Идеальная форма или реальность нереального.

МЕНЮ


Искусственный интеллект
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2020-03-21 16:20

Философия ИИ

Эта небольшая работа является осмыслением публикации Э.Ильенкова «Диалектика идеального». В данном труде Ильенков преодолевает психологизм, эмпиризм, индивидуализм в понятии идеального и утверждает всеобщность понятия, его объективность, несмотря на противоположность материальному. Он выдвигает два основных тезиса: 1) идеальное несводимо к сознанию; 2) природа идеального всеобща и объективна.

Критика понятия

Автор начинает с критики понятия идеального, отталкиваясь от того положения, что идеальное не ограничивается сознанием и к нему несводимо, в силу потери, врезультате такого сведения, противоположности между идеальным и материальным. Идеальное, помимо сознания, вмещает в себя также мышление, волю, дух, душу и психику. Идеальное стоит определять как категорию — всеобщее понятие — для того, чтобы оно содержало в себе все идеальные формы, которые только возможны.

Ильенков подчеркивает, что категорию не стоит определять выделением частных и особенных качеств «определяемого» по причине того, что отношение материального и идеального как всеобщих и равных понятий, в таком случае, заменяется отношением всеобщего и особенного (индивидуального); идеальное не есть частный случай материального.

Понимание идеальных форм не как объективируемых норм-правил, образов-схем, а как индивидуальных, частных «феноменов сознания» приводит к вульгарной трактовке материального, в которой не учитываются общественные формы сознания, и где идеальное сводится к нейрофизиологической деятельности и в конечном счете к материальному.

В узко-психологическом понимании отношения идеального и реального (материального), отдельно взятому идеальному — индивидуальной душе — противоположена так же и другая душа, но уже не как идеальное, а как нечто материализованное, реальное. В таком ракурсе, существование души другого индивида, как некоторого идеального, ставится под сомнение, а далее само понятие идеального «растворяется» в материальном. Иными словами, идеальное в понятии сводится к материальному и смешивается в тождестве на основе материального: материальное поглощает (растворяет в себе) идеальное.

Вульгарно-материалистически понятое идеальное, с одной стороны, приводит к механистическому пониманию идеального, в котором не остается места для творчества мысли, а с другой стороны — «расширяет» сферу идеального, в которую включается уже чисто материальные процессы, что, опять-таки, приводит к «растворению» идеального как такового в материальном.

Идеальное не есть психообраз индивида, а отделившаяся от индивида, противостоящая ему, опредмеченная, объективируемая форма материального. Иначе говоря, идеальное есть форма материального.

Содержание понятия

Ильенков утверждает, что противоположность идеального и материального не относительна: она независима от того с какой стороны на неё смотреть, и независима от случев, в одном из которых противоположность имеется на лицо, а в другом ее нет. Идеальное и материальное строго противоположные категории, которые недопустимо сводить друг к другу, чтобы не происходило смазывания границ между ними.

По Марксу, на взгляд Ильенкова, материальное превращается в идеальное в процессе материальной жизнедеятельности общественного человека, а затем идеальное превращается в материальное. Эти противоположные процессы замыкаются в цепь, которая в движении выглядит спиралью. По мнению Ильенкова, Маркс понимал идеальное как «форму общественно-человеческой психики».

«…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 21.

Автор утверждает, что «форма стоимости», которую Маркс исследует в первой главе Капитала, есть идеальная форма.

«Дело в том что «форму стоимости» может принимать на себя любой чувственно-воспринимаемый предмет, удовлетворяющий, прямо или косвенно, человеческую потребность, – любая «потребительная ценность». Это – непосредственно универсальная форма, совершенно безразличная к любому чувственно-осязаемому материалу своего «воплощения», своей «материализации». Форма стоимости абсолютно независима от особенностей «натурального тела» того товара, в который она «вселяется», в виде которого она представлена. В том числе и от денег, которые тоже лишь выражают, представляют своим специфическим телом эту загадочную реальность, но ни в коем случае не есть она сама. Она всегда остается чем-то отличным от любого материального, чувственно-осязаемого тела своего «воплощения», от любой телесной реальности.» Ильенков Э.В. Диалектика идеального. Логос №1 (69) 2009. С. 21

Форма стоимости, которую принял продукт труда, универсальна и независима от всех физических и иных качеств этого продукта. Стоимостная форма, выражая собой качество товара, остаётся отличной от самих предметно-чувственных качеств товара. Эта форма идеальна и реальна, и находится она не в сознании, не в голове человека, но без человека не существующая. Т.е. идеальная форма есть сама реальность, независимая от того, мыслит ее человек или нет.

В идеальной форме одна вещь, оставаясь собой, находится в другой вещи: вещь в идеальной форме представляет не себя, а другую вещь, т.е. вещь играет роль, выступает за иную вещь. Мир идеального, противостоящий «индивидуальной душе», является миром представлений действительного, выраженным в общественном сознании в виде слов и образов.

«Идеальная форма вещи – это форма общественно-человеческой жизнедеятельности, но существующая вне этой жизнедеятельности, а именно – как форма внешней вещи, репрезентирующей, отражающей другую вещь. И наоборот, это форма вещи, но вне этой вещи, и именно – как форма жизнедеятельности человека, в человеке, «внутри человека». Ильенков Э.В. Диалектика идеального. Логос №1 (69) 2009.

Идеальное есть продукт духовного труда человека, осуществляемого им с помощью мозга, и являющийся схемой реальной деятельности человека, согласующаяся с формой вещи вне головы. Но эта схема не иная реальность, а таже самая реальность, что и материальная; это образ материального, образ реальности, становящийся самой реальностью. Иными словами, идеальное это реальное в становлении.

Природа идеального.

В дальнейшем автор рассматривает природу идеального и отношение всеобщего к частному, индивидуальному. Ильенков отмечает, что общественное сознание является исторически сложившейся системой объективных представлений, коллективным разумом, всеобщим духом, независящим от индивидуального сознания. Общественное сознание не состоит из индивидидуальных сознаний, оно не есть нагромождение или сумма единиц или частностей; общественное сознание является массой, находящейся в каждом индивиде. Каждый индивид есть не только субъект со своим личным опытом, знанием и сознанием, а он еще и обладатель общественного сознания. Общественное выступает как неразлагаемая на составные части масса, носителем которой является индивид. Каждому члену общества принадлежит частица этой общей массы, невыразимой в определенной мере или доле общего.

В гегелевском понимании идеального одна чувственно-воспринимаемая вещь представляет другую вещь, и оставаясь собой, выражает всеобщую природу этой другой вещи, совершенно отличную от этой вещи. Т.е. эта природа отлична от чувственной вещи по существу.

Подводя итог, можно сказать, что идеальное это не чистый образ, оторванный от реального, а такой образ реальной вещи, который стал выражением всеобщей объективной сущности этой вещи. Форма стоимости идеальна и универсальна, потому как приняв её любой предмет или вещь находит в ней своё выражение. Любая единичная вещь причастна к всеобщему.


Источник: m.vk.com

Комментарии: