Российские исследователи проверили гипотезу о том, что негативное влияние первых лет жизни ребенка в детдоме на его развитие и поведение происходит за счет эпигенетики

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-31 04:35

Психология

Российские исследователи проверили гипотезу о том, что негативное влияние первых лет жизни ребенка в детдоме на его развитие и поведение происходит за счет эпигенетики. ? В наблюдении за двумя группами детей - детдомовских и домашних - изменение эпигенетического статуса в клетках крови коррелировало с различиями в их адаптивном поведении.

Ранняя социальная депривация — отсутствие родительской заботы в первые годы жизни — оказывает сильное влияние на физическое и интеллектуальное развитие ребенка, на его сознание и поведение. Есть предположение, что один из механизмов этого влияния связан с эпигенетикой, что в клетках детей, проведших ранние годы в домах ребенка и детском домах, меняется эпигенетический профиль. Это понятие объединяет химические и структурные модификации ДНК и связанных с ней белков-гистонов, которые воздействуют на активность генов, не меняя нуклеотидной последовательности ДНК. Однако в каких клетках и каким образом меняется эпигенетический профиль и как именно это влияет на развитие и поведение ребенка, пока не выяснено.

Этой проблеме посвящена статья российских ученых, опубликованная в журнале PLoS One. Авторы исследовали 58 детей в возрасте от 8 до 35 месяцев. Одну группу составили 29 детей (20 мальчиков и 9 девочек), которые воспитывались в казенных учреждениях Санкт-Петербурга; другую группу — 29 домашних детей (18 мальчиков и 11 девочек), также из Санкт-Петербурга. Дети и в той, и в другой группе не имели выраженных проблем со здоровьем. Чтобы исключить влияние экономических факторов, в группу домашних детей отобрали тех, чьи семьи имели доход ниже среднего.

В двух группах детей проводили два рода исследований. Во-первых, оценивали их адаптивное поведение с помощью шкалы Vineland Adaptive Behavior Scales-II (VABS-II) по четырем основным доменам: коммуникация, социализация, навыки повседневной жизни и двигательные умения. Во-вторых, используя технологию биочипа высокой плотности (Illumina Methylation EPIC) оценивали паттерны метилирования ДНК в лимфоцитах детей.

По шкале адаптивного поведения дети из детских домов показали достоверно более низкие баллы по коммуникации, социализации и двигательным умениям, то есть по всем типам поведения, за исключением бытовых навыков. При исследовании крови прежде всего выяснилось, что у детдомовских детей по сравнению с домашними есть отличия в распределении разных типов клеток. Эти различия авторы рассматривают как показатель того, что ранняя социальная депривация оказывает влияние на работу важнейших звеньев иммунной системы.

Авторы провели корреляционный анализ между показателями адаптивного поведения в двух группах и показателями метилирования ДНК. Из 164 CpG островков 78 продемонстрировали достоверную корреляцию степени метилирования по крайней мере с одним из четырех доменов адаптивного поведения. Наибольшая корреляция наблюдалась с показателями коммуникации и двигательных умений.

По предварительной оценке авторов, от 7 до 14% дефицита адаптивного поведения у сирот были связаны с изменением профиля метилирования. Существенным фактором, определяющим как поведенческие, так и эпигенетические отличия, оказалась длительность пребывания ребенка в казенном учреждении.

— Данная работа — это продолжение нашего исследования 2012 года, где мы впервые показали отличия паттернов метилирования ДНК у воспитанников детских домов в возрасте 7–10 лет по сравнению с детьми из семей, — комментирует первый автор статьи, старший научный сотрудник лаборатории генетики человека Института общей генетики человека РАН Оксана Наумова. — Такой эффект материнской депривации был впервые описан еще в 2000-е годы учеными из университета Макгилла под руководством докторов Майкла Мини и Моше Шифа на моделях животных, позднее отмечался некоторыми исследователями у взрослых с опытом ранней социальной депривации. В то же время до нас он не исследовался на ранних, ключевых этапах развития — у младенцев, и в контексте ассоциации эпигенетических перестроек с поведенческими характеристиками ребенка. Мы проводили наше исследование в домах ребенка с хорошим уходом, развивающей базой и медицинским сопровождением детей, где основным депривационным фактором может считаться отсутствие эмоционального контакта с постоянным близким взрослым, в условиях сменной работы и ротации персонала. То есть своей работой мы показали, что отсутствие такого взрослого — биологического или приемного родителя — в жизни ребенка может отражаться в каскадах эпигенетических модуляций и негативных последствий для развития жизненно важных адаптивных навыков.

Комментарии: