Fembot’s tale: как виртуальным помощникам добиться равенства с людьми |
||
МЕНЮ Искусственный интеллект Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту ТЕМЫ Новости ИИ Искусственный интеллект Разработка ИИГолосовой помощник Городские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2020-03-06 20:00 Человечество и сегодня продолжает движение в сторону светлого будущего, картина которого мало-помалу становится всё менее абстрактной. Сегодня человеку гораздо легче в деталях спланировать, как будет выглядеть его идеальный дом, или почти мгновенно построить маршрут передвижения во время отпуска. Не меньшего внимания заслуживают и те, кто ему с этим поможет. Кто такие виртуальные ассистенты В апреле прошлого года вышла статья Деяна Йотановича под названием The Future is Fembot: Can We Change the Direction of Gendered Art? В этом достаточно масштабном, но при этом искреннем и эмоциональном эссе автор пытается определить, в какой мере социум оказывает влияние на индустрию виртуальных (и/или роботизированных) помощников. Виртуальные ассистенты (IVA, IPA) — «имена» Алексы, Сири, Кортаны и Алисы наверняка знакомы почти каждому из читающих эти строки, — давно проникли практически во все сферы нашей жизни. Служба Google Duplex уже более двух лет неплохо справляется с бронированием столиков в ресторане или записью на стрижку (и даже грамотно заполняет возникающие в разговоре паузы), Сири избавляет от необходимости лично проверять, выключен ли свет на втором этаже, а чуть менее популярный Bixby с 2017 года играет роль первого виртуального сопроводителя немобильной техники — например, холодильников. Принцип действия практически любого IVA сводится к распознаванию речи владельца и выдаче ответа, подходящего по смыслу или запрашивающего повторный ввод. Сири в последнем случае, например, извиняется, — скорее всего, за невозможность мгновенного реагирования. Или нет? Слуга всех господ Опираясь сразу на несколько источников, Йотанович осмеливается предложить своему читателю не самую приятную из аксиом. Выясняется, что роботы и виртуальные помощники вынуждены «зеркалить» всё, что на них проецирует пользователь. Чтобы не пугаться написанных на эту тему крупных текстов (хотя не прочесть A Cyborg Manifesto Донны Харауэй было бы крупной ошибкой), взглянем в сторону кино. Йотанович апеллирует к образам феминизированных роботов (фемботов) в таких фильмах, как «Степфордские жёны» (2004), «Она» (2013) и «Из машины» (2015). Трейлер последнего начинается с фразы «Стирая грань между человеком и машиной, мы стираем грань между человеком и богом» — слова хорошие, но действительности соответствующие лишь отчасти. Несмотря на то, что фембот Ава оказывается достаточно революционным персонажем со своими целями и планами, ей присущи и стандартные атрибуты женственности: внешняя податливость и смиренность, ориентированность на собеседника — и, конечно, высокий уровень привлекательности. Йотанович замечает: феминное оформление даже максимально далеких от привычного нам человеческого облика (как выглядит Алекса?) машин — результат бытования в обществе сильных патриархальных установок. В своей статье он упоминает выпущенного в 2016 году фембота «по имени» София: светловолосая красавица раздаёт интервьюерам щедрые улыбки и среди прочего даже упоминает, что хотела бы однажды завести своих собственных детей. Заметим: София не просто выдает одну из заученных фраз, а распознаёт реплики собеседника прямо по ходу диалога и генерирует свой ответ, подстраиваясь необходимым образом. Поэтому выбор ответных реплик не случаен: по ним можно понять, как именно представлен образ женщины в обучающих данных. Забота и обслуживание, возложенные на «плечи» машин, требуют большой эмоциональной отдачи. Из-за того что машина не может испытывать чувства, настройку производят заранее: например, подбирают диктора с высоким, тонально богатым голосом, и четко прописывают систему фраз, из которой будут выбираться ответы пользователю. Так закрепляется наше отношение к помощнику как к слуге, учтивому и безотказно отвечающему на все вопросы, — и приближается та черта, за которой пользователь станет считать вопрос «Сири, какой у тебя размер груди?» вполне допустимым. Мы пойдём другим путём Для выхода из сложившейся ситуации потребовалась бы смена приоритетов, — вопрос в том, чем для этого придется жертвовать. Успешный пример голосового ассистента без гендерно-специфических черт (разумеется, без снижения эффективности) демонстрирует виртуальный помощник Кай — он представляет компанию Kasisto, клиенты которой стремятся интегрировать ИИ в свой бизнес. В чём-то аналогична ему и немецкая помощница Амме: несмотря на то, что «она» носит женское имя, диалог с ней совершенно не похож на общение с большинством вышеупомянутых ассистентов. Жаклин Фельдман, проектировщица Casisto, пообщалась с Амме и удовлетворенно заметила, что она «дерзка, непринужденна, настоящая бунтарка по натуре», — чем не альтернатива в мире стандартных фраз, которые произносят одинаковые женские голоса? Источники
Источник: m.vk.com Комментарии: |
|