Уильям Баум: «Свобода воли бесполезна для описания поведения» |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-08 18:57 Академия При поступлении в Гарвардский колледж я выбрал уклон в биологию. Весной первого учебного года в каталоге появился поведенческий курс «Естественные науки 114» из общеобразовательной программы, на который я записался после первого занятия. Его вел профессор психологического факультета Беррес Фредерик Скиннер по учебнику «Наука и человеческое поведение». В следующем семестре я записался на «Психологию научения» к Ричарду Геррнштейну. Он предложил мне перейти на психологическую специализацию, поскольку в биологической требования были выше. Я согласился, так как это позволяло мне пройти больше разнообразных курсов. После выпуска я сомневался в академической карьере — я хотел быть художником, как мой отец. Но он был против, а за год я понял, что искусство мне не подходит, и решил стать ученым. В то время появился журнал по экспериментальному анализу поведения, и термин «поведенческий аналитик» начали употреблять вскоре после запуска. Я начал называть себя так где-то в семидесятых. По прибытию в университет Нью-Гэмпшира я начал преподавать курс бихевиоризма. Сначала он был очень маленьким и постепенно рос. Я задавал читать «Науку и человеческое поведение» и «О бихевиоризме». Как оказывалось, моим студентам было тяжело понимать эти книги. Я осознал, что Скиннер писал не очень ясно: он часто был неоднозначен, а иногда противоречив. Я говорил «Прочитайте главу и приходите на занятие, я объясню вам, что он на самом деле имел в виду» и продолжал так некоторое время, но это было неудовлетворительно. В конце концов я решил, что должен написать свою книгу [переведенную на русский язык как «Современный бихевиоризм» — прим. пер.] Я вижу ее как своего рода обновленную «Науку и человеческое поведение». Она основана на эволюции, что отличается от подхода Келлера и Скиннера. Я удивился, когда узнал об активном использовании моей книги на курсах психологии в Бразилии. Затем я открыл, что анализ поведения появился в Бразилии во время визита Фреда Келлера. Культура На протяжении более ста лет культурные антропологи занимались полевыми исследованиями по всему миру. Они делали это с гуманистическим подходом. Впечатляющее разнообразие культур привело к некоторому каталогизаторскому отношению — они собирали различные культурные черты в библиотеку. Последние 30-40 лет ученые из биологии, антропологии и анализа поведения стали интересоваться разговором о культуре в связи с эволюционной историей. В этом просвечивался способ понять существование и разнообразие культур. Анализ поведения заостряет внимание на том, что культура состоит из поведения. Культурные единицы — практики, оперантное поведение. Чтобы конкретизировать изучение культуры, нужно уйти от концептов вроде ценностей, верований, мемов и когнитивных модулей. Хотя их можно перевести в поведение, они уводят от контекстуального объяснения эволюции культуры. Я думаю, что синтез с эволюционной биологией необходим, чтобы дисциплина могла развиваться и быть воспринятой всерьез. Теория эволюции — всеобъемлющая парадигма в биологических науках, поведенческие аналитики игнорируют ее на свой риск. Также необходимо отделиться от психологии и ее репутационных проблем в научном сообществе. Экономность Прежде всего, позвольте мне сказать, что я с большим уважением отношусь к Сигрид Гленн. Более того, мы знакомы и мне нравится проводить с ней время. Но у нас есть некоторые разногласия. Если быть точнее, я не стал бы изобретать новые термины, когда они не нужны. Это мой взгляд, и я считаю, что метасопряженность – ненужный термин. Но я могу понять, почему некоторые находят его привлекательным. Мы с Сигрид по-разному смотрим на сопряженность. Традиционный скиннеровский концепт описывает отдельное действие, за которым незамедлительно следует подкрепление. Временная близость действия и подкрепления — сопряженность. Но с шестидесятых известно, что это неверно. Сопряженность — это корреляция между активностью, паттерном действий, и ее последствиями на растянутом временном промежутке. Когда вы рассматриваете ситуацию на более широком масштабе, потребность в дополнительном термине отпадает. На его место приходят активности одного человека, влияющие на активности другого. Важно осознавать, что активности не оказывают влияния в рамках какого-то короткого отрезка времени. Наше влияние друг на друга состоит из растянутой во времени серии взаимодействий. Похожая ситуация обстоит с культурой. Факты, что мы видим, имеют временную протяженность. И хотя верно, что поведение одного человека может определять последствия для поведения другого, как предполагает концепт Сигрид, такая обусловленность является частой, если не привычной. Я не использую метасопряженность, не говоря уже о всех терминах Марвина Харриса. Для меня важен акцент на простоте. В последнее время я использовал новый термин «индукция». Я говорю, что активности индуцируются, поскольку это уменьшает количество концептов и терминов, необходимых для понимания поведения. Выбор Перед тем как провести первое занятие курса по бихевиоризму, я прошу студентов «Поднимите руки те, кто верит в свободу воли». Приблизительно половина студентов обычно поднимают руки, что удивительно. Тогда я говорю «Хорошо, продолжайте верить во что хотите. Однако на этом курсе мы не будем упоминать свободу воли. Этот концепт не ведет к полезным описаниям поведения». Если отбросить свободу воли, то выбор — это распределение времени между активностями. Во многих мои экспериментах, камера содержала два диска. Я наблюдал за распределением времени, проведенного за их клеванием. Часть времени голубь клевал один диск, часть — другой. Это и был выбор. Свобода воли здесь ни при чем. Но люди часто говорят о свободе. Анализ условий, в которых возникает разговор о свободе, позволяет понять, что это слово значит. В целом, я согласен со Скиннером: как правило, свобода исключает принуждение. Говорят о политической, религиозной свободе. В Саудовской Аравии официальная религия — ислам, а открытая практика других религий преследуется по закону. Если вы христианин, то последствия религиозной практики в такой стране будут для вас отрицательными. Тогда говорят, что в такой стране нет религиозной свободы, ведь там есть принуждение. Стоит отметить, что всегда есть минимум две возможные активности: можно следовать религии, можно делать что-то еще. Иметь доступ к более чем одной активности — данность жизни. Невозможно создать ситуацию с только одной возможной активностью, даже в лаборатории. Вот контекст разговора о свободе выбора. Во время учебы я узнал про психофизический закон силы Стивенса. Как постдокторант, я заметил в 1966 году, что выбор в конкурентном режиме подкрепления можно описать этим законом. Я применил это к данным эксперимента, который мы провели с Говардом Рахлином. Анализ поведения Вместе с Рахлином и Хайнлайном, мы поместили анализ поведения в более жизнеспособную концептуальную структуру. Мы ушли от молекулярного взгляда на поведение, основанном на отдельных реакциях, временной близости и гипотетических построениях вроде силы реакции и приватных стимулов. Теперь мы видим поведение как состоящее из протяженных во времени паттернов, которые соревнуются из-за ограниченности доступного времени. Молярный бихевиоризм создает условия для настоящей естественной науки о поведении, основанной на эволюционных концептах. С одной стороны, популярность прикладного анализа поведения может поспособствовать признанию анализа поведения как дисциплины. С другой стороны, поведенческая экономика и поведенческая экология возникли как дисциплины-конкуренты, которые могут поглотить или вытеснить анализ поведения. Появившись вне психологии, эти дисциплины имеют примитивный философский бэкграунд: они не говорят о свободе воли и субъектности, чем может быть обеспечена их популярность. Изучающим анализ поведения я бы посоветовал быть в курсе философских вопросов их специальности, а не просто приниматься за экспериментальную или прикладную работу. Важно понимать философию: поскольку наша дисциплина столь радикальная и контркультурная, люди будут и впредь ставить ее под сомнение. В Нью-Гэмпшире я произносил речь для группы не связанных с анализом поведения ученых и вскоре после начала дошел до свободы воли, но так и не смог продвинуться дальше — это была острая тема. Многим сложно понять, как можно обходить стороной этот концепт. Я бы помогал студентам разобраться, как правильно вести себя в таких ситуациях. Текст Тимура Курицына По мотивам диалогов: Марсиу Боржес Мурейра и Карлус Аугусту де Медейруш, преподаватель и координатор программы магистратуры по психологии в университете UniCEUB в Бразилиа. Андре Саконатто, магистр и доктор философии по экспериментальной психологии (анализ поведения) в Папском католическом университете в Сан-Паулу, приглашенный ученый в университете Калифорнии в Дейвисе. Сигрид Гленн, почетный регент-профессор факультета анализа поведения в университете Северного Техаса в Дентоне. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|