«В основе религий — принцип покорности властям, а это выгодно», — ученые, священник и юрист объясняют, почему они против упоминания бога в Конституции |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-05 18:34 Владимир Путин, предложивший ряд поправок в Конституцию, выступает за внесение в основной закон понятия «бог». «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», — именно эта фраза должна появиться в Конституции. Пресс-секретарь Путина на вопросы журналистов о смысле этих слов (какой именно бог? какие именно идеалы?) ответил: «Я думаю, это будет своевременно прояснено. Я не могу ответить на этот вопрос сейчас». The Insider поговорил с учеными, священниками, юристами разных религиозных взглядов, которые объясняют, почему эта инициатива вызывает у них неприятие. Андрей Десницкий, библеист, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Я верю в Бога, но я думаю, что в таком виде это упоминание абсолютно бессмысленно. Потому что в этой новой версии 67-й статьи, свалено в кучу абсолютно все – СССР, идеалы… Какие идеалы? В СССР были одни идеалы, а в Российской империи совершенно другие. СССР был атеистической страной. Таких стран было немного в мировой истории. В результате получается, что Бог – это какая-то такая идеологическая подпорка. Вообще-то говоря, если упоминать в Конституции Бога, то делать это надо в преамбуле. Я знаю, что есть такие Конституции, и там Бог понимается как высшая ценность и, наверное, в этом случае упоминание должно быть связано с той религией, которую разделяет большинство. А что такое 67-я статья? Про Бога вспомнили где-то под конец - «а еще у нас тут есть Бог», — чтобы заткнуть какую-то зияющую пустоту – так не делается. Если в гимне упоминается Бог, то он упоминается в первой строке: «Боже, храни нашу страну или нашего короля». Это выглядит даже не как попытка создать государственную идеологию, что запрещено в первой части Конституции, а создать такую мешанину, которая, с одной стороны, восполнит отсутствие государственной идеологии, которая была в СССР, а с другой, позволит в случае чего ссылаться на эти нормы Конституции:«Вот вы знаете, а вы умаляете подвиг наших предков в борьбе за свободу и независимость нашей родины», «А вот вы предаете идеалы, которые передали нам предки». «А вот вы не верите в Бога, в которого мы все верим». Это будет вытаскиваться точно так же от случая к случаю, по мере потребности, как и многие нормы нашего нынешнего законодательства. Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, сооснователь сообщества «Диссернет» Я выступаю за упоминание в Конституции всех богов. Отдельно я настаиваю на упоминании Летающего Макаронного Монстра, адептом которого я являюсь. Александр Панчин, биолог, популяризатор науки, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой Хорошая новость в том, что в такой формулировке получается не упоминание бога в Конституции, а упоминание веры в бога. Действительно, предки нам ее передали, как и веру в астрологию, экстрасенсов, Деда Мороза, домового… сифилис (саму бледную спирохету). Другой вопрос, является ли это поводом для гордости? Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, «вера означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств». Мне, как ученому, всегда казалось, что убежденность в чем-либо должна примерно соответствовать силе доказательств, а не превышать ее. Но понимание научного подхода авторам новой Конституции предки, видимо, не передали. Но я бы больше беспокоился не о том, что передали нам предки, а о том, что мы передадим потомкам. Ведь люди не всегда передают детям только самое хорошее. В связи с этим печалит, что акцент в новой Конституции делается на прошлом, на ягодках-помяниках (знающие поймут отсылку), а не стремлении улучшить качество образования и уровень жизни, двигать научно-технический прогресс, искоренять болезни с помощью новых технологий, объединять людей, а не разъединять на религиозной почве. Боюсь, что духом Конституции может стать призрак Средневековья. Я не хочу жить с призраками прошлого, я хочу жить в будущем и чтобы мои потомки жили в будущем. Поэтому теперь я вынужден голосовать против изменений в Конституцию. Если это был хитрый план повысить явку на голосовании, то, думаю, он удался. Андрей Кораблев, представитель «Союза воинствующих безбожников» Начнем с того, что с логической точки зрения это выглядит достаточно нелепо, потому что непонятно, что значит «память предков, передавших нам веру в бога»? То есть сама фраза достаточно туманна. Получается, что некие люди, которые знали меньше, чем мы, передали нам некие свои представления. Потому что естественно, что прогресс не стоит на месте, наука развивается и человек глубже познает мир. Очевидно, что мы знаем гораздо больше, чем знали наши предки, но тем не менее, представление о существовании бога они почему-то передают нам. Это все равно, что в Конституции Греции написать о каких-то предках, которые передали грекам веру в Зевса, Аполлона и фавнов. Или можно было бы передать веру в домовых и леших. В общем, очевидно, что это знания, которые не стоит принимать и откатываться назад в своем познании мира. И потом, веру в бога можно понимать как способ надеяться на решение своих проблем. Процитирую Белинского: «России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью». Для чего такие поправки принимаются? У меня нет никаких иллюзий. Таким образом правящий режим, который опирается на религию, хочет упрочить свое положение. Поддерживая церковь, он поддерживает себя. Потому что в основе всех религий лежит принцип покорности мирским и светским властям, о воздаянии в загробном мире, а это выгодно власти. А закрепляя религию в конституции, они еще раз подчеркивают превосходство церкви. Для этого же строятся храмы в таком количестве. Это именно демонстрация силы. И это не может не удручать любого здравомыслящего человека. Атеисты как будто не замечены властями. По официальной статистике, у нас полвина населения верят в бога. И я думаю, что эта поправка в Конституцию вносится именно для атеистов, чтобы мы поняли, какое место для нас уготовано в России. Это маргинализация и вытеснение на обочину политической и общественной жизни. Для нашей власти атеистов вроде как не существует. Это попытка вернуться на 100 лет назад. Конечно, надо с такими вещами бороться, заниматься общественной работой. Если мы сами не будем свое мнение озвучивать, никто сверху не будет защищать права здравомыслящих людей. Только протест масс может привести и к непринятию этой поправки, и у другим успехам в этой области. Мы видели прекрасный пример Екатеринбурга, когда народ остановил строительство очередной церкви в парке. У нас в Тюмени тоже была подобная история, когда с помощью пикетов и митингов люди остановили строительство храма в месте отдыха горожан. Было бы здорово иметь закон о защите чувств атеистов. Но очевидно, что политика в России опирается на традиционные конфессии, и у нас никогда не будет подобных законов. Александр Соколов, редактор портала Антропогенез.ру Мое мнение такое. Во-первых, Россия — светское государство. Во-вторых, Россия — многоконфессиональная страна, поэтому о каком именно боге идет речь? На мой взгляд, это совершенно неуместно. Это есть в конституциях тех стран, где они писались в соответствующую эпоху, и там упоминание бога сохранилось как дань традиции, у нас же это прямое противоречие тому, что уже есть в Конституции. Либо одно, либо другое — либо крест снять, либо трусы надеть. Мария Мотузная, блогер. Из-за нескольких мемов «ВКонтакте» стала обвиняемой в экстремизме (статья 282 УК) и оскорблении чувств верующих (статья 148 УК). В начале 2019 года СК прекратил уголовное дело. Если честно, я не могла поверить [когда увидела новости], что реально это читаю. Шока как такового не было, но именно попытка осознания — что это все происходит на самом деле — далась мне непросто. Видимо, действующему закону недостаточно статьи в УК, которая и так противоречила Конституции, но никого это не смущало, а теперь решили перенять опыт условного Ирана, где на уровне Конституции закреплено, что атеизма в стране нет. Поэтому я думаю, что 148 статья еще себя покажет и станет следующей репрессивной статьей, хотя раньше ее и редко использовали. Во время моего судебного процесса я получала поддержку от многих людей, наверное, мне повезло, если можно так сказать. Меня пытались судить за совершенно абсурдные картинки, поэтому даже сами верующие вступались за меня, что сыграло свою роль, я думаю. Но и с угрозами сталкиваться приходилось. Раньше Россия хотя бы формально считалась светским государством, теперь же мы официально отказываемся от прогрессивности в пользу религиозного уклона. Вряд ли это может привести к чему-то хорошему. Особенно интересно, о каком именно Боге идет речь в этих поправках и как это будет и будет ли прописано! Яков Кротов, священник, историк и публицист Поскольку Конституция в России является не правовым и юридическим документом, а документом, который сигнализирует надзирателям и заключенным, составляющим население страны, пределы начальственного самодурства и произвола, постольку включение в Конституцию упоминания о боге и о двуполости брака — это сигнал. О чем он сигнализирует? Антизападничество подымается еще на несколько градусов. Если антизападничество при Ленине принять за 100%, антизападничество при Горбачеве — за 65%, антизападничество Ельцина — за 55%, антизападничество Путина 2000 года — примерно — за 40%, то сейчас антизападничество достигает примерно 80% от ленинского, оно уже близится к максимуму. Секулярная Европа, Европа — пидоры, а мы — нормальные. У нас уже арестовывают людей за «распространение панических слухов о вирусе». Понятно, что ни по Конституции, ни по Уголовному кодексу за такое арестовывать невозможно, такой статьи в принципе быть не может. Это только во время войны хватают и расстреливают паникеров. Люди четко знают, что власть определяет не законами, а такими сигналами. И это четкий сигнал: паспортистка в ЖЭКе может вас арестовать, потому что в Конституции упоминается Бог. Количество произвола возрастет в несколько раз — пунктов на пять по стобалльной шкале. Вот значение этого действия. Кирилл Коротеев, руководитель международной практики «Агоры», юрист Конечно, это ничего не имеет общего со светским государством. И это не имеет ничего общего с демократическим государством, потому что в Российской Федерации, я так подозреваю, есть не только верующие разных конфессий, но есть и неверующие, а есть агностики. Наверное, есть какое-то количество людей где-то между этими точками убеждений. В каком-то смысле это то же самое, что руководящая роль партии в Советской Конституции. Государство исключало беспартийных и тех, кто имеет другие политические взгляды, а сейчас государство исключает из себя тех, кто имеет другие религиозные взгляды. Тут не только государственные проблемы. Что касается практики, закон об оскорблении чувств верующих и без этого упоминания вполне себе функционирует и наоборот, ряд верующих идут в тюрьму исключительно за свою веру, Свидетели Иеговы в первую очередь, но и множество мусульманских групп также. Поэтому я бы не ожидал какого-то фундаментального влияния на практику. Я не успел посмотреть практику африканских государств, но единственное известное применения концепции Бога в судопроизводстве было в Ирландии, где суд поддержал уголовную ответственность за однополые сексуальные отношения. Это в 70-80-х годах прошлого века, а может и раньше. С тех пор они получили решение Европейского суда по правам человека против себя, а сейчас и вовсе признали однополые браки. В общем, не самое долгоиграющее применение Бога судом. Еще одна вещь, которая делает все не столько проблематичным, сколько объяснимым: если мы посмотрим на сравнительный аспект Invocatio Dei, как говорят умные люди, то есть «упоминания Бога», мы увидим, что Бог используется в основном в монархических конституциях, не во всех, но в тех, где глава государства является главой церкви. Это такое обоснование власти, которое существовало с самого начала человеческой истории до XVIII века, пока не появились американцы, пока не появился Вольтер, пока не было французской и американской революций и так далее. Источник: theins.ru Комментарии: |
|