Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей ОВЗ: детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-22 10:00 Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей ОВЗ: детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения На протяжении нескольких лет работы в системе дошкольного образования реализую задачи комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с лёгкой умственной отсталостью). В последнее время к клинической картине стойкого нарушения познавательной деятельности у таких воспитанников недоразвитие речи рассматривается как вторичное нарушение. Практически у 80% детей группы с нарушением интеллекта специфические отклонения познавательной деятельности и развития речи сопровождаются аутизмом. Такие дети имеют множественные особенности развития и поведения, что затрудняет процесс коррекции недостатков развития и социализации воспитанников: - сложность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; - полное отсутствие общения или уход от каких-либо контактов с педагогом; - проявления страхов, беспокойств, перевозбуждение от общения, конфликтность; - повторяющееся ритуалистическое поведение; - в познавательной деятельности дети с трудом удерживают внимание к задачам обучения, любые попытки обучения воспринимаются негативно; - дети не проявляют мотивации к развитию вообще. Особенности языкового и речевого развития аутичного ребёнка (эхолалия, метафорический язык, игра слов, отсутствие или перестановка местоимений, необычная интонация и т.д.) отражают нарушения когнитивной, социальной и коммуникативной сфер. Недостаточность рече-подражательного механизма настолько велика, что к началу школьного обучения с трудом удаётся добиться положительных результатов развития речи. Каждая сторона развития речи (звукопроизношение, лексико-грамматические категории, связность высказываний) основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию любой деятельности, в том числе на речь. В связи с этим, одной из главных задач логопедической работы в группе компенсирующей направленности (с умственно-отсталыми детьми с аутизмом) являлось развитие мотивации к речи средствами арт-терапевтических технологий. За основу логопедической работы было выбрано использование метода сенсорной интеграции. Занятия направлены на активизацию всех сторон речи через сенсорику, в основе которой лежит развитие перцептивной деятельности. В данном методе была увидена не только возможность помочь детям в развитии психических и речевых функций, но и возможность помочь процессу индивидуализации и взаимодействию с окружающим миром. Например, обучение традиционной артикуляционной гимнастике для детей с аутизмом не представляется возможным. Всем известные произвольные артикуляционные упражнения для губ и языка «Улыбка», «Трубочка», Часики», «Чашечка», «Качели» и другое, которые аутичные дети перед зеркалом не выполняют. С учётом особенностей детей играть мелкими предметами, расставлять их по – порядку, манипулировать ими была поставлена основная цель – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы, организовать и собрать внимание детей так, чтобы ему хотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание и возникло ощущение самовыражения. Для развития артикуляционной моторики в работе использовалось фруктовое пюре, соки, фрукты и овощи, которые выдавались детям на завтрак, полдник и во время обеда в детском саду. Фрукты (яблоки, бананы, апельсины, груши) и овощи (помидоры, огурцы) нарезались ломтиками и выкладывались на тарелки перед каждым ребёнком. Дети вытягивали губы и пили сок, улыбались от радости и удовольствия, делая улыбку; брали в рот фрукты губами, выполняя упражнение «Трубочка»; вытягивали язык и лизали фрукты, поднимая язык облизывали губы; перекатывали кусочки фруктов и овощей во рту, тем самым, выполняя артикуляционные упражнения; учились дифференцировать носо-ротовое дыхание, ощущая ароматы предложенных фруктов и овощей. Одновременно закреплялись понятия вкуса, размера, цвета и формы фруктов и овощей; закреплялись ощущения вкуса и запаха; активизировался словарь, совершенствовались грамматические категории, автоматизировались звуки, развивался фонематический слух, формировалась диалогическая сторона речи, которая является основой коммуникации. Одновременно, использование данной технологии способствовало: формированию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, совершенствованию процессов аналитико-синтетической деятельности мышления, развитию предпосылок развития мышления: внимания, восприятия, всех видов памяти. Для того, чтобы дети научились работать с зеркалом, использовались игры: «Кто там?», «Парикмахерская». Дети рассматривали в зеркало своё лицо и органы артикуляции, делая причёски, повязывая банты, заплетая косички, предварительно убрав крем с замазанного зеркала. Для развития речевой воздушной струи использовались игры с водяными бассейнами, в которых вызывались волны, плыли кораблики, появлялись пенные барашки волн, появлялся салют из мыльных пузырей. Дети наслаждались тем, что делали, получали удовольствие от того, что они слышали, видели, ощущали, пробовали на вкус, нюхали, чувствовали. Это положительно повлияло на их развитие в целом. Появилась положительную мотивацию к совместной и речевой деятельности. Для снятия напряжения, успокоения, расслабления, улучшения настроения во время занятий, между ними и перед дневным сном использовалась музыкотерапия с произведениями классической музыки Баха, Бетховена, Моцарта, Чайковского, Брамса, Вивальди. Для развития мелкой моторики мышц руки использовались игры с любимыми мелкими предметами, которыми играли дети: игры с карандашами, прищепками, крышками от баночек и т.д. В связи с этим разработана серия игровых упражнений и заданий по развитию мелкой моторики рук кисти и представлена перед педагогами и родителями детей образовательного учреждения в виде презентации мастер - класс: «Формирование речи средствами игровых арт-терапевтических технологий». Для формирования интереса к речевой деятельности и развития диалогической стороны речи разработано комплексно - тематическое планирование сенсорно – коммуникативных игр и упражнений в соответствии с календарным планом МБДОУ, расширена предметно – пространственная интегративная сенсорная среда: сенсорные коробки с камешками, бусами, различными по тематике мелкими игрушками, крупами и песком; игры на ползание по преградам и кочкам до предмета на занятиях по физической культуре; хождение босиком по мешочкам, наполненными различными по величине гладкими предметами и крупами; хождение мокрыми ногами и ладошками, оставляя следы на дорожках, хождение раскрашенными ладошками по кочкам (бумага); колючие ёжики и шарики. Содержание сенсорно-коммуникативных игр и упражнений направлено на формирование эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, выполнение элементарной инструкции, формирование представлений о себе и о других, развитие внимания, подражания, усвоение действий, моторной сферы, речи, мышления. Данные упражнения проводились с собравшимися детьми, педагогами и родителями воспитанников вместе в виде состязаний, что способствовало развитию чувства поддержки, сочувствия, внимания, коллективизма. Совместно с педагогами образовательного учреждения в работе с детьми использовались также многие известные традиционные арт-терапевтические технологии, такие как: логоритмика, изотерапия (рисование на гелиевых ковриках, мыльными пузырями, пластилиновое рисование, пальчиковая живопись, рисование мылом и свечой) по авторской программе: «Нетрадиционные техники рисования», песочная терапия. Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику потому, что каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности. Автор: Шепель Г. Н. Комментарии: |
|