Работа мозга требует больших трат энергии. Неудивительно, что порой мы с неохотой беремся за учебу и другую интеллектуальную деятельность. Однако как именно мозг решает, когда стоит потратить ресурсы на мышление, а когда нет? По мнению специалистов из Брауновского университета, ключ к ответу на этот вопрос — молекула дофамина.
Исследователи, о работе которых рассказывает Inverse, провели эксперимент с участием 50 молодых добровольцев. Их попросили выполнить задачу n-назад, используемую для оценки рабочей памяти. По признанию ученых, они намеренно выбрали столь сложное и неприятное задание.
Затем участников спрашивали, готовы ли они выполнить то же задание второй раз за крупное денежное вознаграждение или предпочтут более легкое, но хуже оплачиваемое. Авторы предположили, что те, кто сосредоточен на потенциальных выгодах, согласятся пройти задачу n-назад еще раз, а те, кому важнее затраты, откажутся.
Именно здесь в игру вступает нейромедиатор дофамин. Анализ показал, что у участников, которые согласились повторить задачу n-назад, повышен уровень передачи этого соединения в области мозга, известной как полосатое тело.
Таким образом, дофамин заставляет концентрироваться на потенциальных выгодах и мотивирует на умственные усилия. Ранее было известно лишь о том, что этот нейромедиатор повышает готовность выполнять физическую работу.
Интересно, что участники с самым низким уровнем передачи дофамина демонстрировали наименьшую готовность возвращаться к решению трудоемкой задачи. Это хорошо сочетается с тем фактом, что синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при котором человек не может сделать выбор между выгодами и затратами, связан с нехваткой дофаминовых рецепторов.
Помимо прочего, исследование объяснило механизм действия стимулятора нервной системы метилфенидата. Это соединение, более известное под названием риталин, запрещено в некоторых странах включая Россию, однако в США его используют для лечение СДВГ.
Когда участникам эксперимента с низким уровнем передачи дофамина давали риталин, те намного чаще соглашались на выполнение трудного задания. По мнению авторов, стимулятор повышал концентрацию дофамина, так что испытуемые обращали больше внимания на перспективы получить вознаграждение, а не на мыслях о неприятной деятельности.
Многие американские студенты используют риталин, чтобы «разогнать» мозг во время подготовки к экзаменам или при выполнении учебных проектов. Тем не менее, исследование показало, что стимулятор не делает человека умнее, а лишь мотивирует учиться. Более того, он бесполезен для тех, у кого уровень дофамина и так высокий.
Исследователи из США обнаружили, что альфа-ритм головного мозга позволяет предсказать, примет ли человек объективное решение. Открытие позволит больше узнать о том, почему мы склонны к ошибкам восприятия и предвзятости.