Уильям Баум: «Свобода воли бесполезна для описания поведения»

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-08 18:57

Психология

Академия

При поступлении в Гарвардский колледж я выбрал уклон в биологию. Весной первого учебного года в каталоге появился поведенческий курс «Естественные науки 114» из общеобразовательной программы, на который я записался после первого занятия. Его вел профессор психологического факультета Беррес Фредерик Скиннер по учебнику «Наука и человеческое поведение». В следующем семестре я записался на «Психологию научения» к Ричарду Геррнштейну. Он предложил мне перейти на психологическую специализацию, поскольку в биологической требования были выше. Я согласился, так как это позволяло мне пройти больше разнообразных курсов.

После выпуска я сомневался в академической карьере — я хотел быть художником, как мой отец. Но он был против, а за год я понял, что искусство мне не подходит, и решил стать ученым. В то время появился журнал по экспериментальному анализу поведения, и термин «поведенческий аналитик» начали употреблять вскоре после запуска. Я начал называть себя так где-то в семидесятых.

JEAB появился в 1958-ом году из-за проблем с публикацией в обычных психологических журналах, связанных с особенностями исследования оперантного обусловливания.

По прибытию в университет Нью-Гэмпшира я начал преподавать курс бихевиоризма. Сначала он был очень маленьким и постепенно рос. Я задавал читать «Науку и человеческое поведение» и «О бихевиоризме». Как оказывалось, моим студентам было тяжело понимать эти книги.

Я осознал, что Скиннер писал не очень ясно: он часто был неоднозначен, а иногда противоречив. Я говорил «Прочитайте главу и приходите на занятие, я объясню вам, что он на самом деле имел в виду» и продолжал так некоторое время, но это было неудовлетворительно. В конце концов я решил, что должен написать свою книгу [переведенную на русский язык как «Современный бихевиоризм» — прим. пер.] Я вижу ее как своего рода обновленную «Науку и человеческое поведение». Она основана на эволюции, что отличается от подхода Келлера и Скиннера.

Я удивился, когда узнал об активном использовании моей книги на курсах психологии в Бразилии. Затем я открыл, что анализ поведения появился в Бразилии во время визита Фреда Келлера.

Культура

На протяжении более ста лет культурные антропологи занимались полевыми исследованиями по всему миру. Они делали это с гуманистическим подходом. Впечатляющее разнообразие культур привело к некоторому каталогизаторскому отношению — они собирали различные культурные черты в библиотеку.

Последние 30-40 лет ученые из биологии, антропологии и анализа поведения стали интересоваться разговором о культуре в связи с эволюционной историей. В этом просвечивался способ понять существование и разнообразие культур.

Анализ поведения заостряет внимание на том, что культура состоит из поведения. Культурные единицы — практики, оперантное поведение. Чтобы конкретизировать изучение культуры, нужно уйти от концептов вроде ценностей, верований, мемов и когнитивных модулей. Хотя их можно перевести в поведение, они уводят от контекстуального объяснения эволюции культуры.

Я думаю, что синтез с эволюционной биологией необходим, чтобы дисциплина могла развиваться и быть воспринятой всерьез. Теория эволюции — всеобъемлющая парадигма в биологических науках, поведенческие аналитики игнорируют ее на свой риск. Также необходимо отделиться от психологии и ее репутационных проблем в научном сообществе.

Экономность

Прежде всего, позвольте мне сказать, что я с большим уважением отношусь к Сигрид Гленн. Более того, мы знакомы и мне нравится проводить с ней время. Но у нас есть некоторые разногласия. Если быть точнее, я не стал бы изобретать новые термины, когда они не нужны. Это мой взгляд, и я считаю, что метасопряженность – ненужный термин. Но я могу понять, почему некоторые находят его привлекательным.

Метасопряженность состоит из двух частей: культуранта — сцепляющихся оперантных сопряженностей, которые определяются по своей функции в виде совместного продукта — сопряженного с отбирающими последствиями. Культурант в транспортной компании выглядит как последовательная совместная работа водителя, диспетчера, грузчика и других специалистов, результатом которой является доставленный груз. Отбор происходит за счет сопряженности культуранта с оплатой клиентов (Glenn et alia, 2016).

Мы с Сигрид по-разному смотрим на сопряженность. Традиционный скиннеровский концепт описывает отдельное действие, за которым незамедлительно следует подкрепление. Временная близость действия и подкрепления — сопряженность. Но с шестидесятых известно, что это неверно. Сопряженность — это корреляция между активностью, паттерном действий, и ее последствиями на растянутом временном промежутке.

Когда вы рассматриваете ситуацию на более широком масштабе, потребность в дополнительном термине отпадает. На его место приходят активности одного человека, влияющие на активности другого. Важно осознавать, что активности не оказывают влияния в рамках какого-то короткого отрезка времени. Наше влияние друг на друга состоит из растянутой во времени серии взаимодействий.

Похожая ситуация обстоит с культурой. Факты, что мы видим, имеют временную протяженность. И хотя верно, что поведение одного человека может определять последствия для поведения другого, как предполагает концепт Сигрид, такая обусловленность является частой, если не привычной. Я не использую метасопряженность, не говоря уже о всех терминах Марвина Харриса.

Для меня важен акцент на простоте. В последнее время я использовал новый термин «индукция». Я говорю, что активности индуцируются, поскольку это уменьшает количество концептов и терминов, необходимых для понимания поведения.

Выбор

Перед тем как провести первое занятие курса по бихевиоризму, я прошу студентов «Поднимите руки те, кто верит в свободу воли». Приблизительно половина студентов обычно поднимают руки, что удивительно. Тогда я говорю «Хорошо, продолжайте верить во что хотите. Однако на этом курсе мы не будем упоминать свободу воли. Этот концепт не ведет к полезным описаниям поведения».

Если отбросить свободу воли, то выбор — это распределение времени между активностями. Во многих мои экспериментах, камера содержала два диска. Я наблюдал за распределением времени, проведенного за их клеванием. Часть времени голубь клевал один диск, часть — другой. Это и был выбор. Свобода воли здесь ни при чем.

Но люди часто говорят о свободе. Анализ условий, в которых возникает разговор о свободе, позволяет понять, что это слово значит. В целом, я согласен со Скиннером: как правило, свобода исключает принуждение. Говорят о политической, религиозной свободе. В Саудовской Аравии официальная религия — ислам, а открытая практика других религий преследуется по закону. Если вы христианин, то последствия религиозной практики в такой стране будут для вас отрицательными. Тогда говорят, что в такой стране нет религиозной свободы, ведь там есть принуждение.

Стоит отметить, что всегда есть минимум две возможные активности: можно следовать религии, можно делать что-то еще. Иметь доступ к более чем одной активности — данность жизни. Невозможно создать ситуацию с только одной возможной активностью, даже в лаборатории. Вот контекст разговора о свободе выбора.

Во время учебы я узнал про психофизический закон силы Стивенса. Как постдокторант, я заметил в 1966 году, что выбор в конкурентном режиме подкрепления можно описать этим законом. Я применил это к данным эксперимента, который мы провели с Говардом Рахлином.

Конкурентный режим подкрепления состоит из минимум двух режимов подкрепления, функционирующих одновременно и контролирующих разные активности. Клевки левой кнопки дают доступ к еде в среднем один раз в минуту, клевки правой – на каждый десятый клевок. Выбор в научном смысле — поведение под контролем конкурентного режима подкрепления.

Анализ поведения

Вместе с Рахлином и Хайнлайном, мы поместили анализ поведения в более жизнеспособную концептуальную структуру. Мы ушли от молекулярного взгляда на поведение, основанном на отдельных реакциях, временной близости и гипотетических построениях вроде силы реакции и приватных стимулов. Теперь мы видим поведение как состоящее из протяженных во времени паттернов, которые соревнуются из-за ограниченности доступного времени. Молярный бихевиоризм создает условия для настоящей естественной науки о поведении, основанной на эволюционных концептах.

С одной стороны, популярность прикладного анализа поведения может поспособствовать признанию анализа поведения как дисциплины. С другой стороны, поведенческая экономика и поведенческая экология возникли как дисциплины-конкуренты, которые могут поглотить или вытеснить анализ поведения. Появившись вне психологии, эти дисциплины имеют примитивный философский бэкграунд: они не говорят о свободе воли и субъектности, чем может быть обеспечена их популярность.

Изучающим анализ поведения я бы посоветовал быть в курсе философских вопросов их специальности, а не просто приниматься за экспериментальную или прикладную работу. Важно понимать философию: поскольку наша дисциплина столь радикальная и контркультурная, люди будут и впредь ставить ее под сомнение. В Нью-Гэмпшире я произносил речь для группы не связанных с анализом поведения ученых и вскоре после начала дошел до свободы воли, но так и не смог продвинуться дальше — это была острая тема. Многим сложно понять, как можно обходить стороной этот концепт. Я бы помогал студентам разобраться, как правильно вести себя в таких ситуациях.

Текст Тимура Курицына

По мотивам диалогов:

Марсиу Боржес Мурейра и Карлус Аугусту де Медейруш, преподаватель и координатор программы магистратуры по психологии в университете UniCEUB в Бразилиа.

Андре Саконатто, магистр и доктор философии по экспериментальной психологии (анализ поведения) в Папском католическом университете в Сан-Паулу, приглашенный ученый в университете Калифорнии в Дейвисе.

Сигрид Гленн, почетный регент-профессор факультета анализа поведения в университете Северного Техаса в Дентоне.


Источник: m.vk.com

Комментарии: