Метафизика как экзистенция. |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-06 11:00 Разговор о метафизике всегда очень привлекательный, и конечно, не только для философов. Очень уж соблазнительное слово, которое вхоже в различные области культуры. «Метафизик», не имеющих прямого отношения к философии, очень много. Метафизика власти, метафизика денег, метафизика секса и т.д. Они, конечно, имеют полное право на существования, поскольку их бытование в этих областях делает их более «метафизичными», а значит, придает им ту остроту загадочности, которой нет при «трезвом» рационалистическом взгляде на мир. В классическом философском смысле под титулом «метафизика» идет собрание работ Аристотеля, которые его последователи хронологически расположили после трактата «Физика», создав, тем самым, прецедент и для содержания самой метафизика как того, что идет «после физики», то есть после природного мира. С тех пор, понятие метафизика употребляется как тот метод исследования сущего, который познает его «первоначала». Именно в этом Аристотель и видел назначение «первой философии». «То, что мы ищем, – пишет он в начале шестой книги «Метафизики», – это начала и причины существующего, притом, конечно, поскольку оно существующее». Из этих слов следуют судьбоносные для всей традиции философской культуры выводы. Во-первых, «начала» и «причины» существующего – это область умозрительная, предметы созерцания по своей сути «невидимые». Такова онтология метафизической сферы. Во-вторых, область философии – это познание первоначал: «Именно первой философии надлежит исследовать сущее как сущее – что оно такое и каково все присущее ему как сущему». И такова гносеология метафизической сферы. В результате этого сама философия стала синонимом рациональной метафизики, то есть познание того, что выходит за пределы чувственного опыта. С опорой на него, но обязательно выходит. Это объясняет популярность Аристотеля и Платона в христианстве, поскольку «невидимое» в религии есть первое и последнее основание веры. Очень сильное определение веры, данное апостолом Павлом, гласит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11. 1). И Как раз платонизм с его акцентом на «идеи» и на их сверхчувственное познание, и аристотелизм, познающий такие же сверхчувственные «начала» и «причины» вполне укладывались в лоно христианского вероучения, ничуть не противореча ему. «Невидимое» – бог религии и рациональной философии, которое долго господствовало над умами, полагавшими смысл в том, что «по ту сторону» видимого и реального. Однако, со «смертью Бога» в XIX веке значительно пошатнулись и принципы рациональной метафизики с их акцентом на причинность и на поиск этой умозрительной причинности. Шопенгауэр и Ницше, Кьеркегор и Достоевский, каждый на свой лад пошатнули столп и основание причинности – причинности мироздания и человека. Иррациональное, так долго томившееся под каменной плитой традиционной метафизики, стремительно ворвалось в жизнь, обнаружив в ней ранее не замечаемые «бездны» и «подполье». Начинает меняться смысл метафизики, которая теперь скорее отражает беспричинность и безначальность, нежели причинность и начало мира. Метафизика воспринимает мир как мир вне искусственных, рационально сконструированных причинно-следственных связей. И мир открывается как ужасный мир. Ужасный, но и прекрасный, и уж точно непостижимый. Никаких начал и первоначал, никаких причин и следствий, никаких законов и закономерностей! Лишь беспричинный и безначальный поток удивительного становления – вечного возвращения – без цели, без смысла, без идеи! Метафизика можно сказать вместо традиционной причинности теперь говорит о странности этого мира, мира как целого, не разделенного на «видимое» и «невидимое», на «духовное» и «материальное», на «душу» и «тело». Мир вдруг открывается как таинственная игра каких-то никому не ведомых ранее смыслов. Смыслов настолько коварных, и возможно, смертоносных для человека, что последнему оказывается некуда деться. И он тогда обнаруживает свою заброшенность и одиночество, одиночество и заброшенность – фундаментальное экзистенциальное мирочувствие, вытеснившее все остальное, и прежде всего, всяческое причинное, а значит «эволюционное» объяснение мира. Бодлер – истинный выразитель этого мирочувствия – мог написать следующее: «Чувство одиночества с самого детства. Несмотря на семью и особенно товарищей – чувство обреченности на вечное одиночество» («Мое обнаженное сердце»). А вот, что пишет о себе Кьеркегор: «Ничего не хочется. Ехать не хочется: слишком быстро движение; идти не хочется: слишком утомительно; да и ложиться не хочется, потому что тогда либо нужно лежать, а этого не хочется, либо снова вставать, а этого тоже не хочется. Summa summarum: вообще ничего не хочется. … Вот так и я живу сейчас, как в осажденной крепости, но, чтобы не понести урона от чрезмерного бездействия, я обычно плачу, пока не устану. Я скажу о своей печали то, что англичанин говорит о своем доме: моя печаль – is my castle. … Жизнь моя подобна вечной ночи… Моя жизнь совершенно бессымсленна… Как, однако, ужасная скука – ужасно скучна!.. Вот так я и лежу, но единственное, что открывается моему взору, – это пустота; единственное, в чем я живу, – это пустота; единственное, в чем я двигаюсь, – это пустота. Я не ощущаю даже боли» («Или – Или»). Это и есть новое метафизическое ощущение, в котором тонут, просто-напросто теряют смысл все прежние вопросы рациональной метафизики с ее доказательствами, выводами, причинами и т.д. Теперь ничего не объясняют. Да ничего и не объяснить. И нет особой нужды в этом. Научная картина мира распалась, превратилась в пепел – бренные останки некогда горделивой претензии на «знание» и «познание». Лишь убийственная меланхолия – черная депрессия – нависает над несчастным сознанием, которое становится все более и более несчастным. Наступает торжество экзистенциализма, но не только как известного направления в истории философии, а как новое метафизическое чувство, в основе которого непостижимая странность жизни и смерти, странность самого бытия, которое оказывается ничейным, к которому теперь нет никакого подхода, нет никаких категорий и инструментов, чтобы его хоть как-то понять, объяснить и приручить. Время делает прах спутником жизни, говорит Целан, а Платонов: время – движение горя. Если уж и есть причины мира, то они здесь, в этом трагическом мирочувствии. Иначе, метафизика перестает быть познанием бытия, становясь его переживанием, становясь его экзистенцией. Но эта новая, в действительности вечная метафизика бытия раскрывает его невероятные свойства, в которой тонут не только прежние причины, но и тоска. Это непостижимое и странное бытие слоится как утренняя заря бесконечной гаммой своих соцветий, раскрывая каждый раз, каждый день все новые и новые лики и измерения, уводящие в таинственную даль светлой радости. Это детское чувство завороженности всегда здешней тайной – неисчерпаемым источником живой жизни. И не надо никаких «учителей», и «пророков»: сама жизнь в свете истинной метафизики учит, давая волю, радость и надежду. Итак, беспричинность мира и его странность, его нелогичность и непостижимость, даже его ненужность – вот новые «принципы метафизики». Принципы, мягко говоря, ужасные для тех, кто привык к привычному, в котором нет ничего непривычного. Отсюда – пошлая убийственная скука. Но вот в этом, ужасающе прекрасном и непостижимом бытии, как это не парадоксально, и надежда, и свет, и свобода. И даже немного счастья. Заместитель Председателя Регионального Объединенного Движения «Русская философия» Источник: zavtra.ru Комментарии: |
|