Почему психотерапия помогает

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-02 21:44

Психология

Причин, почему психотерапия помогает человеку и делает его жизнь лучше, довольно много. Давайте разбираться.

Терапевтический альянсЭто самый важный ингридиент успешной психотерапии. Этот тезис не является выдумкой или предположением. Факт, зафиксированный во множестве исследований, что договоренность между клиентом и психотерапевтом о целях и задачах психотерапии, искренняя вера в них обоих и отношения, которые возникают между ними во время психотерапии, является самым важным фактором, который влияет на успех психотерапии. Но почему этот альянс (или “контракт”, или “договор”) оказывает влияние? Как-то я вычитал невероятно любопытную вещь: все напраления психотерапии имеют примерно одинаковую эффективность; все психотерапевты имеют примерно одинаковую эффективность. Но почему? Ведь методы разные, подходы разные, опыт разный, клиенты разные. Потому, что их всех объединяет лишь одно: наличие отношений между клиентом и психотерапевтом. Карен Хорни высказывала мысль, что психотерапия полезна в той мере, в какой клиенту и психотерапевту удается создать друг с другом здоровые отношения. Она отмечает, что для клиента “эти отношения, возможно, являются первыми здоровыми отношениями в его жизни”. Вероятно, поэтому терапевтический альянс, который зиждется на отношениях между клиентом и психотерапевтом, является таким мощным терапевтическим фактором.

Канал выхода негативных эмоций Другой причиной, по которой психотерапия является эффективной, состоит в том, что она является определенным каналом для выхода негативных эмоций. Нередко человек, который приходит в психотерапию, сдерживает в себе множество негативных эмоций. Они не относятся к его близким, к его любимым. но они есть внутри него. И в жизни они, конечно, выливаются, выходят наружу. И наносят вред отношениям с близкими, хотя эти эмоции и не относятся к ним, по большому счету. В условиях психотерапии человек имеет возможность ругаться и злиться на кого угодно и сколько угодно. Таким образом, его агрессия и его негатив каждый раз истощаются (ясно, что к следующей встречи он опять накопится; но с каждым разом его будет все меньше и меньше). Человек становится способным проявлять свои другие чувства - те, который испытывает на самом деле - по отношению к близким и любимым. Ирвин Ялом как-то раз упоминал, что, как это ни парадоксально, чем больше человек выражает свой негатив во время психотерапии по отношению к любимому человеку, тем в большей степени он будет способным проявить по отношению к нему свои самые нежные чувства.

Каким же образом психотерапия позволяет человеку выразить гнев и негатив? Самый очевидный путь, который предоставляет психотерапия - словесное выражение этих чувств (психодинамическая психотерапия). Другие возможности - это всякие экспрессивные техники. Чувства можно выражать через рисунок (арт-терапия), через движения (телесная психотерапия) или через проигрывание ролей (символдрама).

Осознание неосознанного Как-то раз один известный психолог заметим, что “если бы человек полностью и всецело знал себя, то симптомов [тех самых проблем, с которыми обращается человек к психотерапии] у него не было бы”. И правда, еще Фрейд доказал и показал, что как только некоторый неосознаваемый материал становится осознанным и доступным человеку, проблема сразу исчезает. Поэтому один из механизмов эффективности психотерапии - это сделать неосознаваемое осознаваемым. Но как это возможно сделать? У психотерапевта есть самые разнообразные для этого возможности. Если говоирть о психодинамической психотерапии, то здесь на помощь приходят интерпретация, конфронтация и интерпретация переноса. Конфронтация - это обращение внимание психотерапевта на противоречия в словах, мыслях и поведнии клиента. Когда терапевт указывает на противоречие, которое клиент не замечал, у клиента появляется возможность осознать это противоречение. Но этого бывает недостаточно, так как работают самые разные психологические защиты.

Психотерапевт может прибегнуть к интерпретации. Он может предположить, к примеру, что агрессивность клиента связана с ненавистью к матери за то, что она не уделяла ему достаточно внимания в детстве. Это дает возможность человеку проследить истоки своей текущей реакции в прошлом, дает возможность выстроить связь и сделать неосознаваемое осозноваемым. Наконец, психотерапевт может дать интерпретацию переноса, то есть интерпретировать нечто в контексте отношений между клиентом и психотерапевтом. Как пишет об этом О. Кернберг: “Сказать клиенту, что он пытается контролировать терапевта и относится к нему подозрительно, значит прибегнуть к конфронтации. Предположить вслух, что он воспринимает терапевта как деспотичного, жесткого, грубого и подозрительного человека и потому сам насторожен, поскольку борется с такими же тенденциями в себе самом, – это уже интерпретация. Сказать же, что клиент сражается с терапевтом, который олицетворяет его внутреннего “врага”, потому что он переживал подобные взаимоотношения в прошлом с родительской фигурой, – это интерпретация переноса.”

Внушение надежды Большое влияние на успех психотерапии оказывает то, верит ли клиент в то, что психотерапия может помочь ему. Поэтому важно, чтобы психотерапевт всеми силами и своей собственной уверенностью помогал клиенту увидеть, что психотерапия принесет большую пользу человеку, поможет ему в решении его собственным проблем.

Сообщение информации Самостоятельным положительным фактором успешности психотерапии является информация, которую подспудно психотерапевт предоставляет клиенту. У терапевта нет задачи учить клиента теории. Но в процессе психотерапии терапевт неизбежно рассказывает о механизмах работы психики, о том, как работают психологические защиты, об основных понятиях психотерапии. И это играет огромную роль в успехе психотерапии, как указывает на это Ирвин Ялом. Но почему? Причина состоит в том, что это знание дает человеку чувство контроля: нечто неизвестное становится не только названным (а значит известным), но и объясненным.

К примеру, существуют определенная дискуссия, нужно ли сообщать клиенту, что его проблема называется пограничное расстройство личности или не нужно. Дискуссия существует потому, что это расстройство, считается, очень сложно купировать. И сегодня в целом специалисты сходятся во мнении, что, да, клиенту нужно называть его врага, с которым ему предстоит бороться.

Один клиент, имеющий пограничную структуру личности, очень долго страдал, непонимая, что с ним происходит, почему его лучшие друзья внезапно становятся его ненавистными врагами, почему он не может установить длительные и удовлетворяющие отношения, откуда постоянные перепады настроений и прочее. Когда психотерапевт сообщил ему, что все это - признаки пограничного личностного расстройства, он сказал, что почувствовал облегчение: “теперь я хотя бы знаю, как это называется”. За счет этого человек получил определенный контроль над своей проблемой, получил возможность найти информацию о своей проблеме, узнать прогноз и так далее.


Источник: m.vk.com

Комментарии: