«Размер имеет значение» |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-28 00:23 В России технологии приносят миллиарды рублей. Готовы ли они стать основой экономики? Интернет-сервисы — один из самых быстроразвивающихся сегментов цифрового рынка. В России эта индустрия крепнет год от года: в стране и за ее пределами с завидной скоростью развиваются сервисы такси, навигации, доставки еды, социальные сети. Отечественные стартапы изобретают не имеющие аналогов технологии, экспортируют их за рубеж и борются с глобальными киберугрозами во всем мире. Как в России появились приложения и технологии, способные конкурировать на мировом уровне и что ждет IT-рынок в будущем, — в материале «Ленты.ру». Во весь рост Рынок сервисов напрямую связан с ростом числа интернет-пользователей. Если в 2019 году интернетом пользовались более 95,9 миллиона россиян, то в 2020 году этот показатель вырос до 118 миллионов человек — около 81 процента населения страны. Вместе с числом людей, подключенных к сети, растет и потребность в самых разных интернет-сервисах. Это видно по объему экономики Рунета: в 2019-м он составил 4,7 триллиона рублей — на 20 процентов больше по сравнению с годом ранее. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), наибольшая часть экономики Рунета приходится на рекламу и маркетинг — объем этого сегмента составляет 330 миллиардов рублей. Следом идет инфраструктура (130 миллиардов рублей), электронная коммерция (2850 миллиардов рублей), платежные услуги (1350 миллиардов рублей) и цифровой контент (115 миллиардов рублей). Получается, что более 50 процентов экономики России зависит от интернета. Один из самых быстрорастущих сегментов — покупки в интернете. Только за первые шесть месяцев 2019 года россияне совершили более 191 миллиона онлайн-заказов — это примерно столько же, сколько за весь 2018 год. Благодаря этому рынок интернет-покупок вырос на 26 процентов и достиг 725 миллиардов рублей, причем связано это в основном с развитием российских площадок, среди которых — гиганты Wildberries и Ozon. Только за первое полугодие 2019-го их оборот увеличился на 79 и 85 процентов соответственно. И это далеко не предел. По прогнозам Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, к 2024 году российский рынок электронной торговли составит 2,78 триллиона рублей. У банка Morgan Stanley прогнозы еще более позитивные: аналитики оценивают этот сегмент в 3,491 триллиона рублей. К тому времени число людей, готовых покупать, практически перестанет расти, зато количество заказов на одного человека увеличится, предрекают эксперты. При этом большинство сервисов, популярных в России, имеют отечественное происхождение. По данным опросов Института развития интернета, более половины россиян готовы отказаться от зарубежных онлайн-сервисов в пользу российских аналогов. Объясняется это просто: российские сервисы могут полностью заменить иностранные и ориентированы в первую очередь на жителей России, поэтому ими удобнее пользоваться. Местные поисковики, соцсети и мессенджеры зачастую лучше адаптированы к российскому рынку. Это подтверждается статистикой. Согласно данным исследовательской компании Mediascope за февраль 2019 года, наиболее посещаемым ресурсом в России был «Яндекс», а среди соцсетей подавляющее число россиян отдают предпочтение отечественной «ВКонтакте». Месячный охват последней превышает 38,1 миллиона человек, в то время как у американских Instagram и Facebook в России цифры значительно ниже — 29,6 миллиона и 22,3 миллиона человек соответственно. Кроме того, согласно результатам еще одного опроса, самыми востребованными у россиян являются госуслуги и онлайн-магазины лекарств. Первыми регулярно пользуются 35 процентов респондентов, а еще 29 процентов постоянно покупают в сети медикаменты. Эти сервисы зарубежные аналоги заменить просто не могут. На сытый желудок Объем рынка доставки еды в России, согласно данным «Infoline-Аналитики», к концу 2019 года превысил 170 миллиардов рублей — на четверть больше, чем годом ранее. Во многом такой рост обеспечен работой двух популярнейших агрегаторов — Delivery Club и «Яндекс.Еда». Первая принадлежит Mail.ru Group, а вторая — «Яндексу» (точнее, отдельной компании «Яндекс.Такси»). По большому счету, два этих российских сервиса делят между собой весь московский рынок доставки готовых блюд: в декабре 2018-го доля по числу заказов у «зеленых рюкзаков» составляла 46 процентов, а у «желтых» — 43 процента (по оценке «Сбербанк CIB»). Объем заказов у обеих платформ год от года растет. Например, Delivery Club в январе отчитался о 3,5 миллиона выполненных заказов за месяц, хотя годом ранее эта цифра была меньше в два раза. По прогнозам «Яндекс.Еды», доля агрегаторов в сегменте доставки должна в скором времени еще повыситься. «В 2018 году доля агрегаторов в сегменте доставки еды, по нашим оценкам, составляла всего 15-17 процентов, но к 2022 году она может увеличиться до 55-60 процентов», — отмечал генеральный директор «Яндекс.Еды» Максим Фирсов. Бессменным лидером по выручке в сегменте фудтеха с собственной доставкой является компания «Додо Пицца». Сеть предпринимателя из Сыктывкара Федора Овчинникова по итогам 2019 года нарастила выручку до 20,2 миллиарда рублей (с 13,6 миллиарда в 2018 году). Рост обусловлен не столько качеством пиццы, сколько грамотно выстроенной стратегией продвижения. Овчинников гарантировал быструю доставку, а также оборудовал все кухни видеокамерами. С помощью них клиент может в режиме реального времени посмотреть, как готовится его пицца — и через сайт, и через мобильное приложение. В начале 2019 года сеть уже насчитывала 442 пиццерии и приступила к международной экспансии: заведения «Додо Пиццы» открылись в Китае, Великобритании, Казахстане, Киргизии, Литве и Эстонии. Россияне также предприняли попытки выйти на рынки США — две пиццерии открылись в Оксфорде и Саутхэйвене. Успехи российских компаний, сделавших ставку на онлайн, замечают на государственном уровне. В марте глава Удмуртии Александр Бречалов, который входит в совет при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам, призвал включить «Додо Пиццу» и Wildberries в перечень системообразующих предприятий России. Газанули Россия занимает третье место в мире по уровню проникновения мобильных приложений такси — сервисы установлены на смартфонах 45 процентов населения страны. Показатели выше только в Китае (51 процент) и в Мексике (46 процентов). Один из сильнейших игроков на этом рынке — «Яндекс.Такси» — запустился в Москве в 2011 году. В отличие от иностранного Uber, российская компания не конфликтовала с традиционными таксопарками, а предоставляла всем желающим доступ для получения и исполнения заказов: уже существующие таксопарки могли встроить платформу в собственный бизнес. К 2015 году к сервису было подключено уже более 30 тысяч автомобилей из 450 таксопарков, а через несколько месяцев «Яндекс.Такси» вышел на международный рынок — приложение заработало в Грузии, Казахстане, Белоруссии, Украине и Армении. Сегодня заказать такси через приложение можно уже в 16 странах, включая Финляндию, Израиль и Румынию (под брендом Yango). Влияние «Яндекс.Такси» на отечественном рынке оказалось настолько велико, что не устоял даже Uber. В 2017 году российский сервис занимал около 50 процентов онлайн-сегмента, в то время как доля американского гиганта была как минимум вдвое меньшей — всего 23 процента. В том же году произошло объединение бизнесов «Яндекс.Такси» и Uber в России, Грузии и нескольких странах СНГ. В конце 2019 года доля объединенной компании на рынке агрегаторов такси составляла 27 процентов. В будущем она может вырасти до 40 процентов — после покупки «Яндекс.Такси» активов «Везет» (в том числе софта и колл-центров). Международную экспансию начал еще один российский сервис пассажирских перевозок — якутское приложение inDriver. Что интересно, платформа возникла практически случайно. В 2012 году якутские таксисты взвинтили цены на поездки по городу, поэтому местные жители создали сообщество «Независимые водители», где оставляли заявки и предлагали свои цены на маршрут. За полгода аудитория паблика выросла до 60 тысяч человек. В скором времени предприниматель Арсен Томский начал разработку специального приложения, где пользователи могли сами предлагать стоимость поездки водителю. Сначала сервис работал в городах России и СНГ, а в 2018 году вышел на рынок стран Центральной и Южной Америки. На сегодняшний день платформа поддерживается в 300 городах 31 государства, сервис насчитывает более 47 миллионов зарегистрированных пользователей. К тому же приложение входит в тройку крупнейших райдшеринговых сервисов мира (по данным Sensor Tower). Наши за границей Российские сервисы активно выстреливают не только у себя на родине, но и на иностранных рынках. В 2019 году настоящим прорывом за рубежом стало приложение для «состаривания» лица FaceApp, созданное бывшим сотрудником «Яндекса» Ярославом Гончаровым. Некоторое время программа находилась на первых строчках App Store и Google Play в мировых рейтингах. Еще одно приложение Prisma, разработанное российским стартапом Prisma Labs и превращающее обычные снимки в произведения искусства, и вовсе стало лучшей мобильной программой года по версии App Store. Впечатляющих успехов в России и за рубежом достиг стартап NtechLab, основанный в феврале 2015 года выпускником МГУ Артемом Кухаренко и предпринимателем Александром Кабаковым. Изначально алгоритм распознавания лиц существовал в виде веб-сервиса FindFace: он позволял искать людей во «ВКонтакте» по одной фотографии. Предполагалось, что FindFace станет инновационным российским дейтинг-сервисом — люди смогут за несколько секунд находить аккаунт понравившегося человека, а затем общаться с ним онлайн. Разработка оказалась куда более перспективной и стала одной из самых быстрых и точных в мире, чем заинтересовала иностранный бизнес. За несколько месяцев аудитория FindFace превысила миллион человек. Разработчики показали свой алгоритм на конференции, организованной Национальным институтом стандартов и технологий США (NIST). После этого NtechLab допустили к официальному тестированию технологий биометрии, проводимому NIST, — это дало россиянам право участвовать в государственных тендерах США. Позже российская технология попала на первую строчку мирового бенчмарка Facial Recognition Vendor Test. А уже в следующем году NtechLab обошла всех конкурентов в соревнованиях по автоматическому распознаванию эмоций, организованному Университетом штата Огайо. В то время как американцы тестируют технологию в различных конкурсах, в России система распознавания лиц уже работает. Например, в 2017 году разработку NtechLab встроили в московскую городскую систему видеонаблюдения, чтобы искать преступников и бороться с терроризмом. Свою практическую эффективность технология доказала во время чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Полицейские задержали более 180 человек, часть которых находилась в федеральном розыске, — помог искусственный интеллект. ИИ в каждый дом Развитие искусственного интеллекта (ИИ) — одно из важнейших направлений в современной IT-индустрии как в России, так и в остальном мире. Сейчас разработки на основе этой технологии ведутся буквально для всех сфер жизни, включая медицину, развлечения, военное дело, транспорт, тяжелую промышленность и, конечно, бизнес. В исследования этой технологии инвестируют и крупнейшие мировые корпорации вроде Google, Facebook, Microsoft и IBM, и обычные предприниматели. Россия в этом вопросе старается не отставать от зарубежных коллег. В октябре 2019 года президент РФ Владимир Путин утвердил национальную стратегию развития ИИ до 2030 года. Ее основная цель — ускорить развитие ИИ в стране и повысить доступность информации и вычислительных ресурсов для пользователей. Развитие искусственного интеллекта государство напрямую связывает с возможностью укрепить экономику. Вскоре после этого глава «Сбербанка» Герман Греф анонсировал создание альянса по развитию ИИ, куда вошли «Сбербанк», «Яндекс», Mail.ru Group, «Газпром нефть», МТС и Российский фонд прямых инвестиций. Содействовать со стороны государства согласилось Министерство экономического развития России. У каждой из компаний — членов альянса уже имеется большой опыт по работе с ИИ-технологиями, тот же «Сбербанк» регулярно внедряет новые алгоритмы в свои продукты. Например, искусственный интеллект уже больше года анализирует всех пользователей мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», чтобы адаптировать сервис под клиентов. Нейронная сеть проводит анализ предпочтений человека по тысяче параметров, а затем выводит на главную страницу только те функции, которые клиент использует чаще всего. Умные технологии помогают банку и в сфере HR — алгоритмы предсказывают риск быстрого увольнения соискателей. Анализ проводится не только по резюме, но и по открытым данным о человеке. В теории эта информация помогает снизить текучку кадров в офисах банка. «Яндекс» тоже задействует искусственный интеллект сразу в нескольких сферах. Достаточно вспомнить умную колонку с голосовым ассистентом «Алиса» или беспилотные автомобили, которые уже проехали более миллиона километров по дорогам России, США и Израиля — все они созданы на базе искусственного интеллекта. Нейросети «Яндекса» уже записывают песни и пишут картины. Скрытая война Самой пугающей проблемой последних лет стало нарастающее влияние киберпреступников. Они атакуют не только обычных пользователей, но и целые государства. Среди компаний, участвующих в предупреждении глобальных угроз и войне с киберпреступниками, сразу несколько российских. Одна из них, Group-IB, была в 2003 году создана студентом МГТУ имени Н.Э. Баумана Ильей Сачковым. Поначалу это было агентство, которое занималось расследованием в сфере компьютерной криминалистики — искало виновников DDoS-атак и хищения средств с помощью вирусов. Деятельностью компании постепенно заинтересовались крупные заказчики. Уже в 2007 году Group-IB стала сотрудничать с Microsoft: российские представители компании назвали сотрудников агентства «ведущими экспертами в области киберпреступности в стране». К 2020 году в портфолио Group-IB набралось как минимум несколько десятков успешных кейсов. Среди них — защита символики и билетной продукции зимних Олимпийских игр в Сочи, разработка системы раннего предупреждения киберугроз, раскрытие механизма атак преступной группировки Cobalt, а также официальное партнерство с Европолом и Интерполом.
Другая известная компания в области кибербезопасности, которая добилась крупных успехов за рубежом, — «Лаборатория Касперского». Учрежденная в 1997 году фирма занималась разработкой систем защиты от компьютерных вирусов и хакерских атак. За десять лет «Лаборатория» стала одной из крупнейших антивирусных корпораций с сетью региональных офисов по всему миру. Ее центральный офис находится в Москве, но есть представительства в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии и других странах — партнерская сеть объединяет более 500 компаний в 60 государствах. У «Лаборатории Касперского» есть продукты и для «домашних» пользователей, и для корпоративных клиентов. Программное решение одного из самых известных продуктов — «Антивируса Касперского» — используют у себя именитые иностранные разработчики: Microsoft, Check Point Software Technologies, Nokia ICG и другие — у компании 270 тысяч корпоративных клиентов по всему миру. Под одной крышей Мировым трендом последних нескольких лет стало формирование полноценных экосистем — когда все продукты компании взаимосвязаны друг с другом. Крупные технологические гиганты объединяют под своим крылом самые разные сервисы, которые позволяют клиентам решить максимум задач в несколько кликов. Наглядный пример за рубежом — корпорация Alphabet (ранее Google), которая вышла из обычного поисковика. Со временем у нее появились и другие сервисы, включая почтовый клиент, карты, новостной агрегатор и многое другое. Позже корпорация стала выпускать гаджеты — умные колонки с фирменным голосовым ассистентом и смартфоны. Эти устройства фактически замыкают пользователя в экосистеме Google, чтобы у него не возникало необходимости в сервисах конкурентов. Подобной стратегии придерживаются и российские техногиганты. «Яндекс», который тоже начинался с поисковой системы, теперь покрывает огромное количество пользовательских потребностей: такси, доставка еды, навигатор и карты, агрегатор новостей, почта и еще десяток различных сервисов в активе компании ориентированы на пользователей сети. Ко всему прочему, компания выпускает и физические продукты — смартфоны и умные колонки. Один из главных конкурентов «Яндекса» — Mail.ru Group — развивается по идентичной схеме. Разница лишь в том, что начинала корпорация не с поисковика, а с почтового клиента. Важность создания собственной экосистемы вовремя заметили и в банковской сфере. «Сбербанк» еще в 2017 году задумал масштабную трансформацию, согласно которой банк должен превратиться в универсальную технологическую компанию и конкурировать уже с американскими IT-гигантами, а не c финансовыми учреждениями. Для этого «Сбербанк» инвестирует миллиарды рублей в облачные технологии, медицинские сервисы, телекоммуникации, торговые площадки и медийные активы. В его экосистеме уже более 30 компаний. «Банки плачут по поводу того, что в Кремниевой долине едят их завтрак каждый день. И мы не хотим присоединяться к плачущим по этому поводу, мы хотим есть завтрак тех, кто ест завтрак других банков. И это наша ключевая амбиция», — говорил Греф, анонсируя новую стратегию. «Тинькофф» тоже взял курс на создание собственной экосистемы. В его активах уже есть собственный мобильный оператор связи, сервис продажи билетов и сервис безналичной оплаты чаевых. «Чтобы выжить и процветать через пять-семь лет, мы строим финансовую экосистему — это система, в которую мы привлекаем все больше клиентов и удерживаем этих клиентов, увеличивая лояльность. Эта задача требует масштаба. Банк не может оставаться нишевым игроком, ему нужен масштаб. К сожалению, размер имеет значение», — пояснял председатель правления банка «Тинькофф» Оливер Хьюз в 2017 году. Источник: lenta.ru Комментарии: |
|