books/Literatura/Solgenicin/Pismo%20vogdjam%20Sovrtskogo%20Sojuza.pdf)

Из повседневной жизни человек прекрасно знает, что неверное использование какого-то механизма может повлечь за собой самые отрицательные результаты (возможно, и излишне приводить аллегорию с каким-нибудь сложным и опасным механизмом, допустим с мощной, многофункциональной, тяжелой машиной. Разумеется, прежде, нежели эксплуатировать данный технический комплекс необходимо ознакомиться с инструкцией по его использованию, подробно изучить все его функции, а так же противопоказания к применению. В противном случае бездумное тяжелой машины может принести не благо, а зло, с самыми, как говорится, отрицательными последствиями).

Поэтому знание истины - величайшее знание из всех возможных, ибо только оно способствует пониманию сути и смысла бытия. А данное понимание подводит личность человека к правильному удовлетворению своих природных потребностей и правильному отношению к окружающему миру, к разумному использованию человеческого потенциала и внешних материальных ресурсов. А таковая «формула жизни» собственно и приносит то искомое и вожделенное благо, счастье, радость.

Итак, каждое мировоззрение (религия или философская система) в той или иной степени наличествует хотя бы подсознательным стремлением человеческого сердца к поиску правды и справедливости, а соответственно имеет своим центром, стержнем, средоточием всю ту же реальность, которая именуются благом, счастьем, радостью. Как же по-особенному понимает христианство - это счастье, это благо, к которому стремится человек всей своей душою? Немножко забегая вперёд, нужно сказать: христианская вера предлагает такое понимание Бога, мира и человека, аналогов которому невозможно найти ни в какой иной религии или философской школе! Следует так же подчеркнуть, что это не просто какие-то элементы или незначительные детали, а принципиальные, центральные положения. Одним из таковых является понимание человека, понимание его природы, далее - её (природы) состояния и принципов взаимоотношения с личностью человека (всё то, что рассматривается и изучается в свете христианской антропологии).


Источник: www.sd-inform.org

Комментарии: