Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-24 23:08 «Вера и сумасшествие» // Психические расстройства при религиозных ритуалах / Религиозное помешательство (paranoia religiosa) Не так давно в рамках XI международного месяца фотографии в Москве прошла выставка испанского фотографа Кристины Гарсии Родеро (Christina Garcia Rodero?) «Открыв рот», посвященный религиозным праздниками, сохранившихся в современной жизни. Ее работы имеют значительную документальную и этнологическую ценность, а присущая им эстетичность делает их чем-то большим, чем просто изображениями. \\\\\\\\\\ В статье будет показано, почему и как вера приводит к неадекватностям объективной реальности (развивает элементы сумасшествия), в каком направлении и в каких условиях развивается неадекватность, какие формы принимает. Также станет понятно, почему следствия такой неадекватности чаще принимают формы паранойи, в том числе как следствие гипертрофированной изолированности представлений - личных и разделяемых в данной культуре общества. Способность к безусловной вере изначально присуща детям и основывается на безусловном подчинении взрослым и приятии исходящих от них сведений в раннем возрасте доверчивого обучения. Затем в норме она сменяется периодом пробной инициативы - игровым попиранием границ дозволенного и остается лишь в отношениях с очень авторитетными или очень близкими (в виде любви) людьми. В зрелом возрасте функционально оправданым с точки зрения адаптивного поведения является разумный скептицизм. В то же время значимая, доминирующая идея делает наиболее эффективным творчество. Развитие и становление религий тесно увязывалось с различными философскими концепциями. Более того, ряд религиозных вероучений, например, буддизм, вначале возникли как философские доктрины и лишь потом приняли характер религиозного миропонимания. По мнению выдающегося отечественного психиатра С. С. Корсакова, «психиатрия из всех медицинских наук наиболее близко ставит нас к вопросам философии». В истории развития медицины, и в частности психиатрии, определённую роль сыграли монастыри. Выделялся даже такой период, как «храмовая медицина». В монастырские кельи заточалось множество душевнобольных, которые расценивались церковью как «одержимые дьяволом, нечистой силой», что определяло и специальную «лечебную» тактику изгнания бесов при помощи особых молитв. Такая процедура называлась экзорцизм (от лат. «экз» — из и «оркус» — ад, преисподняя). Правда, и на иные болезни церковь смотрела как на божью кару и «козни дьявола». Однако понятие «порченный» всё же, в основном, относилось к нервно-психическим расстройствам. Образы кликуш, юродивых, «бесноватых» тесно связаны с религией, с деятельность церкви. Чрезвычайных изуверств процедура «бесоизгнания» (экзорцизма) достигла в эпоху средневековья, в период деятельности «христолюбивой» инквизиции. Таким образом, история развития религии и психиатрии обнаруживает множество точек соприкосновения, общих мест и сходных событий. В часто возникавших, особенно в период средневековья, различных массовых «психических эпидемиях» — «кусальщиц», «мяукальщиц», «плясунов», «бесоодержимости», «превращений в различных животных» и т. д., ведущими моментами являлись нарушения психической деятельности людей, «психическая индукция», различные истерические расстройства. Психотические нарушения в виде галлюцинаций, бреда и т. д. порой являлись источником религиозных переживаний. Душевнобольные часто использовались духовенством в религиозных целях. Так называемые «чудесные исцеления» у истово верующих, как правило, ни что иное, как случаи выхода из истерических состояний. У религиозных фанатиков довольно нередки остро возникающие нарушения психики (часто в виде расстроенного сознания). На некоторых из них мы остановимся. У истово верующих, впечатлительных людей в момент высокого эмоционального напряжения, например, во время созерцания иконы могут появляться эйдетические видения этой иконы. Сами по себе ни иллюзии, ни эйдетические образы не являются симптомами нарушений психической деятельности. Однако нередко эйдетические явления и иллюзорные образы самими верующими и их религиозной средой оценивались и оцениваются как «знамения божии» или «бесовские чары». Концентрация внимания на этих явлениях и такая их оценка может способствовать их навязчивой повторяемости. У фанатично верующих молитва может длиться непрерывно несколько дней. Известно, что длительное лишение сна способно вызвать целый ряд психических расстройств: тревогу, страх, подавленность, слуховые и зрительные галлюцинации, бредовые идеи и т. д. Во время длительных голоданий с резким физическим утомлением наступает ухудшение функционирования мозга с развитием психических нарушений. Особо следует упомянуть значение совокупности факторов, определяемых как сенсорная депривация, которая может возникать у религиозных фанатиков, уходящих от мира в кельи и пещеры. Представьте себе такую картину: небольшое, тёмное, мрачное помещение. Лишь колеблющийся огонёк свечи бросает блики на голые стены и потолок. В каморке полная тишина, нарушаемая бормотанием молящегося затворника. Его психика и тело истощены длительным голоданием, постоянным лишением полноценного сна, болезнями, вечным страхом перед «карой господней» и «кознями дьявола». С обострённым вниманием вслушивается этот человек в «звенящую» тишину и всматривается в тёмные углы комнаты. Его не покидает тайная надежда «узреть знамение божье», он в ужасе ожидает появление «нечистой силы». И длится такое состояние годами, а то и десятилетиями. Мудрено ли, что в подобных ситуациях несчастные жертвы религиозного фанатизма испытывали иллюзии и галлюцинации религиозного содержания. У слепо верующего в бога религиозность оттесняет на второй план все помыслы, приобретает характер фанатизма, подчиняет себе всё поведение человека в ущерб иным интересам и привязанностям. Это можно расценивать как «сверхценную идею». П. Б. Ганнушкин считал, что образование «сверхценных идей» свойственно лицам с патологическим характером (психопатам), и в частности фанатикам, которые «совершенно не испытывают потребности в логическом обосновании этих идей, заменяя их верой в то, что им хочется». Лица, имеющие «сверхценные идеи», не испытывают от этого тягостных ощущений, у них нет желания освободиться от этих идей. Выделявшееся в XIX веке «религиозное помешательство» не сохранилось в современной классификации психозов и ныне представляет лишь исторический интерес. Это различные психические заболевания с бредовыми идеями святости, овладения дьяволом, преследований за веру, близости к божеству, отождествления се6я с Христом, богоматерью, апостолами, посланниками небес. Описывая клинику «демономанической меланхолии», выдающийся немецкий психиатр XIX века Э. Крафт-Эбинг отмечал, что бред бесоодержимости развивается у религиозных людей, обнаруживающих тоску и не находящих облегчения в молитвах. Эти больные испытывают нередко неприятные ощущения в различных частях тела, что содействует появлению идей овладения дьяволом. С. С. Корсаков, приводя описания религиозного помешательства, сообщил, что данное заболевание чаще возникает у лиц с патологическими чертами характера и малоумием. Он подчёркивал также существенное значение в возникновении данных психозов фактора воспитания детей в духе суеверий. При депрессии даже у совершенно неверующего человека нередко обнаруживаются бредовые идеи виновности, самообвинения, греховности. У верующего человека эти идеи приобретают особую религиозную направленность. Чувство безысходной тоски такие люди считают признаком того, что бог отвернулся от них, и теперь они в руках дьявола. Некоторые больные в таких состояниях отрекались от бога, своей семьи и близких, считая, что они их недостойны, и заявляли, что «продали душу дьяволу». При мании у религиозных людей маниакальные состояния, естественно, получают сюжетно религиозную окрашенность. Возникают идеи о своём особом назначении, отождествлении себя с высшими небесными силами и предначертанностью совершить великие дела «во славу божью». Довольно часто у больных эпилепсией (немало религиозных деятелей страдали именно этим заболеванием) перед началом судорожного припадка возникают состояния, определяемые как предвестники. Понятно, что у фанатично верующих содержание переживаний в период ауры носило религиозный характер. Эмоционально насыщенный рассказ больного о своих «посещениях» рая или ада, беседах с богом и т. д., наблюдавшийся у него судорожный эпилептический припадок (а в древности эпилепсия называлась «священной болезнью») не оставлял сомнений у верующих, что данный человек отмечен богом и высказывания его правдивы. Не так уж редко у религиозных фанатиков с истероидно-психопатическими качествами личности в момент совершения религиозных обрядов, имеющих особое значение для верующего, появляются сумеречные состояния, отличающиеся нарочитостью, демонстративностью, театральностью, экспрессией и связью с психотравмирующим событием. В древности во время магических обрядов жрецы и верующие применяли экстракты различных растений: красавки, белены, дурмана, содержащие атропин (Атропа — богиня судьбы, перерезавшая нить человеческой жизни), что приводило к возникновению состояний расстроенного сознания с яркими галлюцинациями, нередко религиозного содержания. В прошлом веке в США преподаватели Гарвардского университета Т. Лири и Р. Альперин создали так называемую «Лигу духовного открытия». Это по сути своеобразная религиозная секта наркоманов. Члены этой лиги, наглотавшись галлюциногенных препаратов, вызвали у себя состояние помрачения сознания с яркими «видениями», нередко религиозного содержания. По наблюдениям многих исследователей, галлюцинации подобного содержания в подобных случаях возникают лишь у верующего. Религия, будучи мощным инструментом воздействия на психику людей, не может не вызвать повышенного внимания со стороны психиатров. И хотя церковь в нашей стране отделена от государства, но верующие живут среди нас, являются членами нашего общества и вносят свою лепту в пути его развития. Панченко О. А., Кутько И. И., Березовский В. Н. Психические расстройства при религиозных ритуалах // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 76–79. Фанатизм в широком смысле слова — это приверженность и поклонение кому-либо или чему-либо, доходящее до крайней степени, а также категорическое неприятие иных убеждений и ценностей. В отношении религии фанатизм проявляется абсолютной увлечённостью религиозной деятельностью с образованием культа из неё, поклонением и безотчётным следованием за группой единомышленников. Религиозный фанатизм – это одна из возможных форм или стадий развития религии, исторически обусловленная функционированием религии как особого социального института или подсистемы в социальной системе. Истоки данного явления заключаются в изначальных притязаниях каждой мировой религии на обладание истиной в последней инстанции о происхождении и сущности мира, о том, от чего зависит гибель и воскрешение всего человеческого рода. Во все эпохи и в настоящее время религия является наиболее опасной и сильной разновидностью фанатизма. История хранит немало примеров, когда одержимость религиозными идеями разрушительно действовала на целые народы. Религиозный фанатизм превращает группу людей в стадо, живущее по навязанным правилам, лишает каждого человека индивидуальности и внутренней свободы, таким образом превращая людей в средство для утверждения тех или иных постулатов веры. Весь этот комплекс факторов, порождающих благоприятную социальную почву для массового религиозного фанатизма, находит конечное выражение в социальном положении и психическом состоянии рядовых граждан, делая их крайне восприимчивыми к духовной «отраве» фанатичных религиозных движений. Это состояние индивидуального сознания рядовых граждан является психологической основой развития религиозного фанатизма. Фанатизм в религии можно рассмотреть как форму психологической зависимости. Ведь человек, ввязавшись в это, же не принадлежит сам себе, а мыслит и действует, согласно навязанным «сверху» (духовным лидером секты, например) догмам. Другой жизни при этом зависимый просто не представляет. Что же заставляет отдельно взятого человека становится умалишённым религиозным фанатиком? Конечно, тут очень многое зависит от типа личности. Психологи считают, что подвержены фанатизму, в том числе религиозному, люди, которые: - не обладают критическими мышлением, действуют обычно под влиянием эмоций; - легко внушаемы и ведомы; - подвержены чужому влиянию; - не сформировали собственное мировоззрение и систему ценностей; ведут «пустую» жизнь и ничем не увлекаются. Как раз таких людей легко затянуть в сети религиозного фанатизма. Готовые идеи и воззрения легко «вкладываются» в незаполненное собственными представлениями о мире сознание, позволяя человеку почувствовать собственную значимость, быть частью важной команды. Фанатик обладает крайне ограниченным мышлением, и суждения, не имеющие отношения к его религиозным доктринам, он воспринимает негативно. При этом фанатик может даже не понимать смысл «враждебных» идей. Неприятие критики. Даже если убеждения зависимого легко можно опровергнуть научными и логическими доводами, ортодоксальный фанат всё равно будет настаивать о своём. Дискуссия с ним невозможна. Навешивание на окружающих ярлыков. Помешанный на религии человек любит давать «врагам» определения, например, «язычник», «богохульник», «еретик». Религиозное помешательство (paranoia religiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. Взгляд психиатров на религиозные феномены достаточно широк. Крайняя точка зрения высказана немецким психиатром W.Hellpach. По его мнению, «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни». Часто под влиянием религиозных суеверий развивается бред одержимости нечистым духом. Между монахинями также встречается значительное число душевнобольных, но может быть, это зависит от того, что само поступление в монашество является у некоторых выражением психической неуравновешенности… принадлежность к некоторым сектам, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует к развитию душевных заболеваний». Описывая религиозное помешательство, С.С.Корсаков заметил, что данному расстройству подвержены люди с невропатическим складом, малоумные, склонные к мистицизму с детства. Источник: scorcher.ru Комментарии: |
|